ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

(родился в 1928)

ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

Гарсиа Маркес - это один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы «магического реализма». Он родился 6 марта 1928року в провинциальном колумбийском городке Аракатака вблизи реки Магдалены. Отец будущего писателя был телеграфистом, добрым и отзывчивым человеком. Среди главных факторов и жизненных обстоятельств, которые определили будущий мировоззрение и круг творческих интересов писателя, он впоследствии подчеркнет благотворительный влияние маминых родителей, в семье которых он воспитывался (его бабушка Транкіліна знала множество невероятных историй и была непревзойденной рассказчицей; дедушка Николас, полковник в отставке, ветеран гражданской войны 1899-1903 годов - был мужественным и доброжелательным человеком), а также фантастическую атмосферу местности, где он жил, история и быт которой были овеяны многочисленными мифами и легендами.

Смерть деда в 1936 году изменила чудесный, порой фантастический мир детства Гарсиа Маркеса: он переезжает из родной Аракатаки до города Сапакіри, где учится в интернате. Именно здесь воспоминания детства и тоска по дому побуждают мальчика взяться за перо - он начинает писать.

С 1946 года Гарсиа Маркес - студент юридического факультета в Боготе - столице Колумбии. Санта-Фе-де-Богота (полное название столицы) становится местом издания первого печатного произведения писателя: в 1947 году выходит первый рассказ, хотя автор еще н° имеет четкой определенности относительно будущей литературной карьеры.

' В 1948році в связи со сложной политической ситуацией в столице, Гарсиа Маркес вынужден покинуть любимый город и переехать до Картахены. Здесь он еще некоторое время занимается юриспруденцией, но впоследствии переключается на журналистскую деятельность. 1950-1954 годы - Гарсиа Маркес - репортер из раздела хроники. С 1954 года он вновь в Боготе уже как журналист.

Писатель давно мечтал побывать в Европе, и его мечта, наконец, осуществляется: как корреспондент газеты «Эль Эспектадор» Гарсиа Маркес работает сначала в Риме, а позже переезжает в Париж.

Первые литературные попытки Гарсиа Маркеса принадлежат периода его обучения в интернате, где он пробует писать стихи и рассказы. Второй раз юноша обращается к литературе с середины 40-х годов, сочетая свои творческие поиски с журналистикой. Впрочем, слишком серьеВНО к своим тогдашних занятий литературой Гарсиа Маркес еще не относился, в шутку отметив, что свои первые рассказы написал с целью развеять скепсис критика и романиста Саламеа Борда относительно способности молодого колумбийского поколения выдвинуть из своих рядов собственных писателей. Первые художественные публикации Гарсиа Маркеса действительно не были удачными. Это прежде всего касается его повести «Палая листва» (1951), в которой он описал вымышленный городок Макондо, что напоминает реальное городок его детства Аракатаку. Это произведение был знаменателен еще и тем, что основал одну из ведущих тем всего дальнейшего творчества писателя, а именно - тему одиночества, отчужденности человека в мире. Дальнейшая его писательская карьера испытывала как успехов, так и временных занепадів. Один из его рассказов 1955 года «как-То после субботы» получило национальную премию Колумбии. Писательская слава приходит к Гарсиа Маркеса в 1967 году, когда появляется его роман «Сто лет одиночества», который имел невероятный успех и был поставлен критиками по глубине идейного замысла и уровню художественного совершенства в один ряд с сервантесівським «Дон Кихотом». В романе, навеянному биографическими образами детства, а также историческим контекстом жизни страны, изображены шесть поколений рода Буендіа - от его основания и до полного вырождения. Причиной этого вырождения становится замкнутость, изолированность от времени и проблем, которыми живут остальные люди, а в более глубокой смысловой перспективе романа вымирание рода Буендіа символически знаменует деградацию, духовный упадок человечества, которое все больше индивидуализируется и уединяется, теряя ту духовное единство, ту солидарность, которая выступает основным залогом выживания и развития. Именно в связи с романом Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества», впервые появляется и термин «магический реализм».

Еще одна магистральная тема творчества Гарсиа Маркеса - это проблема власти, ее философского и психологического обоснования и причин ее перерождения в неуправляемую законами и моралью деспотичную тиранию. Эта тема проходит через многие произведения писателя, из которых в первую очередь следует назвать сборник «Необычная и грустная история о доверительной Ерендиру и ее жестокую бабке» (1972), роман «Генерал в лабиринте» (1989) и особенно главный, по определению самого писателя, роман «Осень патриарха» (1975).

Выдающийся вклад писателя в развитие латиноамериканской литературы XX века был отмечен в 1982 году Нобелевской премией: «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты этого континента». Основными стилевыми чертами произведений Гарсиа Маркеса есть взаимопроникновение элементов реальности и фантастики, сочетание философских достижений современной латиноамериканской культуры с мотивами и образами индейской, негритянской и испанской мифологии, экспрессивный метафоризм, тяготение к символическим обобщениям и притчової манеры повествования, лаконизм и «снайперская точность речи».

«Старикан с крыльями»

Кто может однозначно различить, где заканчивается абсурд реальности, а где начинается фантазия любого писателя? С одной стороны, жизнь так раВНОобразна, что в нем случаются удивительные совпадения обстоятельств или просто ситуации, которые не укладываются в привычные рамки, а с другой - разве сознательные писатели-реалисты всегда придерживались только фактов? Художественное слово тем и отличается от документа, что оно всегда тяготеет к определенному обобщению, реалистические произведения могут содержать в себе и символический смысл, но это еще вопрос, что именно считает реальностью художник. Для атеиста Бог - выдумка, для верующего - часть действительности. Кроме того, не следует путать реализм изображаемого факта с реализмом идеи: они часто не совпадают. Стопроцентно символические произведения могут очень точно отразить реальные тенденции и сущность явлений или наоборот: внешне реалистичные могут оказаться откровенной ложью.

«Я реалист,- говорил о себе Габриэль Гарсиа Маркес,- потому что верю, что в Латинской Америке все возможно, все реально... и считаю, что задача писателя заключается в том, чтобы добиться соответствия между литературой и действительностью». Хотя эти слова касаются романа «Сто лет одиночества», они являются справедливыми для всего творчества этого писателя, стиль которого был назван «магической литературой».

Реализм Маркеса - во внутренней правдивости. А вот насчет фантастического компонента... Лучше рассмотреть это на конкретном примере.

Каждый верующий человек уверен в существовании ангелов. По крайней мере теоретически. Почему бы ангелу не посетить землю? В Библии мы неоднократно слышали про такие случаи. То эта фантастическая история, или нет? Это трудно утверждать однозначно. А то, что происходит в рассказе «Старикан с крыльями» вокруг этой чрезвычайной, но не такой уж фантастической для верующих события - вполне реальное.

Как современный человек будет реагировать на чудо? Бесспорно, именно так, как это делали люди, которые увидели этого старика с крыльями: кто-то видит лишь зрелище, такое же, как женщина, которая превратилась в паука, кто-то не верит своим глазам, хотя вроде и не удивляется и ищет соответствующих объяснений, а в целом чудо оказывается чем-то лишним в повседневной жизни.

А теперь вспомним некоторые библейские сюжеты. Далеко не всегда ангелы и святые появлялись на глаза людям в небесном сиянии. Наоборот, проверяя моральное, духовное состояние людей, они приобретали порой более чем скромного вида. Но отношение людей к ним решало дальнейшую судьбу целых городов и даже народов: кто-то получал награду, кто - то-наказание. Перед уничтожением Содома и Гоморры, например, тоже имела место подобная проверка.

Старый и немощный ангел ничего не дарит, никого не наказывает и даже ничего не предсказывает. А может, и предсказывает, но никто не понимает его языка - разве не символический момент? Даже священник не желает признавать в ангеле ангела (хоть и не откровенно отрицает такую возможность). Он лишь предостерегает не спешить с выводами тех, кто и так особо не спешит, ибо «если крылья не могут служить главным признаком разницы между ястребом и аэропланом, то еще меньше из этого можно распознать ангела», или, мол, в его виде недостаточно достоинства. При этом он на самом деле просто не желает брать на себя ответственность за признание чуда чудом, а шлет письма к высшей инстанции, где также начинают уклоняться от окончательного ответа, пишут отписки с дополнительными вопросами - и это продолжается вплоть до исчеВНОвения самого ангела.

А как относятся к стати - ангела - обычные люди? Пелайо держит его в курятнике; когда (с помощью ангела) выздоравливает его ребенок, он готов отпустить «старика с крыльями», но любопытство соседей и родственников оказывается сильнее чудо: он забывает о лучшие намерения и торгует зрелищем. Итак, ангел, что-то небесное, духовное по определению, становится средством получения денег, а когда спектакль надоедает, и пользы с ангела уже нет, последний уже просто раздражает случайных хозяев. Даже благодарности они не чувствуют, хотя значительно улучшили свое материальное положение: «На собранные деньги они построили большой двухэтажный дом, с балконами и садом, сделали везде высокие пороги, чтобы зимой в дом не проникали крабы, а окна забрали железными решетками, чтобы не проникали ангелы». Им не нужно чудо. Приземленность мировосприятие не позволяет им даже понять необычность того, что происходит.

«Ангел был единственным, кто не принимал участия в событиях, которым был причиной» - пишет Маркес. Если мотивации всех людей, которые видели ангела, понятны, то именно его бездействие может показаться странной. Но в этом скрывается главный философско-нравственный смысл рассказа, становится понятным, если попытаться найти объяснение этой бездеятельности. Люди вокруг ангела настолько погрузились в обыденность, что даже не заслуживают наказания (о награде речь не идет вообще). Не только посланца высших сил, а даже живое существо, равное себе, не видят они в ангеле, но делают это скорее из-за душевную ограниченность, чем от злой воли, которой тоже нет. Они не понимают, что делают - и ангел просто летит от них, избавляет от чуда своего присутствия, ибо они не достойны этого чуда. А вместе с ним идет от людей что-то волшебное и важное, что они не распознали и не поняли.

Разве это не реальность нашей современности? Может, стоит задуматься, сколько важного для души мы теряем, даже не замечая, что чудо было рядом и что вообще было чудо.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Опавшие листья» (1951), «Сто лет одиночества» (1967), «Осень патриарха» (1975), «Генерал в лабиринте» (1989).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кутейщикова В. Н., Осиповат Л. С. Новый латиноамериканский роман, 50-70-е годы.- М., 1983.;

2. Мелик-Пашаев А. А. «Современный словарь-справочник по искусству».- М., 1999.