|
МАРЦИАЛ, Марк Валерий
(бл. 40 - ок. 104)
МАРЦИАЛ, Марк Валерий - творчество писателя
МАРЦИАЛ, Марк Валерий (Martialis, Marcus Valerius - ок. 40, м. Більбіліс - ок. 104, там же) - древнеримский поэт.
Марціала называют одним из самых оригинальных римских поэтов, непревзойденным мастером эпиграммы, обессмертившей его имя. Он родился в городе Більбіліс (современное Бильбао), что в испанской провинции Тарракона. Получил обычную для тех времен образование и в 20-летнем-м возрасте переехал в Рим, где прожил до 98 г. Отказался от предложенной ему адвокатуры, а чтобы иметь деньги на жизнь, решил присоединиться к многочисленной когорты уже клиентов, то есть тех, кто кормился ежедневными подачками покровителей-патронов. Как правило, их интересовала не сама литература, а лишь похвальные стихи, слагали в их честь клиенты-поэты, которые за это получали деньги или корзины с едой. Часто патроны оказывались скупы, к тому же некоторые из них занимался примитивным стихосложением и на поэтические поздравления отвечал своими творениями. Новые императоры из династии Антонинов также не славились щедростью.
Началась жизнь, полная унижений, лицемерия и разочарований. Марциал в полной мере осознавал свое унизительное положение, но отказаться от него уже не мог. Атмосфера напівбогемного существования и достаточно быстрая слава популярного поэта сделали свое дело. Возможно, именно по этой причине Марциал так никогда и не женился. Начало пребывания в Риме оказался для него счастливым. Земляки Марціала - ученый Квінтіліан. известный поэт (но уже не всесильный) Сенека, отец поэта Лукана Анней Мелу и другие - помогли ему устроиться в Риме и познакомиться с влиятельными аристократическими семьями, среди членов которых были и консулы и императоры. Еще более тесные связи наладились с всадниками, из числа которых ближайшим другом М. стал поэт-сатирик Ювенал.
После прихода к власти Нервы и Траяна положение Марціала стало уже совсем невыносимым, и он вернулся в Испанию. Поклонница его таланта, богатая и эрудированная женщина Марцелла подарила уже старому поэту домик с садиком, где он и дожил остаток жизни, чувствуя себя напівщасливим «дачным царком».
Марциал принадлежит более 1500 эпиграмм, написанных разными размерами - элегическим двовіршем, ямбом, урезанным ямбом и т.д. - и помещенным в 15 книг. Первой, изданной уже в зрелом возрасте, считают сборник «О зрелищах», посвященную дню открытия амфитеатра Флавиев в Риме (80 p.). Она состояла из откровенно подхалимских посвящений императору Титу Флавію и эпиграмм про бои гладиаторов и травля хищников. Впоследствии были написаны еще две книги. «Угощение» - коротенькие надписи к подаркам гостям, которые состояли преимущественно из живности и рассылались гостям на праздник Сатурналий. «Гостинцы» составляют также небольшие надписи в богатых и дешевых подарков - предметов домашнего обихода, их получали гости после обеда. Эти две книги - XIII и XIV - помещенные в произведения Марціала последними. Сборник «О зрелищах» не вошла ни в одну книгу, в ней открываются произведения поэта.
Главную наследство Марціала составляют 12 книг эпиграмм на самые раВНОобразные темы, взятые поэтом из окружающей жизни. Отбор тематики отвечал принципиальной позиции автора: вопреки установленной традиции, Марциал не признавал произведений, имели своей основой мифы или какие-то исторические события прошлого, считая их нежиттєвими, ненужными современнику, погруженному в повседневные дела:
Вот ты читаешь про Лая
и слабого на глаза Фиеста,
Скіллу, Медею, - разве это не уроды сами?..
Что тебя манят ничтожные
злосчастной хартии грашки?
Вот почитай-ка, что скажет жизнь:
«Это мое!»
Уже не спіткаєш кентавров тут,
ни горгон или гарпий:
Воняет потому что человеком везде
каждая страница у нас.
(Пер. В. Державина. X, 4)
Поэт поставил цель рассказывать о мелких, но правдивые факты жизни. Наблюдательный и проницательный, он умел подмечать интересные психологические нюансы, бытовую мелочь, из которых складывались удивительно живые картины. Одна из его тем, что бесконечно варьируется, - прекрасно им изучены положение клиента и его взаимоотношения с покровителем. Торопливая утренняя встреча с покровителем, сопровождение его в толпе других клиентов, ожидание приглашения на обед, характеристика окружения патрона на обеде, описание разговоров, женщин, нищего яства клиентов и роскошного - обладателя, разведенного вина для гостей и дорогих вин для хозяина, перевод его жалоб об отсутствии настоящих друзей, обремененность долгами - все это стало темами эпиграмм Марціала. В то же время поэт рисует ряд типичных образов представителей клиентуры - поэтов, врачей, философов, цирюльников, искателей наследства, охотников за богатыми женщинами, завистников, скряг, лестунів, главная цель которых - обогащение за счет другого.
Значительное место в епіграмах принадлежит темам любви, брака и разврата, которые поэт раскрывает время с ироничной прямолинейностью:
Девок, Алавдо, ты любишь, жена говорит;
она же то
Только коха носителей. Стоят друг друга!
(Здесь и далее пер. Н. Пащенко; XII, 58)
Одновременно М. с уважением относится к тем женщинам, которые доказали свою добродетель какими-то героическими поступками (например, жены Брута Порция, осужденного Пета-Аррия, песня смерти мужчин также ушли из жизни). Правда, таких эпиграмм немного. Зато в большинстве из них речь идет о неверности, тон автора набирает уїдливості и сарказма, за что его критиковали уже в античные времена.
Марциал обличает и другие пороки римского общества. Особенно его возмущает социальное неравенство, в частности он неоднократно показывает страшное положение рабов. Не следует расценивать подобные эпиграммы как выступления против рабовладельческой системы. Просто поэт, добрый и гуманный человек, видел в раби себе подобного и становился на защиту его человеческого достоинства. В одной из эпиграмм глубоко потрясен Марциал пишет, что за счет продажи раба очередной вискочень устроил роскошный пир. Вряд ли эту тему побудила нарушать личная бедность поэта, на которую он неоднократно жалуется. Очевидно, эти жалобы были определенной данью моде. Ведь потомки Сенеки передали Марціалу дачный имение в окрестностях Рима, ему материально помогала вдова Лукана Полла (он называл ее «Полла-царица»), был у поэта и домик в самом городе, так бедняком его назвать нельзя.
Талант Марціала вызвал зависть многих несовершенных поэтов, желание унизить его и даже обокрасть. Марциал защищал свое наследие, используя для раскрытия плагиаторов любимый жанр. В целом отзывы литературных баталий довольно часто появляются в епіграмах поэта. Отсталые от жизни, устаревшие историко-мифологические поэмы Марціала называл скучными и гордился тем, что широкая общественность предпочитала не официально признанным их авторам, а ему, Марціалу:
Все и повсюду читают меня,
еще и показывают пальцем: «Вот он!»
Тем, что дарит им смерть,
я же скориставсь за жизнь. (V, 13)
Поэт не раз подчеркивает свое влияние на читателей:
Стихи мои любят,
весь Рим их поет и восхваляет,
Книгу держит мою,
носит еще каждый в руке. (VI, 60)
В другой эпиграмме уставший Марциал, полемизируя с Музами, с достоинством доказывает свое право на бессмертие и выражает желание наконец остановиться, не писать. В ответ слышит упреки музы Талии, ведь он хочет покинуть «неблагодарный, сочинять свои стихи веселые...» и сидеть «без дела, мир и людей проклинать!» Она не советует ему «с высоких котурнов вещать», то есть обратиться к жанру трагедии, в героическом эпосе «славить войны и кровь»:
...О ту славу человеческую не заботимся:
Достаточно того, что и так
везде перечитывают нас.
Вон от надгробия Мессали
разбросанный камень останется,
Порохом станет сыпучим
мрамор Ліціна твердый,
А незрадливий читатель не забудет меня,
и путешественник,
Уходя из Рима, меня
возьмет в свой родной уголок...
Нет! Пусть гремят войны
те почтенные и славные писаки,
Что до полуночи сидят и переводят свечи.
Ты же свои шутки складывай
и римской солью присолюй,
Пусть в этих шутках жизнь познает свою натуру.
(Пер. М. Зерова; VIII, 3)
В конце концов поэт снова повторяет свой категорический отказ от «степенных» жанров. Эпиграмма содержит аллюзию на знаменитую мысль из «Памятника» Горация: архитектурные сооружения подлежат разрушительной силе времени, вечными остаются произведения поэта.
Марциал никогда не критиковал влиятельных лиц, находя для них лишь льстивые высказывания. Так, известно, что он не любил эпического поэта Стация за напыщенность стихов, но не написал о нем ни слова из боязни оскорбить его покровителей. Стремление поэта избежание недоразумений с властями стало особенно заметным в последние годы пребывания в Риме, когда лесть в адрес Домициана Марциал начинает рассыпать слишком часто. Конечно, такое поведение его не красит, но следует все же учесть ту систему преследований и цензуры, которая сложилась в государстве и постоянно угрожала римлянам обвинению в ее подрыве. Свою личную независимость удалось сохранить лишь сильным личностям. Марциал к ним не принадлежал.
Во многих епіграмах Марциал предстает как поэт-лирик, и тогда его эпиграммы теряют критический характер. А впрочем, и в лучших епіграмах эта критика не достигает особой остроты, стремление к обобщению, типизации лишает ее конкретности. К тому же, поэт, ограничен своим «специальности» клиента, многих особенно болезненных вопросов нарушать просто не мог. Чаще всего глубина критики подменивалась у него остроумием и меткостью слова. Именно эти качества эпиграмм Марціала рядом с непринужденностью повествования и неожиданностью конечностей и принесли поэту шумную славу.
Его охотно читали современники и потомки, его последовали сатирические поэты Средневековья и особенно Возрождения, в XVII-XVIII в. особую популярность он приобрел в Германии.
Творчество Марціала издавна известна в Украине. ее использовали авторы украинских поетик XVII-XVIII вв. Поэтическую практику Марціала применял И. Франко (сб. «Эпиграммы и ксении», 1874). Ряд эпиграмм Марціала перевели М. Зеров, В. Державин, Н. Пащенко.
В. Пащенко, Н. Пащенко
|
|
|