|
МАРШАЛЛ, Алан
(1902 - 1984)
МАРШАЛЛ, Алан - творчество писателя
МАРШАЛЛ, Алан (Marshall, Alan - 02.05.1902, Нурат, шт. Виктория - 21.01.1984, Мельбурн) - австралийский писатель.
Детство Маршалла прошло в сельской Австралии, среди экзотической природы, полной удивительных животных и экзотических растений. Отец Маршалла, австралиец во втором поколении, начал работать с двенадцати лет. «Вся его образование,- писал Маршалл в автобиографической повести «Я умею прыгать через лужи»,- ограничилась несколькими месяцами занятий с вечно пьяным учителем... Начав самостоятельную жизнь, отец путешествовал по дороге от фермы к ферме, винаймаючись объезжать лошадей или перегонять стада». Любовь отца к природе, умение вести себя с простыми людьми австралийских поселков передались сыну. В шесть лет М. заболел детским параличом, что сделал его инвалидом на всю оставшуюся жизнь. В автобиографической повести Маршалл рассказывает, как он учился «прыгать через лужи» - овладевал тем, что было легким и естественным для его ровесников, а ему далось ценой невероятных физических усилий.
Драматические обстоятельства жизни Маршалла породили в нем не беспомощность и озлобленность, а удивительную стойкость и мужество, где не было даже мысли о жалости. После окончания коммерческого колледжа в Мельбурне, куда Маршалл вошел с намерением стать «писателем и бухгалтером», он пытался найти работу, что было крайне нелегко во время экономического кризиса конца 20-х pp. В 20-30-х pp. Маршалл сменил ряд профессий самого раВНОго толка - муниципальный клерк, ночной сторож, бухгалтер на обувной фабрике. В свободное время М. писал, не имея почти никакой надежды на публикацию своих произведений. Ежедневные газеты единодушно отвергали репортажи Маршалла о жертвах кризиса - «Образки из жизни пролетариата»; их печатала только рабочая «Воркес войс». В этой газете Маршалл «оттачивал зубы» публициста, участвуя в компаниях, которые она проводила: выступал против потогонной системы на заводах; на защиту Е. Киша, австралийского делегата конгресса против войны и фашизма, которому власти запретили въезд в страну; на поддержку республиканской Испании. В 1933 p. Маршалл написал рассказ «Сынок», что осталось неопубликованным в 30-х pp., как и многое другое из написанного в это время. Тема повествования - рождение нового человека; в муках рождающая приводит на мир, и окружающая природа прислушивается к ее стонов и сочувствует ей, а затем торжествует, приветствуя появление ребенка. Рассказы было восторженно принято австралийской литературной общественностью, однако Маршаллу было отказано в публикации за «излишнюю откровенность» произведения. В 1939 p. Маршалл редактировал «Пойнт» - небольшой антифашистский журнал. Его избрали председателем Лиги писателей.
Единственный роман Маршалла «Какие замечательные твои ножки» («How Beautiful are thy Feet», 1937; опубл. 1949), как и другие его произведения, имеет автобиографическое подоплеку. Действующие лица романа - рабочие и служащие мельбурнской обувной фабрики, раздавленной кризисом наподобие той, на которой работал сам писатель. Роман - достоверный зажал событий, свидетелем которых он был, «подслушанные» и диалоги действующих лиц. Автобиографична и фигура бухгалтера Маккормека, внимательного наблюдателя и благодарного слушателя. Маршалл затрагивает новый для австралийской литературы пласт - жизни городского пролетариата. Экономический крах, что поставил рабочих в особенно тяжелые условия, пробуждает в них стремление к социальным изменениям. Замечено, что приемы и образы романа, с одной стороны, традиционные, с другой - является безусловной новацией для австралийской литературы. Несомненный связь чудовища-фабрики с романами Э. Золя и Ч. Диккенса; в то же время, стремясь передать одновременно ритм производства и мнения рабочего у конвейера, Маршалл вводит «оборванные фразы, которые ассоциируются с незграйною симфонией фабричных звуков и шумов, отрывистым дыханием рабочего, что является приемом, свойственным для экспериментальной прозы Дос Пассоса, использует прием «потока сознания» в том виде, в котором он появляется в рассказах Е. Хемингуэя. Однако Маршалл не просто черпает из разных источников, он создает ідіостиль - емкий, лаконичный. Современники отмечали «неспособность» М. написать скучную фразу.
Встречи с семьями фронтовиков, поездки Маршалла в качестве корреспондента фронтовой газеты Квинсленд, Новым Южным Вельсом и Викторией стали основой для его очерков, посвященных судьбе простого солдата.
Во время поездок крайней, тропической Севером Австралии, путешествуя малоизученными районами полуострова Арнемленд, Маршалл знакомился с аборигенами, изучал их язык, быт и обычаи, записывал предания и легенды дикарей, лично заслужил прозвище «Гуравілла», то есть «Создатель историй». Маршалл обратился с гневной, патетической речью к своим согражданам на защиту коренного населения Австралии: «В Австралии существует рабство - рабство у найганебнішій и жестокой форме... У нас все еще можно, купив за десять шиллингов разрешение снимать аборигенов, получить неограниченную власть над любым их количеством... можно убить аборигена, не боясь наказания. Белым все можно!» Литературно обработанные переводы аборигенов вошли в книгу «Люди незапамятных времен» («People of the Dreamtime», 1952).
Жизнеутверждающий, оптимистичный стержень ощутимый в новеллах Маршалла. Сборники рассказов «Расскажи про индюка, Джо» («Tell us About the Turkey, Jo», 1946) и «Как ты там, Энди?» («How's Andy Going», 1956) снова раскрывают перед читателем скрытое и незаметное жизни простого народа Австралии. Цель Маршалла - исследователя души человека - показать в ординарному, нецікавому на первый взгляд, явлении его скрытую, глубинную сущность, сделать привычное таким, что заслуживало бы пристального внимания читателя.
Мастерство Маршалла-юмориста оказывается в создаваемых с начала 30-х pp. сценках и диалогах, впоследствии объединенных в сборник «Опустите штору»(«Pull Down the Blind», 1949), «Сталкиваясь с друзьями» («Bumping into Friends», 1950). В сборниках «Рассказы» («Short Stories», 1973) и «Молотами по наковальне» («Hammers Over the Anvil», 1975) интонация чаще вступает иронического, сатирического оттенка, а сюжет строится с выразительностью и остроумием анекдота.
Славу писателю принесла автобиографическая трилогия «Я умею прыгать через лужи» («Can Jump Puddles», 1955), «Это трава» («This is the Grass», 1962), «В сердце моем» («In Mine Own Heart», 1963), где говорится о его борьбе с недугом и победу над ней. Повесть «Я умею прыгать через лужи» признана самим автором лучшим произведением, это - несмотря на болезнь - возвращение к светлому и радостному миру детства. Главное в повести - противоборство мальчика с обстоятельствами своей жизни, которые не зависят от человеческого намерения. Автор повествует о том, как ребенок боролась, чтобы вопреки злой судьбе стать полноценным человеком, и что помогло ей в этой борьбе - борьбе прежде всего с Другим Мальчиком в себе, осторожным и беспомощным, который пытался уговорить Алана смириться с печальной судьбой калеки. Вместо постоянно розкручуваної пружины сюжета Маршалл выстраивает эпизоды, помещая в фокус моменты преодоления, - они и составляют внутренний костяк повести. Алану чуждо трагическое мироощущение «маленького калеки»: он дерется на палках со школьным недругом, спускается в кратер потухшего вулкана, учится плавать, ездит верхом... Все это для Алана - преодоление очередной вершины, новая победа над беспомощностью. Радость этой победы делят с Аланом его родители, убежденные в том, что «оберегая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце». Мальчик вырастает не в идеальном мире. Мир детства Маршалла знает и печальные дни - например, когда во время засухи гибнет от голода скот; и, конечно, огромное расстояние отделяет домики бедняков Туралли от особняка миссис Карузерс, землевладелицы, которой все окрестные фермы задолжали; и кто-то рвется в Квинсленд, где, говорят, можно недорого купить участок. Но вся глубина социальных противоречий, жестокость, грязь, пороки открываются в следующих частях трилогии, где в поле зрения автора - Мельбурн 20-х гг. и периода депрессии: дешевые номера и пансионы, конторы и фабрики, уголовные преступники и проститутки, черствые работодатели, рабочие и бродячие безработные, уличные проповедники и журналисты. Ни уродливые явления общественной жизни, ни разруха, ни даже смерть не разрушают целостной картины мира ребенка, а впоследствии - юноши Алана.
Маршалл никогда не избегал грустных и серьезных тем - наоборот, и как человек, и как писатель он всегда готов откликнуться на боль другого человека. Но вера в окончательную победу добра, вера в возможность счастья, зависят прежде всего от самого человека, а не от обстоятельств его жизни, дает надежду читателю книг Маршалла, придает ему силы и уверенности в том, что прекрасный, жизнелюбивый и человечный мир все-таки существует.
Символическими являются названия последних книг писателя - «Австралия Алана Маршалла» («Alan marshall's Australia», 1981) и «Бойцы Алана Маршалла», благоустроенные его секретарем Гвен Хардисти. В первой из них собраны публикации писателя 50-х pp. Эти рассказы - сплав реальности и фольклора - воспроизводят колорит почти исчезнувшего провинциальной жизни. То же касается и последней книги Маршалла - сборника коротких рассказов, зарисовок, путевых заметок, которые охватывают период с 1934 по 1980 г.
Маршалл бывал в Украине, имел творческие контакты с журналом «Всесвіт», где в течение 1958-1976 гг. был опубликован ряд его произведений. Отдельные произведения Маршалла перевели М. Пінчевський, О. Гавура и др.
А. Дежуров
|
|
|