|
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович
(1893 - 1930)
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович - творчество писателя
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович (Маяковский, Владимир Владимирович - 07.07.1893, с. Багдади, поблете. Кутаиси - 14.04.1930, Москва) - российский поэт.
Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишены идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.
Маяковский родился в Грузии, где прошло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский поступил в 4-й класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его відчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. В течение следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 гг. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.
Первые стихи Маяковский написал около 1909 г. в тюрьме, в которую попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая последовала поэзию русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами издал альманах «Пощечина общественному вкусу» («Пощечина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых и В. Маяковским, со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Ранок» («Утро»), в котором в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы соответствовала духу современной «машинной» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларируемых Маяковским в альманахе футуристических тезисов стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, что калечит души людей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не способны оценить приносимую им жертву. В 1913 p. Маяковский вместе с другими футуристами совершил большое турне по городам СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростов, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и пытались внедрять в жизнь свои лозунги практически, даже одеждой и поведінкою. их поэтические выступления, посещение кафе или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, дракой, вмешательством полиции.
Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос отрицания буржуаВНОй действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Ад города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облако в штанах» («Облако в штанах», 1915), «Флейта-позвоночник» («Флейта-позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихотворения «Война объявлена» («Война объявлена», 1914), «Мама и убитый немцами вечер»(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерного мира бюрократов, карьеристов и приспособленцев, которые дискредитируют честный труд, чистая совесть и высокое искусство: «Гимн судье» («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»(«Гимн ученому», 1915), «Гимн взятке» («Гимн взятке», 1915) и др.
Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облако в штанах», которая стала своеобразным программным произведением поэта и в которой он наиболее четко и внятно изложил свои мировоззренческие и эстетические установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в обраВНОй форме конкретизируются четыре лозунги: «Долой вашу любовь», «долой ваш строй», «долой ваше искусство», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемірності бытия, что ее окружает, которая протестует и стремится к настоящего человеческого счастья. Первоначальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - была перечеркнута цензурой, но именно она наиболее глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всей раннего творчества Маяковского. Апостол - это ученик Христа, призванный внедрять в жизнь его учение, но в М. этот образ скорее приближается к тому, который позже появится в знаменитой поэме А. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христа и появление в этом ряду тринадцатого, «лишнего» по библейским канонам, апостола воспринимается как вызов традиционной мироздании, как альтернативная модель нового миропорядка. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и одновременно метафора, способна передать истинный масштаб поэтического явления представителя нового мира - Маяковского.
Тогдашняя поэзия Маяковского отрицает не просто отдельные проблемы и пороки современного общества, она отрицает саму возможность его существования, основополагающие, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт чувствует себя равным Богу. Поэтому в своем желании быть подчеркнуто антитрадиційним лирический герой Маяковского доходит до максимального эпатажа, такого, что, казалось бы, балансирует на зыбкой грани, за которой начинается отрицание морали и здравого смысла: он дает «пощечина общественному вкусу», требует у парикмахера «причесать ему уши» («Ничего не понимаю...»), становится на четвереньки и лает по-собачьи («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает в зал во время выступления: «я зарегочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). В сочетании с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиоВНОго. В его поэзии тех лет все напряженно до предела. Его лирический герой чувствует себя способным и обязанным решать не только задачи переустройства собственной души, но и всего человечества, задача не только земные, но и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные черты стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует себя чрезвычайно неуютно в буржуаВНО-мещанской среде. Он ненавидит и презирает всех, кто мешает Человеку с большой буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.» И в то же время, несмотря ни на что, даже в период наивысшего взлета футуристического эпатажа, Маяковский всегда оставался романтиком, одиноким, нежным, человеком, которая способна к состраданию и понимающий ценность «малейшей песчинки живого». О настоящего Маяковского свидетельствуют его стихи, в которых он с сочувствием говорит о «братьях наших меньших» («Хорошее отношение к лошадям», «Что ни страница, - то слон или львица «), стремится к гармонии Вселенной («Послушайте!»), с любовью пишет о детях. Подобный контрастный пафос присущ и таким приметным для ранней лирики поэта стихам, как «А вы смогли бы?», «Послушайте!», «Лілічко! Вместо письма...»:
Надо мной,
кроме твоего взгляда,
лезвие ни одного ножа не властное.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью испек,
и суетных дней звихрена суета
розшарпає страницы моих сборников...
Или же слов моих сухие листья
остановиться заставит,
жадно дыша?
Позволь хотя бы
последней нежностью выстелить
твои затихающие шаги.
(«Лілічко! Вместо письма...» , пер. И. В.)
Русскую революцию Маяковский встретил декларативным заявлением: «Моя революция. Пошел в Смольный. Делал. Все, что поручали». Позже Маяковский с гордостью вспоминал, что солдаты и матросы, которые штурмовали Зимний дворец, говорили два его поэтические строки: «ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!» Как отмечала позже критика, понятие «Маяковский» и «поэт революции» стали в это время синонимами. Эта аналогия утвердилась и за рубежом, где Маяковского начали воспринимать как своеобразный «поэтический эквивалент» Октября.
В 1918 г. Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), сотрудничал с газетой «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (Лиф), в 1923-1925 гг. издавал одноименный журнал. Стремясь использовать все художественные средства для оказания поддержки новому государству, пропаганды новых ценностей, Маяковский писал злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОС-И», 1918-1921). Творчество Маяковского советского периода в плоскости формальных поисков и художественных достижений в целом не уступает ранним стихам, тогда как содержание тогдашних стихов фактически сливается с идеологическими лозунгами правящего режима. Тогдашние стихи поэта проникнуты верой в победу идей нового общества, построенного по законам братства и справедливости. Поэт ассоциирует себя с «агитатором, горлаєм-главарем», который не противостоит толпе, а является его частью, рабочим, его голосом. Воплощением идейной позиции Маяковского этих лет стали его драмы и поэмы.
Вскоре после революции Маяковский создал пьесу-миф о всемирном социализм «Мистерия-Буфф» («Мистерия-Буфф», 1918), в которой представители пролетариата и крестьянства - «семь пар нечистых» спасаются в ковчеге во время всемирного революционного потопа, проходят ад и рай и находят «землю обетованную» - коммунистический Эдем. В поэме «150 000 000» (1921; количество тогдашнего населения Советской России) поэт выражает свое духовное единство с революционной стихией и народом, мечтает о том времени, когда революционные крестьяне завоюют США и провозгласят там победу коммунизма. Воспеванию коммунистических мифов посвящены и известные поэмы Маяковского «Пятый Интернационал» («Пятый Интернационал», 1922), «Владимир Ильич Ленин»(«Владимир Ильич Ленин», 1924), «Хорошо!» (Хорошо!», 1927). После нескольких поездок появилось много стихов, в которых он выражает свои негативные впечатления от «капиталистического мира наживы». Поэт осуждает противоречия буржуаВНОго мира, его негативные явления: «Небоскреб в разрезе»(«Небоскреб в разрезе», 1925), «Бродвей» («Бродвей», 1925), «Блэк энд вайт»(«Блэк энд уайт», 1926) и др. Недавно стало известно, что в последние годы жизни Маяковский начал осознавать принудительный, искусственный характер некоторых своих произведений. В черновиках было найдено горькое признание, что он «становился на горло собственным песням». В ответ на свою поэму «Хорошо!», которая воспевала штурм Зимнего дворца и построение социалистического общества, Маяковский собирался писать новую поэму - «Плохо!»
С конца 20-х гг. у Маяковского постепенно усиливалось ощущение разительного несоответствия политических и социальных реалий социалистической действительности тем высоким идеалам, с которыми ассоциировалась для него революция. Чем дальше, тем больше из-под пера поэта появлялись произведения, в которых он прибегает к сокрушительной критики негативных явлений советского быта, административно-чиновничої системы, культуры и искусства. Вершиной «революционной» сатиры Маяковского стали две его пьесы, написанные в последние годы жизни - «Клоп» («Клоп», 1929) и «Баня» («Баня», 1930). Первая из них является едкой сатирой на советское мещанство. Главный герой Присипкін, который маскируется пролетарским происхождением, чтобы устроить себе сытую и безбедную жизнь, в котором и следа не остается от тех ценностей, ради которых осуществлялась революция. Вторая пьеса - это сатира на бюрократические порядки в советских учреждениях. В центре изображения - конфликт между инженером Чудаковим, который изобрел машину времени, и бюрократом Побєдоносиковим, который пытается помешать научному открытию. Обе пьесы были признаны идеологически вредными, а поэту упрекали отсутствием в его произведениях партийности. Критики провозгласили, что Маяковский сбился с революционного пути, стал «попутчиком», на что поэт горько заметил: «Смешно быть попутчиком, когда чувствуешь себя революцией».
Постепенно Маяковский попал в литературную и идеологическую изоляцию. Его пьесы были сняты из постановок, ему было отказано во въездных визах в Париж (на свидание с возлюбленной, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой), его не признавали ни бывшие коллеги из Лифа, ни новые из Раппа, а выставку М. «20 лет работы» проигнорировали и партийные чиновники, и влиятельные литераторы. Драматизм положения М. еще больше осложнили его отношения с Вероникой Половской, которая якобы и любила поэта, но отказывалась оставить ради него мужа. Все это вызвало глубокий душевный кризис, следствием которого стало самоубийство Маяковского. Он выстрелил себе в сердце, оставив знаменитую посмертную записку:
Все, как говорят,
«инцидент поперчений»,
о быт
разбился любви баркас.
Жизнь,
надеюсь с тобой мы квиты,
к черту счета мук,
болей
и образ.
Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский
Через десять лет, очевидно, по тем же причинам - «нехватки воздуха», до самоубийства удастся и другая выдающаяся русская поэтесса - М. Цветаева, а в 1930 году, сразу после похорон Маяковского, она, одна из немногих, сказала о поэте те слова, на которые он на самом деле заслуживал и которые оказались пророческими для его посмертной судьбы: «Я боюсь, что, несмотря на всенародный погреб, несмотря на весь почет и все плачи за ним Москвы и России, Россия до конца так и не поняла, кто был подарен ей в лице Маяковского... Маяковский намного опередил нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, нас ждет. И оборачиваться на Маяковского нам, а может, и нашим внукам, придется не назад, а вперед».
Хотя еще при жизни Маяковского его слава начала тускнеть, от полного забвения Маяковского «спас», как известно, И. Сталин, который в ответ на письмо Лили Брик, бывшей любовницы поэта, которая пожаловалась на несправедливое отношение к Маяковского, через пять лет после его смерти наложил известную резолюцию: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличное отношение к его памяти и произведениям - преступление». Но эта «милость вождя» сыграла злую шутку с посмертной судьбой поэта.
Она заранее устраняла возможность объективного подхода к изучению творчества поэта, с правом на разные точки взгляда на его поэзию и способствовала канонизации Маяковского исключительно как пролетарского поэта, произведения которого, по словам Б. Пастернака, в этих новых условиях «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине». Конечно, как и любая «поэтическая величина», личность Маяковского сложная и неоднозначная, не лишена внутренних противоречий и драматических ошибок. Поэтому к поэту прежде всего нужно подходить беспристрастно, помня, что Маяковский - это сын сложной эпохи, которая началась с крупных революционных сдвигов и завершилась трагедией миллионов людей. Поэт пережил духовную драму, связанную с кризисом веры в социализм. Но, независимо от своих взглядов, он вошел в историю литературы как смелый новатор поэтического языка, системы версификации и средств художественной выразительности. Его поэзия отличается особой возвышенностью духа и постоянным поиском путей в будущее.
Не только в российской, но и в мировой поэзии вряд ли найдется еще один поэт, масштаб новаторских преобразований и художественных реформ которого можно было бы сравнивать с тем вкладом, который сделал в поэзии XX в. Маяковский. Поэтическому стилю Маяковского присущи подчеркнутая экспрессивность, повышенная метафоричность. Стихи М. часто строятся как одна большая развернутая метафора. В этой самой функции Маяковский использует и гиперболы, которые фантастически увеличивают признаки изображаемого и тем усиливают эмоциональное впечатление от него. М. пропагандирует «сломанный» синтаксис, который противостоит логически упорядоченном, четком порядке слов в предложении. Любимые приемы М., что разрывают традиционный синтаксис, - это раВНОобразные, иногда очень сложные формы инверсии, нарушение форм грамматического подчинения слов, т.н. «телеграфный» синтаксис, имитирующий стиль телеграфных фраз. Маяковский ввел в русскую поэзию беспрецедентно большое количество неологизмов, демократизував поэтическую речь как в лексическом аспекте (прозаїзми, вульгаризмы, професіоналізми и т.д.), так и в интонационном, предоставив поэтической речи выразительных интонаций прозаической речи. Вслед за символистами и акмеїстами Маяковский продолжил внедрять в русскую поэзию новую, тоническую систему стихосложения, причем делал это гораздо смелее и радикальнее от своих предшественников. Поэт разработал новый графический рисунок стиха - знаменитую «лесенку», которая выносит слова и их группы в отдельные строки, что усиливает их смысловую вес и обеспечивает точность смысловых впечатлений. Маяковский ввел в поэзию новые виды рифмовки (рифмуя начала поэтических строк, конец предыдущего и начало следующего, конечные слова строк со словами с середины строк и т. д.), а также обосновал смысловую функцию рифмы как таковой позиции стиха, на которую должно выноситься самое важное в смысловом аспекте слово строки. С навальным шквалом сравнивал поэтические поиски М. П. Неруда, а О. Мандельштам назвал его первым среди поэтов, творчество которых рассчитана «не на вчера, не на сегодня, а навсегда».
В 1912-1914 гг. Маяковский трижды посетил Украину, а с 1924 - ежегодно. Здесь он выступал в целом ряде городов, воспел столицу (стихотворение «Киев», 1924). посвятил Украине теплые строки в стихах «Долг Украине»(1926), «Нашему юношеству»(1927), «Три тысячи и три сестры»(1928) и др.
Произведения Маяковского украинском языке переводили П. Тычина, М. Бажан, Ю. Яновский, Л. Первомайский, Остап Вишня, М. Терещенко, П. Воронько, С. Голованевский, Есть. Дроб'янко, Г. Лубкивский и др.
В. Назарецъ
|
|
|