|
МАЙРІНК, Густав
(1868 - 1932)
МАЙРІНК, Густав - творчество писателя
МАЙРІНК, Густав (Меугіпк, Gustav - 19.01.1868, Вена - 04.12.1932, Старнберг) - австрийский писатель.
Родился в 1868 г. в еврейской дрібнобуржуазній семье. После окончания торговой академии в Праге работал в банке. С 1903 г. сотрудничал в юмористических венских журналах «Сімпліціссімус», «Милый Августин». Майрінк - автор сборников новелл «Горячий солдат» (1903); «Орхидеи «(1904); «Кабинет восковых фигур» (1907), объединенных в трехтомник «Волшебный рог немецкого обывателя» («Des deutschen SpieBers Wunder-horn», 1913), а также сборников «Лиловая смерть» (1913); «Летучие мыши»(1916).
Своеобразие его искусства напрямую связана с поэтикой позднего немецкого романтизма, в частности с творчеством Л. А. фон Арнима, Е. Т. А. Гофмана, а также с поэзией ужасов» Е. По, Б. д'Орвільї, В. де Лиль Адаиа и Ш. Бодлера. Прозаик культивировал искусство «странной истории» с призраками и ужасами. В нем говорило чувство отчаяния бедного интеллигента, честной, преданной своему ремеслу маленького человека, дух и внутренние ценности которой не способны проявиться во времена кризиса; она чувствует себя одинокой, обреченной на страдания, окруженной холодными призраками, лемурами, демонами и коварными сатанинскими силами. Мир посейбічний страшил Майринка своей непонятностью, действительность для него - ужасный и странный призрачный мир. Писатель спасался бегством в ирреальное, стремясь в лабиринте оккультного обрести истинное бытие, предавался размышлениям аскета или мыслил как фанатик, что напряженно ищет выхода из тесного круга вещного мира, чужого свободе.
Майрінк был одним из тех писателей, кто в начале XX в. почувствовал опасность, скрытую в научных открытиях. Тогдашнюю позитивистскую науку Майрінк уподобил до капиталистического предпринимательства, издеваясь над изобретателей и экспериментаторов. В присущей ему гротесковій манере он пытался свести естественные науки и технику (которую он называл то самообманом человечества, то воплощением злых надчуттєвих сил) до абсурда, убеждая, что мнимый властелин природы - лишь ее слепой раб, бессознательная жертва.
Годы Первой мировой войны Майрінк отразил как ужасающее видение конца света (роман «Зеленый лик» - «Das grime Gesicht», 1916). Средствами художественного воплощения этих настроений и их преодоление служили художнику преимущественно ирония, пародия, насмешка, которые доводят все реальное до невероятного степени гротесковості.
Творчество Майринка следует рассматривать в русле литературной традиции т.н. «пражской школы» немецкоязычной литературы (Г. М. Рильке, Ф. Кафка, Ф. Верфель и др.) с присущим этой школе тяготением к гротеску, пристальным вниманием к внутреннему миру личности, оказавшейся перед лицом грандиозных исторических катаклизмов, своеобразным сплавом узнаваемого, конкретно топографически очерченного пражского колорита с космическим масштабом художественного обобщения. Прага превращается в произведениях Майринка на своеобразную модель капиталистического мира. Предметом едкой насмешки возникает государство с его бюрократией, продажными политиками, финансовыми магнатами и т.д. Кроме того, в произведениях писателя самобытным способом отразилось то отрешенно апокалиптическое мировоззрение, которое присуще лучшим образцам экспрессионизма и сюрреализма. Майрінк достиг синтеза этих двух направлений. Реальность в привычном, обыденном ее понимании сливается с фантазией и сном, с мифами и легендами урбанистического фольклора, перерастая в жуткую фантасмагорию нечеловеческого бытия, на которое обрекает личность капиталистическое город. Именно в этой мысли, в этом мироощущении укоренена вся поэтика ужаса в произведениях Майринка, и именно эта мысль, это мироощущение оправдывают всю сложную, временем громоздкую конструкцию его произведений.
Майрінк часто сравнивают с Кафкой, который в своих фантастических построениях значительно дальше отходит от локальной конкретики. У Майринка зато, несмотря на всю мистичность и окультність, зриміше и конкретнее предстает реальность, из которой вырастает феномен «пражского гротеска».
Жанр известнейшего романа Майринка «Ґолем» («Der Golem», 1914) можно обозначить как философско-поэтическую притчу. Его герой - чудаковатый гравер-реставратор Атанасіус Пернатых то живописует свои сны, то ли на самом деле переживает таинственное превращение в Ґолема, искусственное существо, виліплену из глины по человеческим обликом неким раввином (чтобы иметь помощника) еще в конце XVI - нач. XVII ст. По легенде, Ґолем появляется в городе каждые тридцать три года. Когда Ґолемові в рот раввин вкладывал пергамент с таинственными знаками, то оживал, но под вечер раввин вынимал пергамент и Ґолем превращался в бездушного истукана. Эта легенда служит лишь канвой, по которой Майрінк плетет сюжет, показывая жизнь не только пражского еврейского гетто, но и духовное состояние всего окружающего мира.
Появившись 1915 г. в продаже, роман «Ґолем «мгновенно разошелся. Сочинение было дважды экранизирован во Франции и Германии. Фильмы немецких экспрессионистов («Носферату», «Кабинет доктора Калигари») причисляют к шедеврам мирового кино.
«Ґолем», что воспринималось прежде всего как феномен развлекательного искусства, к которому в свое время современники причисляли произведения Гофмана, По, Г. Шелли, считая их низкопробными белетристами, переведено почти всеми европейскими языками, отпечатано неслыханными тиражами. Сначала книга воспринималась как символ «литературы ужасов». Однако истинное значение романа открылось только со временем. Сейчас «Ґолем» с полным правом причисляют к лучшим образцам немецкоязычной прозы. В 1933 p., через год после смерти писателя, гитлеровцы вместе с книгами Г. Гейне, Г. Манна и других известных писателей сожгли и роман «Ґолем» , автор которого в одном из своих рассказов с невероятной провидницькою силой почти за двадцать лет до прихода А. Гитлера к власти предсказал появление паучьей свастики в Европе.
За Т. Денисовой и Г. Сиваченко
|
|
|