ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МЭЛОРИ, Томас

(1416 - 1471)

МЭЛОРИ, Томас - творчество писателя

МЭЛОРИ, Томас (Malory, sir Thomas - 1416, Ворикшир - 1471) - английский писатель.

О жизни Мэлори известно немного. Он написал о себе, что был рыцарем, называл себя сэром Томасом. Принимал участие в войне Алой и Белой роз - схватке двух древнейших родов Йорков и Ланкастеров за власть в стране. Сначала Мэлори был на стороне Йорков, потом переметнулся к Ланкастеров. Известно, что в 1445 г. Мэлори представлял свое графство в парламенте. Затем совершил ряд преступлений, за которые оказался в тюрьме, где пробыл восемь лет. В 1460 г. был освобожден сторонниками Йорков. И через восемь лет снова попал в тюрьму, но уже не по уголовным, а политическим обвинениям, как сторонник Ланкастеров. В 1470 г. был уволен. Большую часть своих трудов, если вообще не все, Мэлори написал в Ньюгетській тюрьмы.

Бурная жизнь, полная взлетов и падений, стало для Мэлори поводом к размышлениям о настоящем и кажущуюся человеческое величие и суть рыцарского служения Богу и королю. Замечательным материалом для осмысления проблем, волновавших его, стали легенды про короля Артура и рыцарей Круглого Стола. Легенды эти были распространены среди древних кельтов, которые жили на Британских островах, в Испании, Франции, в германских землях. У них существовал запрет на запись литературных и сакральных текстов и была развита устная традиция. Широкоизвестными рассказы о короле Артуре стали после того, когда их записал знаменитый латинский писатель XII в. Гальфрид Монмутский (ок. 1100 - ок. 1155), создавший «Историю бриттов» и изложил стихами ряд сюжетов в «Смерти Мерлина». М. писал по-французски и пользовался преобладание-ка французскими источниками. Это могли быть труда англонормандського трувера Васа, который писал в середине XII в. при дворе Плантагенетов французском и который придумал Круглый Стол в банкетном зале Камелоту - символ сословного равенства рыцарей. Это могли быть и работы французского трувера К. де Труа, который в последней трети XII в. обратился к артурівських сюжетов и разработал тему Грааля.

Мэлори назвал свое произведение «Полная книга о короле Артуре и его рыцарях Круглого Стола», из чего следует, что он стремился как можно полнее использовать для обработки все известные сюжеты артурівського цикла. Его книга известная всему миру под названием «Смерть Артура» («Le Morte d'Arthur»), которую дал первый издатель книги, английский первопечатник В. Кэкстон. Это название могло быть взятой из эпилога издания 1485 г. Кэкстон разделил труд Мэлори на 8 частей, 21 эпизод и 507 глав, которые обычно печатаются как одна книга. Названия главных частей обозначаются именами ведущих героев (только один раз наименованием значительного образа - «Священного Грааля»), а сочетание этих имен обозначает ведущий сюжет: «Артур и Луций» («Arthur et Lucius»), «Артур и Мерлин» («Arthur et Merlin»), «Повесть о сэре Ланселоте Озерном» (« Lancelot du Lake»), «Повесть о сэра Гарета Оркнейського на прозвище Прекрасные Руки» («Sir Gareth du Or Kney»), «Книга о сэре b tristram Лионского» («Tristram de Lyones»), «Повесть о Священный Грааль» («среди них, del saint Gral»), «Книга о сэре Ланселоте и королеве Гвіневеру» («Lancelot et Guinevere»), «Смерть Артура» («Le Morte d'Arthur»).

Общим образом для всех собранных Мэлори сюжетов стал образ полулегендарного короля Артура, возможно, и вполне реального вождя, с именем которого связаны все надежды и чаяния кельтов, обреченных на поражение в войне с англами и саксами. Мэлори рассказывает о рождении Артура от страстной любви короля Утера Пендрагона и Ігрейни Тінтагільської; о том, как в честь своего венчания с Ґвіневерою, дочерью короля Лоденгранса из страны Камілард, Артур получает от него Круглый Стол своего отца Утера, хранителем которого был Лоденгранс, а творцом всемогущий волшебник Мерлин, рожденный от союза дьявола и чистой девы. «Круглый Стол был построен Мерлином как знак истинной круглоти мира, и людям так и надлежит понимать значение Круглого Стола. Потому что весь мир, и языческий, и христианский, стремится к Круглому Столу, и когда человека принимают в братство Круглого Стола, она считает это для себя значительно выше милостью и вестью, чем получив полмира в собственные руки», - рассказывает отшельница сэру Персивалю Вельському (VI, III, 2). К братству Круглого Стола принимались лишь самые достойные. Вокруг него могло поместиться полторы сотни рыцарей, и когда кто-то из них погибал, на его месте чудесным образом проступало имя достойного занять его.

Мэлори отразил идеалы своей эпохи. Высшей доблестью рыцарей считалось (что было важным для героев эпосов) верное служение Богу и королю, способность быть непобедимым, выносливым, милостивым к побежденным, верным своему слову, рассудительным: рыцарь не задает пустых вопросов, он всегда готов заступиться за тех, кто страдает и просит о помощи. Артур требует от своих рыцарей, чтобы они не поднимали оружие для несправедливой войны - ни ради славы, ни все богатства земные. Считается, что за Круглым Столом собираются рыцари равной доблести. На самом же деле у каждого из них есть свои недостатки. Да, сэр Гавейн - племянник Артура - проявляет жестокость в своем первом рыцарском испытании и в дальнейшем бывает грубый, хвастливый, несправедлив. По вину рыцари бывают наказаны предательством друзей, неверностью тех, на кого возлагались больше всего на свете. Главарем рыцарства - непобедимым и самым доблестным - считается сэр Ланселот Озерный, но все его помыслы обращены к жене Артура - королевы Гвіневери, и это не дает ему возможности быть первым в служении Граалю - священном сосуде, которая бывает видимым только для безупречного рыцаря. Эта посудина способна наполнить благоуханием наибольшую зала и утолить голод и жажду всех рыцарей, которые там собрались. Ближайшее в деле служения Граалю оказывается сэр Персиваль Уэльский. И все же самым достойным и чистым будет признан сын Ланселота и дочери короля Пелеса Високородний принц Галахад, которому на возраста будет написано занять за Круглым Столом особое Погибельне Сиденья. Мерлин предсказал, что человек, который займет его, совершит самые славные подвиги в мире, но вынуждена будет непременно погибнуть. Високородний принц Галахад получил для себя меч, предназначенный для лучшего рыцаря света, как когда Артур получил свой меч Экскалибур - символ его власти.

В книге Мэлори содержится немало фольклорных мотивов и образов: волшебные камни и мечи, зачарованные источники и т.п. Героям снятся вещие сны, они встречаются с волшебниками и великанами, им пророчат судьбу. Так, Мерлин предвещает рождение Артура, его судьбу великого правителя, несчастливый брак с Ґвіневерою, которой суждено полюбить и быть любимой славного рыцаря Ланселота. Все его предсказания сбываются, а сам Мерлин, увлеченный любовной страстью к одной из приближенных Владычицы Озер, доверяет ему секреты своих чар и с их же помощью оказывается заключенным в скале.

В композиции часто используется прием трехкратных повторов: трое рыцарей отправляются в путь по приказу Артура; три короля перенесены феей Морганой в разные места; трое рыцарей разводятся на перекрестке трех дорог, условившись встретиться через год. И каждый раз рассказ трижды начинается с одной и той же точки и прослеживает приключения каждого персонажа из каждой троицы.

Мэлори, безусловно, развивает миф о сильного, непобедимого правителя, авторитет которого подчиняет и примиряет своеволие и своенравие равных по родовитости и заслугами феодалов. И как в мифе, в Мэлори нет хода истории.

Очевидно, для того, чтобы подчеркнуть единственность, неповторимость мудрого и справедливого Артура, Мэлори снижает образ короля Корнуельса Марка в сюжете о b tristram и Изольду и полностью расходится в трактовке этого образа с К. де Труа. У Мэлори Марк не мудрый, благородный правитель, который, как сына, любит b tristram, а гиперсексуальный, несправедливый, завистливый человек, для которого Изольда совсем не первая женщина, которую он не мог поделить с Трістрамом. Одной из самых серьезных причин распрей Мэлори полагал разрушительную силу и губительности женских чар. Так было с Мерлином, через них начались все беды Ланселота и Артура. Мотив этот появился еще в Гальфрида. Вслед за Гальфрідом Мэлори указывает на существование легенды о том, что король не умер и ждет своего времени, чтобы снова прийти в мир, как король Барбаросса в немецких легендах.

Дальнейшая история освоения сюжетов, обработанных Мэлори, идет двумя главными руслами, хоть автор каждой из обработок вносил что-то свое, неповторимое. Выдающиеся поэты обращались к артурівських сюжетов, сохраняя их идеализированный тон в описании рыцарских подвигов, сказочности приключений, нечеловеческих усилий рыцарей, которые спасали прекрасных дам. Этой традиции следовал Э. Спенсер в поэме «Королева фей» (1589) и А. Теннисон в цикле поэм «Королевские идиллии» (1859).

С другой стороны, уже в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера (1343-1400) ни один из рассказов рыцаря сэра Топаза не доведена до конца. Его все время перебивают, он никому не интересен, все понимают условность его рассказов и их оторванность от жизни. Героя, который пытался воплотить в реальную жизнь книжные рыцарские идеалы, изобразил М. де Сервантес в «Дон Кихоте». А в XIX ст. Марк Твен предложил прочитать текст рыцарских романов буквально и увидеть всю их кровавость, все спиленные головы. И их герои начнут тонуть в трупном смраде, каждый раз оказываясь более жестокими и знетямленими от ярости, чем милосердными. И таинственный, загадочный Мерлин окажется в таком прочтении лишь проходимцем и шарлатаном («Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», 1889).

В начале XIX ст. В. Скотт (1771-1832) перенесет героев рыцарских романов в исторический роман. И его романы станут двоплановими. На фоне исторических событий будут возникать ситуации вневременные, которые могли бы случиться везде и всегда, поскольку всегда и везде люди любили и боролись за свою любовь, и действовать в них міфологізовано-идеализированные герои.



С. Чорноземова