ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАРИНО, Джамбаттиста

(1569 - 1625)

МАРИНО, Джамбаттиста - творчество писателя

МАРИНО, Джамбаттиста (Marino, Giambattista - 14.10.1569, Неаполь - 26.03. 1625, там же) - итальянский поэт.

Жизнь Марино было бурным и богатым на события. Родился он 14 октября 1569 г. в Неаполе. Из-за нежелания изучать право и страсть к литературе отец выгнал его из дома. На протяжении десяти лет Марино упорно продвигался к славе: он методично занимался самосовершенствованием в области литературы, а также служил влиятельным лицам, причем каждый раз значительнее. Ведя авантюрный образ жизни, Марино не избежал тюрьмы. Впервые он побывал за решеткой в 1598 г., когда умерла девушка, которую он похитил. Во второй раз - в 1600 г., когда подделал официальные документы, чтобы спасти от смертной казни друга. Этого самого года Марино бежал в Рим, а в 1602 г. первая поэтическая книга Марино сделала его знаменитым; он нанялся на службу к кардиналу П. Альдобрандини, племянника Папы.

В 1608 г. Марино сопровождал кардинала ко двору герцога Савойского и остался там. За панегирические стихи его наградили званием кавалера. В 1608-1615 гг. жил в Турине (столица герцогства Савойского в 1563-1720 pp.) при дворе Карла Эммануила И. Здесь возникло литературное соперничество с местным поэтом Г. Муртолою, что началось обменом эпиграммами, а закончилось жестокой враждой. Марино настолько раздражал своего соперника клеветой, что Муртола стрелял в него, но попал в другого человека. Муртолі грозил смертный приговор, однако благодаря заступничеству М. его уволили. Вскоре в тюрьму надолго попал сам Марино; бывшего фаворита отправил туда герцог. За М. ходатайствовали неаполитанский вице-король, коннетабль Кастилии. Поэт оказался на свободе, однако оставил Савойскую герцогство.

У1615 p. Марино по приглашению Марии Медичи, вдовы Генриха IV, переехал в Париж. Здесь он стал одним из кумиров королевского двора, добился наивысших почестей, а его слава стала всеєвропейською. В 1624 г. он с триумфом вернулся на родину, в Неаполь, где и умер 26 марта 1625 г.

Мировоззрение и эстетика Марино были типичными для искусства барокко. Ему присущ гедонизм, с одной стороны, и представление о бренности и дисгармонию всего сущего во вселенной - с другой. Задача поэта Марино видел в том, чтобы удивлять читателя необычными созвучиями, неожиданными и усложненными метафорами, сравнениями, антитезами, цитатами и парафразами авторов предыдущих эпох. Марино отмечал, что целью поэта является «удивительное и впечатляющее», а кто не способен удивить, должен «идти в конюшню». Марино стал изобретателем характерной барочной поэтической формы - т.н. «кончетто». Это были словосочетания с неожиданными речевыми оборотами, парадоксальными эпитетами, оксюморонами. В поэзии Марино наталкиваемся на «радостная боль», на «богатого нищего», и на «немого оратора», Звезды в нем - «огоньки вечной любви» и «факелы погребу». Расширил Марино и тематический диапазон поэзии, внес новые краски в любовную лирику. Как поэт-новатор, он предоставил поэзии способности «изображать все, что в природе доступное чувственному восприятию человека и тем самым поэтическому описанию» (Ю. Виппер).

Марино оставил после себя большое и раВНОобраВНОе творческое наследие. Славу ему принесли стихи, собранные в книгу «Лира « («La Lira»), которая выходила частями с 1602 по 1614 г. Сам поэт распределил их по жанрово-тематическому принципу: отдельные ее разделы составили стихи любовные, морские, лесные, героические и др. Марино принадлежат также сборники «Епіталами» («Epitalami», 1616), «Волынка»(«La Sampogna», 1620), которые содержат мифологические и пасторальные идиллии, «Галерея» и «La Galleria», 1620), состоящая из стихотворных «подписей» к произведениям изобразительного искусства.

В 1624 г. Марино создал поэму в октавах «Избиение младенцев» («La strage degli innocenti», изд. 1637) на библейский сюжет. Выдающимся произведением Марино является мифологическая поэма «Адонис»(«Adone», 1623). Она состоит из 20 песен, содержит 40 000 строк. Эта грандиозная поэма выросла из замысла небольшой идиллии. Основным сюжетным ядром является история любви Венеры в красивого юношу Адониса. Однако поэма содержит целый ряд отступлений (мифологических, философских, идиллических, эротических), вставных эпизодов, стихотворных миниатюр. Стиль поэмы изысканный, легкий, иронично-изящный. Эту поэму можно сравнить с барочной архитектурой: стремясь к монументальности, Марино же время разрушает ее великолепием и накоплением орнаментации.

К творческому наследию Марино входят и прозаические произведения. В 1614 г. были изданы его «Проповеди» («Dicerie sacre»), состоящие из трех частей («Живопись», «Музыка»'и «Небо»). После смерти Марино, в 1627 г., вышли в свет его «Письма» («Lettere»), которые были поделены на «серьезные», «веселые», «утешительные» и др.

Поэзия Марино основала одно из направлений европейского барокко - марінізм (marinismo), что отличается галантно-эротической тематикой, изысканностью стиля. К маріністів принадлежали К. Аквілліні, Дж. Претти, Дж. Артале. Слава М. в XVII в. была чрезвычайной. Это века в Италии называют эпохой маринизму; существовали даже синонимичные термины «марінізм» и «сечентизм» (от итал. seicento - XVII вв.).

Сегодня творчество Марино воспринимается прежде всего как творчество поэта-виртуоза, мастера художественных эффектов, образов, метафор. По словам Ю.Віппера, М. - «волшебник, который создает блестящий, но иллюзорный, эфемерный мир, в котором выдумка, остроумие, изысканная поэтическая техника торжествует над правдой действительности».

Украинский язык отдельные произведения Марино перевели В. Мокровольський и М. Москаленко.



Есть. Васильев