ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАРЛО, Кристофер

(1564 - 1593)

МАРЛО, Кристофер - творчество писателя

МАРЛО, Кристофер (Marlowe, Christopher - 06.02. 1564, Кентербери - 30.05. 1593, Дептфорд) - английский писатель.

Родился в Кентербери, в семье сапожника, мастера цеха сапожников и дубильників. На протяжении многих веков в Кентербери шли многочисленные паломники на могилу Т. Беккета, непокорного архиепископа, убитого посланцами Генриха II. Там же находился дворец архиепископа, проводника национальной церкви, наделенного правом короновать английских монархов. С XVI в. в Королевской грамматической школе начали бесплатно обучать 50 мальчиков за счет церковных доходов.

Не сразу в семье нашлись деньги для того, чтобы дать Кристоферу начальные знания. В грамматическую школу он пошел только в 14 лет на церковную стипендию и изучал латынь и основы греческого языка, пение и стихосложение. Одним из самых ярких впечатлений Кристофера был приезд в Кентербери королевы Елизаветы. Две недели в городе присутствовали пышно одетые придворные, проходили торжественные процессии и празднества. Архиепископ Паркер установил несколько стипендий для обучения уроженцев Кентербери, Кембридж и подготовки их к духовной карьере. Это дало Марло возможность продолжить образование. С марта 1581 г. он стал студентом Кембриджского колледжа Тела Христова. Университетской жизни тех лет отличалось определенной свободой нравов, но для небогатых студентов правила были достаточно суворими. их следовало тщательно выполнять, чтобы получить еженедельную стипендию размером в шиллинг. Нужно было обязательно посещать занятия, нельзя было носить длинные волосы и модной одежды.

В университете Марло познакомился и подружился с Т. Нешом, совместно с которым по окончании университета он напишет первую пьесу «Дидона, царица Карфагена» («The Tragedie of Dido, Queene of Carthage», 1587) - о любви Дидоны к Энея. Пьеса не имела большого успеха. В те же годы Марло сошелся с Т. Волсінґемом, племянником руководителя английской тайной полиции и члена Тайного Совета сэра Ф. Волсінгема.

В 1583 г. Марло получил степень бакалавра и начал готовиться к экзамену на степень магистра. Но в праве сдать экзамен ему было отказано из-за систематическое непосещение занятий, связанное с поездками, маршрут и цель которых были неизвестны. Экзамен он сдал после уведомления Тайного Совета о том, что Марло послужил ее величеству королеве. После окончания университета Марло начал свою деятельность драматурга в Лондоне, где поселился в районе Нортон Фольгейт - ближе к театров.

Настоящим триумфом было появление в театральном сезоне 1587-1588 гг. трагедии Марло «Тамерлан Великий». В центре пьесы - титаническая фигура, которая ставит перед собой грандиозные цели, что в эпоху Возрождения считалось единственно достойным человека. «Скиф неизвестный, простой пастух», наделен сильной волей и физической мощью, стремится создать огромную империю, стать властелином мира. Он золотоволосый, высокий и статный... и в плечах такой широкий, что мог бы он без усилий... поднять весь мир», «тужаві мышцы длинных, ловких рук в нем избыток силы гордой представляют». «Удостоверяющий его телосложение и мощь, что миром он рожден укладывать». Замечательным исполнителем роли Тамерлана стал ведущий актер труппы Лорда Адмирала Е. Аллейн, который мастерски передавал патетику неримованого п'ятистопного ямба, что им был написан текст. Белый стих Марло отличался живостью, конец фразы или синтаксического периода в нем не всегда совпадал с окончанием строки, что способствовало образованию богатства интонаций.

Ко времени появления «Тамерлана» в королевском придворном театре и на сцене одного из самых дорогих лондонских театров - Блекфрайєрс - уже шла пьеса «Александр и Кампаспа», написанная придворным драматургом королевы Елизаветы Дж. Лили. В центре этой пьесы был обладатель полмира Александр Македонский, который хотел быть одинаково большим и на полях боя, и в мирной жизни. Тамерлан поглощен лишь страстью к завоеваниям. В то же время, он - живой человек, способный любить. Но и в любовных грезах рядом с Зенократою он мечтает о будущей могущество. Монологи Тамерлана посвященные размышлениям о человеческой величие и красоту. В битвах он жестокий и беспощадный. И уже зная, что его подстерегает смерть, продолжает завоевательную битву и хочет покорить своей воле даже болезнь и смерть. Он стремится быть победителем даже над естественным ходом вещей.

В первые же годы жизни в Лондоне Марло вошел в кружок В. Ралли, который отличался свободомыслием, атеизмом и был казнен в 1618 г. по ложному обвинению в измене королю. Ралли объединял вокруг себя поэтов, был замечательным критиком и написал «Ответ нимфы», в которой показал неуместность пасторальных условностей в стихи Марло «Страстный пастух - своей возлюбленной».

В кружке Ралли Марло познакомился с ним высоко оцененным Т. Херіотом (1560-1621), выдающимся ученым-математиком, который разработал немало постулатов алгебры и аналитической геометрии, переписывался с И. Кеплером и использовал телескоп для наблюдений за звездным небом. Свои новые впечатления и предварительные наблюдения за университетским жизнью Марло воплотил в «Трагической истории доктора Фауста» («The Tragical History of Doctor Faustus», 1593), которую в современном английском литературоведении считают последней пьесе, написанной М. В пьесе воплотились размышления эпохи Возрождения о грани между сомнением и ересью. В центре - фигура доктора Фауста, неугомонного в своей жажде знания. Марло одним из первых ввел в мировую литературу этот образ немецких народных книг, переведенных на английском языке и изданных в Англии 1550 г.

Фаусту кажутся невыносимыми любые ограничения, налагаемые на знание:

Бессильна философия надоела

Мне давно, пусть для мелких умов

Дают пищу право и медицина,

А низменное богословия хуже всех,

И магия одна меня лишь манит...

И я, что умел коротким силогізмом

Всех пасторов немецких спростувать

И заставлял ученых Віттенберґа

Слетаться к тезисам моих, словно

Адских духов до песен Орфея,

Агріппу перевершу, что когда

Его вся Европа уважала!

(Пер. М. Крыши)

Он готов отдать свою душу за абсолютное великое знание. Но Фауст поражен тем, что даже Мефистофель не хочет отвечать ему на все вопросы. Он не получает ответа на вопрос: «Кто создал мир?» и упрекает Мефістофелю: «ты Поклялся на все вопросы Отвечать!» И Мефистофель ответит ему: «Лишь только то, что аду не враждебно». Мысль Фауста окажется смелее и зухвалішою за мефістофелівську. Но Фауста не манит ограниченное знание. И теперь, чтобы удержать Фауста, необходимо вмешательство самого князя тьмы - Люцифера. Он бросит Фауста прямо в вихрь событий.

Некоторые сцены пьесы Марло построены по правилам моралите - жанр, в котором традиционно о судьбе героя спорили Грех и Добродетель. Задушу Фауста борются Ангелы добра и зла, Люцифер, Вельзевул и Мефистофель. Появляются и характерные для моралите аллегории семи смертных грехов - Гордыни, Жадности, Гнева, Зависти, Чревоугодия, Лености, Любострастя. Но присутствие в пьесе такой мощной фигуры как Фауст выводит ее за рамки моралите и подносит к высокой трагедии Возрождения.

Фауст сам выбирает между Грехом и Добродетелью. Он проиВНОсит слова: «не хозяин ты в своей душе?» В финале Фауст сам выносит себе приговор, считая, что ему нет прощения прежде всего потому, что, получив нечеловеческое знание, он забудет про свои великие замыслы и начнет растрачивать его на пустое штукарство. Ему нет трощення и потому, что он возводит на этот опасный путь людей, совершенно к этому не готовых. Комичная по своей тональности сцена, в которой конюх Робин, пользуясь магической книгой, вызывает Мефистофеля, сам не зная, ради того. Мефистофель разъяренный тем, что ради развлечения должен был преодолеть путь из Константинополя, и забрасывает Робина вертушками. Буфонність этой сцены, кроме веселья, несет в себе н атмосферу страха: на что еще способна недостойная человек, в руках которой окажется легко добытое магическое знание? О важности того, в чьих руках оказывается знания, в английской литературе будут писать Ф. Бэкон, Дж. Свифт, Д. Уэллс, А. Хаксли.

Не менее страшной силой наделены и деньги. И не менее важно, кто становится их обладателем. М. сумел показать это в трагедии, которая иногда прочитывается как гротесковая зловещая комедия, - Мальтийский еврей» («The Jew of Malta», 1598). Центральный ее персонаж - ростовщик Варрава, зараженный «приятной красотой денег». Ему, занятому делом, некогда рассуждать про нравственность или безнравственность своих поступков. Его влечет свойство денег, которую задолго до появления науки, изучающей функции денег, опишет Марло: золото в процессе обмена само себя приумножает. «Из ничего сначала создашь немного, потом больше, а затем - много». Варрава готов загубить свою единственную и страстно люблену дочь, чтобы только не потерять ничего из своих богатств. Он сообразительный лишь в накоплении. Когда видит, что люди, наделенные властью, могут отобрать у него деньги, он рвется к власти путем предательства, чтобы только сохранить свое право распоряжаться деньгами на свое усмотрение. Варрава поддерживает турок против ордена мальтийских рыцарей и пытается сделать так, чтобы его враги уничтожили друг друга. Все это оборачивается гибелью для него самого. Возрождение требовало от человека более широкого взгляда на вещи. Герои Шекспира будут рассуждать о том, что деньги - не самая высокая стоимость в жизни. Варрава же будет и страшный, и смешной до отвращения.

В сезоне 1589 г. появилась и другая пьеса Марло - «Парижская резня» («The Massacre at Paris»), с которой исследуется проблема власти: в чьих руках она оказывается и какой ценой завоевывается. В ходе гражданской войны во Франции между гугенотами и католиками победу одерживает король-гугенот Генрих Наваррский. Католики изображены Марло вероломными, корыстными, заносчивыми и жестокими. Их проводник - герцог Гиз. Гугеноты сильны своей сплоченностью, одержимые идеей братства и мира. Это придает им определенного величия. С необычайным достоинством держится сын угольщика Рамус, прямо отвечая на все обвинения.

Марло продолжил исследование этой темы в пьесе 1592 г., за основу которой взял сюжет из национальной истории, описанный в хронике Холиншеда «Эдуард II» («Edward the Second»). Правящий король Эдуард II, пользуясь своей властью, приближает к себе многочисленных фаворитов и осознает собственную никчемность лишь после того, как его лишает престола политический противник Мортимер-младший, который на словах действует на благо Англии, но, заняв трон, превращается в тирана и тоже теряет престол.

Через все произведения Марло проходит мотив фатума, неподвластного разуму, но тесно связанного с человеческими страстями. Эту же тему Марло пытался развить и в поэме «Геро и Леандр» - о богине, которая увлеклась пастухом. И когда две части поэмы были уже дописаны, в Лондоне произошли волнения подмастерьев. В поисках прокламаций полиция совершила обыск в доме драматурга Г. Кида, у которого была найдена рукопись с вольнодумными высказываниями. Арестован Кид сказал, что трактат принадлежал Марло. Последний был вынужден дать подписку о невыезде из Лондона, но из-за вспышки эпидемии чумы его выслали в Дептфорд, что в трех милях от Лондона, где он и был убит 30.05.1593 г. во время драки в таверне с тремя людьми из круга Волсінґема, который, очевидно, предвидя арест Марло, опасался его показаний об известных ему фактах деятельности тайной полиции.

Марло был похоронен на следующий день на кладбище Дептфорда. Внезапная таинственная смерть Марло породила немало легенд и версий.

На украинском языке «Фауста» Марло переложили Есть. Крижевич и М. Стриха.



Есть. Чорноземова