ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАРИВО, Пьер Карл де Шамбленде

(1688 - 1763)

МАРИВО, Пьер Карл де Шамбленде - творчество писателя

МАРИВО, Пьер Карл де Шамбленде (Marivaux, Pierre Carlet de Chamblain de - 04.02.1688, Париж - 12.02.1763, там же) - французский писатель.

Мариво родился 4 февраля 1688 г. в Париже. Отец Мариво был королевским чиновником, принадлежал к «дворянства мантии», мать была незнатного происхождения. Детство мальчик провел в провинции, сначала в Ріомі (отец заведовал здесь монетным двором), затем - в Лиможе, где начал изучать право. В Лиможе Мариво написал свою первую пьесу «Осторожный и справедливый отец, или Кріспен, счастливый мошенник» («Le Pere prudent et equitable...», 1706), в которой подражал Же. Б. Мольера. Вскоре Мариво оставил изучать юриспруденцию и 1710 г. приехал в Париж. Любовь к литературе привела его в салон маркизы де Ламбер, где юноша познакомился со многими деятелями Просвещения и Ш. Монтескье, Б. де Фонтенелем и др.); одновременно он посещал салон маркизы де Тансен.

Начало литературной деятельности Мариво связан с жанром галантно-плутовского романа. Первой пробой пера стал роман «Фарзамон, или Новые романтические увлечения» («Pharsamon, ou Les Nouvelles Folies romanesques», 1713; вид. 1737). В центре произведения - две пары влюбленных: Фарзамон; Сідаліза и их слуги, Клітон и Фатима. Следующий роман Мариво «Приключения ***, или Удивительные действия симпатии» («Les aventures de ***, ou Les effets surprenants de la sympathie», 1713) состоит из пяти томов и посвящен превратностям галантного любви. Возрождая преціозний стиль XVII в., Мариво одновременно иронизирует по его манерности и искусственности, что особенно заметно в его третьем романе «Карета, застрявшая в грязи» («La voiture embourbee», 1714).

Салон маркизы де Ламбер откликнулся на возрожденную в начале XVIII в. спор о «древних и новых авторов». Мариво вместе с завсегдатаями салона выступил на стороне новых, современных писателей. Он отстаивал преимущества Фонтенеля и Ламота над Вергилием и Гомером, опубликовал ряд статей и сатирических эссе в «Французском Меркурии» и написал в манере П. Скаррона пародийные поэмы: «Гомер наизнанку» («L'Homere travesti, ou L'lliade», 1716) и «Телемах наизнанку» («Telemaque travesti», 1717, вид. 1736), в которых высмеял античные образы.

В 1720 г. Мариво начал карьеру драматурга. Именно в этом году в результате краха банка Дж. Лоу он потерял все свое имущество, что и заставило его превратиться из посетителей великосветских салонов в профессионального писателя. С 1720 г. М. постоянно сотрудничал с итальянской труппой Л. Ріккобоні, которая выступала в помещении парижского театра «Комеди Італьєн». В этом же году актеры труппы без успеха сыграли мифологическую комедию Мариво «Любовь и правда» («l'amour et la Verite»), которую он написал в соавторстве с Г. де Сен-Жоре. Не имела успеха и единственная трагедия Мариво «Ганнибал» («La mort d'Hannibal», 1720), поставленная актерами «Комеди Франсез». Зато комедия «Арлекин, воспитанный любовью» («Arlequin poli par l'amour...», 1720) прошла с триумфом. Она открыла серию комедий Мариво, посвященных «сюрпризам», «прихотям», «неожиданности» любви. Сюда относятся любовно-психологические комедии 20-30-х pp., большинство из которых были сыграны итальянскими актерами: («Сюрприз любви» , 1722; «Двойное непостоянство», 1723; «Мнимая служанка, или Наказанный плут», 1724; «Непредвиденная развязка», 1725). Самой популярной была комедия Мариво «Игра любви и случая» («Le Jeu de l'amour et du hasard», 1730).

Еще большую популярность снискали комедии Мариво, созданные в 30-х pp.: «Триумф любви» («Le Triomphe de l'amour», 1732), «Безрассудные клятвы» («Les Serments indiscrets», 1732), «Исправленный щеголь» («LePetit-Maitrecorrige», 1734), «Ошибка» («La Meprise», 1734) «Завещание» («Le Legs», 1736), «Ложные признания» («Les Fausses confidences», 1737).

Театр Мариво испытал влияние драматургии Мольера и Расина, французского ярмарочного театра, итальянской комедии дель арте. Мариво создал особый стиль диалога (т. наз. «маріводаж»), выдержанный в духе салонных разговоров, полон тонкого остроумия и изысканности.

Для комедий Мариво 20-30-х гг. характерна ведущая тема - тема любви. Любовь драматург трактует как чувство, что неожиданно вспыхивает в человеке и захватывает ее всю. Мариво изображает тончайшие оттенки любви, его развитие, борьбу с всевозможными препятствиями. Обычно он анализирует внутренние конфликты, происходящие в сердце персонажей, борьбу между любовью и другими чувствами (страхом, нерешительностью, самолюбием). В финале комедий Мариво каждый оттенок (раВНОвидность) любовь превращается в любовь торжествующее. Поскольку сюжет комедий Мариво разворачивается исключительно вокруг любовно-психологических проблем, путем изменения тончайших, почти неуловимых оттенков чувств, то внешнее воздействие заменяет внутренняя с помощью анализа психологических переживаний героев. В комедиях Мариво доминируют беседы, объяснения, диалоги. Лично Мариво так высказывался о свои комедии: «Я искал в человеческом сердце все потаенные уголки, в которых может скрываться любовь, когда она боится появиться на люди, и каждая из моих комедий призвана вытащить его из такого закоулка». Г. Е. Лессинг наибольшее достоинство пьес Мариво усматривал в «философском анализе страсти».

Самая известная комедия Мариво - «Игра любви и случая «. Аристократов Доранта и Сильвию родители пошлюбували. Сильвия хочет до свадьбы узнать о характере Доранта и для этого переодевается в платье своей горничной Лізети, которой она велит надеть ее платье и выдать себя за даму. В свою очередь Дорант охвачен теми же сомнениями и меняется одеждой с лакеем Паскеном. Дорант и Сильвия встречаются, и между ними возникает взаимное влечение, что пугает их, поскольку они не видят другого выхода, кроме мезальянса. Тем временем переодетые Паскен и Лізета также влюбляются и также пугаются этой любви, потому что каждый из них считает, что предмет его любви - ему не ровня. Наконец Дорант открывает Сильвии тайну своего переодевания и признается в любви. Но Сильвия желает выяснить, способен Дорант жениться на ней, несмотря на то, что она - служанка. Она разжигает ревность Доранта и доводит его до такого состояния, что он, презирая кажущейся разнице в их общественном положении, просит ее согласиться на брак. После этого все раскрывается, и пьеса заканчивается двумя свадьбами - господ и слуг. В этой комедии поставлена проблема социального неравенства. Мариво показывает столкновение естественного чувства с сословными предрассудками и преодоления последних под влиянием любви.

В ряде своих драм Мариво ставит социальные проблемы. В его произведениях для театра можно найти отголоски просветительских идей (хотя сам М. просветительского движения относился крайне негативно). Так, в комедии «Остров невольников» («L'tle des esclaves», 1725) он выступает сторонником всеобщего гражданского равенства; в «Новой колонии» («La nouvelle colonie», 1729) отстаивает равноправие женщин; в «Острове разума» («Vile de la raison», 1727) Мариво прославляет разум. Некоторые пьесы Мариво относятся к жанра нравоучительной комедии («Школа матерей» - «l'ecole des meres», 1732; «Мать-повірниця» - «La Mere confidente», 1735, «Нечаянная радость» - «La Joie imprevue», 1738), они проникнуты морализаторским пафосом.

В 20-х гг. началась издательская деятельность Мариво. Следуя английские сатирико-нравоучительные журналы, что их выдавали в начале XVTII вв. Дж. Аддисон и Р. Стол, он начал издавать журналы «Французский зритель» («Le Spectateur francais», 1722-1723), «Малоимущий философ» («L'indigentphilosophe», 1728) и «Кабинет философа» («Le Cabinet du philosophe», 1734). Для этих журналов Мариво писал философские статьи, сатирические зарисовки, характерологические этюды. Журналы Мариво не имели такого значительного общественного резонанса, как издание Аддисона и Стиля, однако ряд напечатанных там заметок М. развил в дальнейшем в своих романах.

В 30-х гг. параллельно со своими лучшими комедиями Мариво написал два психологические романы «Жизнь Марианны» («La vie de Marianne», 1731-1741) и «Находчивый крестьянин» («Le paysan фр. parvenu», 1735-1736). Оба они остались незаконченными. М. с большим психологическим мастерством раскрывает внутреннюю жизнь героев - выходцев из низов общества, но наделенных высокими чувствами. В обоих романах Мариво на широком фоне эпохи изображен Париж окраин. Хотя произведения написаны не без влияния плутовского романа, все их авантюрные эпизоды не являются самодостаточными, а дают возможность всесторонне осветить внутренний мир персонажей, которых автор показывает во взаимодействии с социальной средой. Во Франции романы не имели успеха (автора безосновательно обвиняли в безнравственности и «низости» сюжетов), однако были очень популярны в Англии.

Роман «Жизнь Марианны» написан в форме автобиографии героини. Марианна является найдой, ее вельможных родителей ограбили и убили в лесу разбойники. Уцелевшую двухлетнюю Марианну отдали на воспитание сестре бедного сельского кюре. Когда девушке исполнилось пятнадцать лет, она потеряла своих благодетелей и без средств к существованию попала в Париж. Лицемерный старый Клімаль устроил ее продавцом в магазин мадам Дютур, рассчитывая со временем сделать Марианну своей любовницей. Вскоре она познакомилась с племянником Клімаля Вальвілем, который влюбился в нее. Спасаясь от его ухаживаний, героиня находит приют в монастыре. Дама-патронесса, которая устроила Марианну в монастырь, оказалась матерью Вальвіля и хочет женить их, однако против неравного брака восстают родственники. Вальвіль увлекается другой, а Марианна попадает в высшее общество, где ей открылась перспектива блестящего брака. На этом роман обрывается. «Жизнь Марианны» - произведение морализаторский. В образе стойкой и честной Марианны, которая сумела сохранить свою добродетель, что, в конце концов, и привела ее к жизненных успехов, Мариво дает образец поведения для любой чувственной и морального человека.

Роман «Находчивый крестьянин» является историей быстрой карьеры крестьянина Жакоба. Герой - умный, ловкий, энергичный, настойчивый юноша. Не желая быть лакеем, он стремится выйти в люди и использует для этого все возможные средства. В конце концов, с помощью женщин Жакоб становится значительным чиновником финансового ведомства. Роман также полон обучающих тенденций, однако автор не осуждает героя за его «вынужденный» аморализм.

В декабре 1742 г. Мариво избрали во Французскую Академию. Творческая активность заметно пошла на спад. Титул «бессмертного» уже не позволял писать для итальянской труппы, а на сцене «Комелі Франсез» его новые комедии «Спор» («ha Dispute», 1744) и «Побежденная забобона» («Le Prejuge vaincu», 1746) не имели успеха. Не добавили славы Мариво его последние пьесы: «Верная жена» («La Femme fidele», 1755), «Фелісі» («Felicie», 1757), «Легкомысленная любимая» («L'Amante frivole», 1757), «Искренние актеры» (Les Acteurs de bonne foi», 1757) и «Провинциалка» (La Provinciale», 1761). В последние годы жизни Мариво часто болел. Он умер в Париже 12 февраля 1763 г.

Творчество Мариво оказала значительное влияние на дальнейшее развитие французской и европейской литературы. Его романы наряду с романами А.Р. Лесажа и А. Прево заложили фундамент реалистически-психологического романа XVIII в., повлияли на творчество С. Ричардсона и Ш. де Лакло. Значение драматургии Мариво - второго после Мольера выдающегося французского комедиографа - заключается в том, что своим театральным творчеством он содействовал освобождению французской драматургии от классицистических канонов, привнес в театр изящество, легкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность в трактовке любовной темы. Путем М. пошли представители как романтической (А. де Виньи, А. де Мюссе), так и интеллектуальной драмы XX в. (Ж. Жироду).



Есть. Васильев