|
МАРГАРИТА НАВАРРСЬКА
(1492 - 1549)
МАРГАРИТА НАВАРРСЬКА - творчество писателя
МАРГАРИТА НАВАРРСЬКА (Marguerite de Navarre - 11.04.1492, м. Ангулем - 21.12.1549, Одос-ан-Бігор) - французская писательница.
Маргарита Наваррська была сестрой французского короля Франциска 1 Валуа. После смерти первого мужа - герцога Алансонського, она в 1527 г. вышла замуж за Генриха д'Альбре, короля Наварры - северной части древнего королевства Наварры. Всесторонне образованный, с 1543 г. Маргарита Наваррська самостоятельно управляла королевством. Зостаючись католичкой, но довольно равнодушной к своей вере, она покровительствовала протестантам. Ее двор в Нераку был центром культурной жизни Франции.
Маргарита Наваррська - автор дидактической поэмы «Верцадло грешной души» («Le miroir de Гате pecheresse», 1531), которую Сорбонна сочла еретической, поэтического сборника «Маргаритки Маргариты из принцесс» («Marguerites de la Marguerite des princesses», 1547), для которых характерны мистические мотивы и тема платонической любви. М. Н. написала несколько пьес, некоторые - в форме моралите: «Больной» (Le malade»), «Инквизитор» («L'mquisiteur»); другим присущ элегический характер: «На смерть короля»(«La comedie surle trepas du roi», 1547). Однако прославилась Маргарита Наваррська сборником новелл, опубликованных посмертно под названием «История о счастливых любовниках...» («Histoire des amants fortunes...», 1558), во втором уточненном издании - «Гептамерон» («Heptameron», 1559).
Над «Гептамероном» Маргарита Наваррська начала работу, очевидно, в 1542 г. По замыслу, в ее книге, как и в «Декамероне» Дж. Боккаччо, должно было быть сто новелл. Однако смерть помешала закончить работу: писательница остановилась на начале восьмого дня. Новеллы Маргариты Наваррской были чрезвычайно популярными. Сохранилось 16 рукописных экземпляров этого произведения. Написан «Гептамерон» и непосредственным влиянием Дж. Боккаччо, чего Маргарита Наваррська не скрывала. Как и «Декамерон», ее книгу открывает Пролог, в котором говорится о том, как десять благородных кавалеров и дам, вынужденных бездействовать через осеннее бездорожье и нападения грабителей, решают коротать время, рассказывая по очереди интересные истории, о которых они слышали или видели собственными глазами. Однако ни одна новелла «Гептамерона» не похожа на рассказы флорентийского гуманиста. В большинстве случаев в основу новелл положены настоящие события, а на страницах книги встречаем известных деятелей И пол. XVI ст.
В «Гептамероні» сравнительно мало остросюжетных рассказов или новелл-анекдотов, и даже у них на первом плане не комизм ситуации, а раскрытие характеров. Примечателен также отбор персонажей «Гептамерона». Чаще всего это дворянин или знатная дама. Маргариту Наваррську интересует не положение героев, а их внутренний мир, и в первую очередь - моральный уровень. Зато сословного неравенства героев новелл разделяет неравенство имущественное. Отсюда частый мотив погони за богатством, что воцаряется не только над монахами, но и над избранными рыцарями. Этим героям противостоят комические персонажи книги - мелкие ремесленники, купцы среднего достатка, адвокаты, чиновники, но основными участниками комических ситуаций, а вместе с тем и объектом сатиры есть в книге духовные лица.
Писатель и мыслитель эпохи Возрождения, Маргарита Наваррська в положительных героях своей книги пытается воплотить гуманистический идеал человеческой личности. Его она, обычно, находит в дворянской среде. Действительно, перед читателем проходит вереница «благородных» и «знатных» людей, хотя они имеют мало общего с реальной знатью эпохи. В отрицательных персонажах новелістці удалось типизировать основные черты людей своего времени. Стремление к срисовывание характеров и страстей проявилось и в індивідуалізованому изображении десяти рассказчиков. Черты их личности раскрываются прежде всего в выборе ими сюжетов новелл, но наиболее ярко и четко - в диалогах-обсуждениях, которые завершают каждую новеллу.
В жарких спорах, столкновениях мнений вырисовывается и мировоззрение рассказчиков. Одних характеризует глубокая религиоВНОсть (такой есть Уазіль, прототипом которой была, очевидно, мать Маргариты Наваррской - Луиза Савойская), других - поверхностно гедоническое отношение к жизни (Іркан - муж М. Н. - Анри д'Альбере), третьих - склонность к платонизма (Парламанта, то есть сама Маргарита Наваррська). Иногда истории служат иллюстрациями той или иной мысли рассказчиков, и после новеллы, в которой речь идет о разврате и хитрости монахов, герой рассказывает историю о высокая любовь, сохраненное на протяжении всей жизни.
Сюжетом большинства новелл «Гептамерона» и предметом жарких споров является любовь. Одни оказываются сторонниками погони за наслаждениями, другие защищают личное достоинство женщины. Авторскую точку зрения выражает Парламанта. Здесь наблюдается характерное для эпохи слияния куртуаВНОй взгляда на любовь как служение даме с платоновской концепцией совершенствования через любовь ради привлечения к Богу. Маргарита Наваррська считает, что «человек, который не любила любое живое существо, не любит по-настоящему и Бога». Потому-то она верит в благородную силу любви: «Я считаю совершенными любовниками тех, - пишет она, - кто ищет в объекте любви какую-то совершенство - красоту, доброту или благородство, кто всегда стремится к добродетели и имеет чистое и честное сердце».
Хотя в первом (посмертном) издании «Гептамерон» и назывался «Историями о счастливых любовников» , действительно счастливых любовников в книге немного. Наряду с весельем в «Гептамероні» постоянно присутствует невеселая мысль о невозможности личного счастья, о тщетности поисков гармонии в мире и в человеке. Таким образом, произведение Маргариты Наваррской опережает новую эпоху - позднее Возрождение, для которой у Франции будут типичными и эти поиски, и все четче ощущение их бесполеВНОсти.
По А. Михайловым
|
|
|