ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАРО, Клеман

(1496 - 1544)

МАРО, Клеман - творчество писателя

МАРО, Клеман (Marot, Clement - 23.11.1496, м. Кагор, дэл. Ло - 10.09.1544, м. Турин) - французский поэт.

Маро родился в южном городке Франции - Кагоре, в семье поэта-«риторика» Жана Маро. Он учился в школе при Парижском университете, впоследствии был пажом у Н. де Невіля, под руководством которого изучал искусство фехтования и верховой езды. Некоторое время Маро числился клерком, не столько занимаясь юриспруденцией, сколько участвуя в шумных собраниях братства Базоші и в театральных постановках, которые устраивала корпорация «Беззаботные ребята». Первая поэтическая попытка Маро - перевод эклоги Вергилия - датируется, вероятнее всего, 1512 г. Особенно интенсивно Маро начал заниматься поэзией в 1514-1515 гг. С тех пор в 1526 г. продолжался первый, «ученический», период литературной деятельности поэта.

Основное событие в жизни Маро в эти годы - поступление на службу в 1519 г. до сестры Франциска И Маргариты, будущей королевы Наваррской. Общение с этой образованной женщиной оставило заметный след в сознании поэта. Маро начал творческий путь как преданный ученик «больших риториків». Он подражал их в «Храме Купидона», «Послании Магелонни» и «Послании без чиновника». Однако вскоре Маро, не без влияния придворного окружения Маргариты, начал развивать в себе качества, которые стали приметным чертами его творчества, - чувство художественной меры, изящество и остроумие, умение живо и увлеченно повествовать, тонкая наблюдательность.

В Маро неуклонно усиливался интерес к воспроизведению чувственной стороны света, раВНОобразных зрительных впечатлений, как это наблюдаем, например, в послании «Из лагеря в Аттіньї принцессе Алансонській»(1521). Поэт мастерски изобразил здесь живописную пестроту военного лагеря, какофонию шумов, красок, движений. Используя профессиональные термины, характерные обороты солдатского речи, рельефно выделяя нужные детали, он создал выразительные образы воинов.

Маргарита Наваррська сыграла важную роль в становлении не только эстетических вкусов, но и мировоззрения М. Именно при ее посредничестве поэт познакомился с идеями т.н. «евангелистов», сблизился с реформационным движением. Новые веяния создали предпосылки для качественных изменений. Следующий этап творчества Маро длился с 1526 до 1534 г. Это период творческой зрелости и литературной славы (в 1532 г. многочисленные анонимные публикации дали поэту повод издать полное собрание произведений - «Клеманова юность» - «L'AdoIescence Clementine»). Переломную роль в жизни Маро отыграл 1526 г.

В этом году умер Же. Маро - и Клеман занял должность отца при дворе Франциска i, который в это время занимался гуманистами и терпимо относился к реформационного движения. Вместе с тем несколько ранее, в том же 1526 г., церковная власть начала преследовать лиц, заподозренных в сочувствии к протестантству, и добилась, в частности, заключения Маро.

Литературная деятельность Маро этого периода развивалась в нескольких направлениях. Среди произведений, которые Маро должен был писать как придворный поэт, доминируют не парадные стихи, а стихотворные миниатюры, в которых изображено преимущественно повседневную и галантное жизни двора. Они образуют интересную, богатую на бытовые детали светскую хронику времени.

Более значительной является любовная поэзия Маро, особенно цикл, посвященный, по мнению А. Лафрана, Анне Алансонській. Обычно, когда речь идет о любовные стихи Маро, отмечают их грациоВНОсть и остроумие. Однако за утонченной и сдержанной форме любовной лирики скрываются намеки на чувства, что наполняли его душу, на отзвуки его надежд и разочарований. Все это касается преимущественно песен, рондо и эпиграмм, а не элегий, в которых Маро разрабатывал любовную тему в более абстрактном плане. Любовная лирика Маро розмислова и наивная, но ей присущи тонкий душевный такт, чувство внутреннего достоинства и,что самое важное, - стихия народного творчества.

Центральное место в поэзии Маро занимают послания. В этом жанре особенно ярко проявилась новаторская роль поэта. В период между 1526 и 1534 г. он создал несколько самых примечательных посланий, в частности «Другу Лиону», «Королю, с просьбой освободить из тюрьмы», «Королю, с просьбой назначить на отцовскую должность», «Королю от обворованного поэта». Послание Маро раВНОобразные по содержанию и оттенками. Среди них попадаются послания-рассуждение, стихотворные новеллы, басни и сатиры.

В посланиях проявилась безудержная остроумие Маро, его мастерство рассказчика и умение создавать образы - типы, которые запоминаются. В послании «Королю от обворованного поэта « (1531) чередуются, не нарушая художественного единства, вступительная моралістична сентенция, в юмористическом тоне рассказанная новелла, пронизанный элегическим грустью отступление, обращение к королю, которое, несмотря на формальную бурлескність содержит серьезные намеки, и, наконец, торжественный, выдержанный в одичному тони заключительный аккорд. Маро обрисовал образы трех персонажей. Это вороватый слуга поэта, любитель поесть и выпить, смерть, но в то же время весельчак и любимец девушек; король - ренессансный государь, который любит послушать рассказы об интересных приключениях простых людей, но способен сразу же проявить властную натуру обладателя; и это, наконец, вентральный образ поэта, человека богатой и тонкой души.

Обращение к посланию, как и работа над элегией и епіграмою, свидетельствовали о заинтересованности Маро античной культурой. Однако внутренне эти жанры остались у него связанными с сугубо национальной литературной традиции. В письмах поэта встречаются не только сюжетные мотивы, шутки и каламбуры, что ведут происхождение от фабио, фарсов и сотые. В них ощутимы и отзвуки поэтической манеры Ф. Вийона, творчество которого Маро высоко ценил, а его произведения переиздал в 1532 г.

Столкновения с властью и знакомство с застенками Шатле оказали значительное влияние на сознание Маро, разбудив в нем сатирика. В том же году он написал поэму «Ад» и «L'Enfer») - одно из самых значительных достижений ренессансной сатиры. В этой поэме Маро, отталкиваясь от личных впечатлений, развенчал тюремные обычаи своего времени и беззакония судебной власти, восстал против пыток и издевательства над человеком.

В 1534 г. Франциск И резко изменил свое отношение к Реформе и гуманизма. Из-за угрозы ареста Маро вынужден был бежать за границу, в Италию. С 1534 по 1536 г. он находился в Ферраре, при дворе местного герцога, а затем в Венеции. Период первого изгнания сыграл значительную роль в творческом развитии М. Поэт и раньше живо интересовался античной литературой. В 1530 г. он опубликовал перевод двух книг «Метаморфоз» Овидия. Однако в Италии Маро особенно усиленно начал заниматься латинском языке и изучать античную наследство (Овидий, Вергилий, Марциал) и итальянскую поэзию. В этот период он создал оригинальный тип сатирического послания, т. н. «coq а Гапе» («путанки»), которые за внешней хаотичностью поэтической мысли, что перескакивала с одного предмета на другой, скрывали завуалированные, но острые намеки на тогдашние политические проблемы.

В конце 1536 г. королевская амнистия дала Маро возможность вернуться на родину. Начался заключительный этап в творческом пути поэта. Маро отправился прежде всего в Лион, где литера-торы-гуманисты устроили ему торжественную встречу. Центральное место в творческой деятельности Маро этих лет, который издал в 1538 г. сборник своих сочинений и написал много стихотворений на случай, занимает перевод псалмов Давида. Псалмы Маро (их всего 50) отличаются значительным ритмическим раВНОобразием, богатством строфічних построений, музыкальностью стиха. Они сыграли значительную роль в развитии французской лирики, подготовив будущее рождение и расцвет жанра оды во 2-й пол. XVI ст. Они повлекли за собой и значительный общественный резонанс, снискав популярность среди гугенотов. Это обстоятельство (после появления в 1542 г. нового королевского эдикта, направленного против сторонников протестантского движения) заставила Маро второй раз бежать за границу, на этот раз в Женеву. Там поэт вскоре законфліктував с кальвинистскую властями города. Покинув Женеву, Маро путешествовал по городам Северной Италии. Разлука с родиной обострила в нем патриотические настроения. Особенно примечательно в этом плане «Послание графу Енгієнському по поводу его победы возле Черізолі», где поэт прославляет могущество Франции и ее победы. Он обещает в будущем пренебречь камерными темами и посвятить себя монументальным эпическим произведениям. В позднем творчестве Маро усиливаются тенденции, которые непосредственно определяют заранее поэтическую реформу «Плеяды». Однако самому поэту не суждено было развить эти предпосылки. Он умер в сентябре 1544 г. в Турине.

Украинский язык отдельные стихи Маро перевел М. Терещенко.



За Ю. Віппером