Апокалиптическое видение событий Второй Мировой Войны в стихотворении «Фуга смерти» Пауля Целана
Одна из самых трагичных событий ХХ века - Вторая мировая война - оставила глубокий след в сознании миллионов людей, живущих на разных континентах и говорят на разных языках. Масштабы этой трагедии не имели аналогов в мировой истории. Как никакое другое событие, эта война приобрела раВНОобраВНОй трактовки в литературе.
Выдающегося австрийского поэта Пауля Целана события тех лет коснулись непосредственно. Он родился в 1920 году в Черновцах (тогдашняя территория Румынии) в семье немного еврейского коммерсанта. После окончания школы Пауль едет во Францию для того, чтобы изучать медицину. Но начавшаяся война рушит его планы: Франции грозит фашистская оккупация, и поэт возвращается в родной город, где учится в одном из университетов. Когда в 1940 году в Черновцы вошли советские войска, Это-лан изучал русский язык и работал переводчиком. Но уже через год немецкий оккупационный режим добрался и до Черновцов. Родители поэта как евреи были депортированы в концлагерь: оттуда вернуться им было не суждено. Сам Пауль Целан попал в трудовой лагерь, но ему удалось выжить.
События Второй мировой войны оказали значительное влияние на всю дальнейшую творчество Пауля Целана. В 1948 году выходит первая книга Целана «Пепел урн», в 1952 - сборник «Мак и память».
Тема войны - определяющая для обеих сборок Пауля Целана, ведущим жанром этих книг является жанр элегии. Оплакивание погибших, память о страшных событиях, которые поэт пережил сам, ужас войны - все это основа произведений Целана. Но в отличие от классических образцов элегического жанра Целан вносит в свои стихи апокалиптические мотивы, связанные с авторским мировосприятием. Целан рассматривал Вторую мировую войну как «последний акт истории», после которого должен состояться Страшный суд. Такой настрой пронизывает и произведения Целана. Один из центральных стихов обоих сборников - «Фуга смерти». Жанровое определение «Фуга» связано с музыкой. Фуга - это музыкальное произведение имитационно-полифонического характера. Уфузі одна и та же тема воплощается в различные голоса. Этот принцип - основа композиционного строения стихотворения Целана. Поэзия, как и музыкальное произведение в жанре фуги, должна прежде всего вызвать эмоциональное волнение. Для этого автор создает образы, построенные на свободных ассоциациях, повторах, и достигает впечатляющего результата. Стихотворение передает состояние шока.
Насыщенный повторяющимися и вариативными согласно жанровым законам фуги образами, стих объявляет читателя, передает почти физическое ощущение боли. В то же время именно благодаря многозначности образов стихотворения у читателя возникает параллель с книгой Апокалипсиса, что соответствует авторскому видению событий Второй мировой войны.
Всю жизнь Пауля Целана наполнено невыразимым трагизмом, трагизмом, который определил тональность его творчества.
|
|