ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ТОМАС МАНН

(1875-1955)

ТОМАС МАНН

Мировую литературу XX века невозможно представить без великого немецкого писателя Томаса Манна. Его лучшие романы и новеллы принадлежат к высшим художественным достижениям.

Критики, отмечая недостаточную социальную значимость его произведений, писали, например, что в большинстве своих романов («Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус») Томас Манн остается в кругу культурно-исторических и психологических проблем. Философским и эстетическим спорам, которые ведут его герои, писатель стремится предоставить эпического размаха, не смотря на то, что судьба истории формируется не здесь, не в этом узком мире, где люди не действуют, а рассуждают. Но писатель искренне и честно хочет разобраться в том, что происходит, он мучительно ищет ответы на животрепещущие вопросы современности и в первую очередь на вопрос о судьбах культуры. В этом ценность его творческих поисков».

Томас Манн на такие критические замечания отвечал: «Социальное - моя слабая сторона - я это знаю. Знаю я также, что это противоречит художественному жанру романа, что требует социального... Метафизическое для меня несравненно важнее... ведь роман об обществе сам собой становится социальным...». Метафизикой при этом писатель называл анализ духовных взаимоотношений и духовных качеств людей. Так что его романы не были социальными в смысле критического реализма или социалистического реализма, но они были социальными по сути - так они исследовали глубинные отношения людей в этом мире.

Томас Манн вошел в литературу в те времена, когда в ней преобладал декадентский влияние, когда значительное место заняла антигуманистическая проповедь Ницше, когда воспевали смерть, держали ориентацию на реализм и выдвигали на первый план «чистое искусство». Самым модным словом было «модерн», то есть - современный, новый.

Многие художники шли от життя1 в этот мир якобы передового искусства и погибали навсегда для искусства искреннего, глубокого и вечного. Надо было иметь талант достаточно мужественный, чтобы не соблазниться, не потерять своего пристального художницького зрения реальную действительность. Томас Манн, таким талантом обладал. К тому же в его становлении как выдающегося писателя ему помогла великая русская литература. Он изучил опыт Гончарова, Тургенева, Л.Толстого.

Томас Манн родился б июня 1:875 года в старинной бюргерській семье. Популярность принес Имущественные уже первый роман «Будденброки» (т. 1-2, 1901), - большая повествование о судьбе четырех поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа - «Упадок одной семьи» - осмысляется как проявление некоторых общих биологически-метафизических закономерностей, но имеет и социальную характеристику: несовместимость духовно утонченных людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, которая вступала в эпоху империализма, В более широком плане «Будденброки» говорят о общий упадок буржуаВНОго общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие Манна-художника: неторопливость и детализированность описаний, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние немецких реалистов; XIX века, скандинавских и французских писателей, а также влияние русской литературы (прежде всего Л. Толстого).

Критики отмечают особый смысл, вложенный писателем в понятие «бюргерство». Томас Маны много писал о великой бюргерську культуру, говорил, что теперь особенно пагубно на нее влияет массовая культура Америки.. Эпоху империализма он называл эпохой кризиса бюргерства. В контексте произведений писателя слово «бюргерство» очень близко по значению к словам «благородство» и «интеллигентность». Писатель считал, что русская литература внимательно анализирует внутреннюю интеллигентность человеческое благородство, что более высокой человечности, чем в русской литературе, «не было нигде и никогда».

Ярчайшим представителем) бюргерской культуры Манн считал великого Гете. Бюргерство порождается, по мнению Манна, конкретными благоприятными историческими, и; даже бытовыми моментами, но сила его такова, что негативными обстоятельствами оно не уничтожается, только может исчезнуть вместе с гибелью человечества.

Стихия бюргерства была всепоглощающей человеческой и писательской страстью Томаса, Манная. Его интерес где: психоанализа, романтизма, даже к искусству и музыке, были: индивидуальным моментами на тлілого служение бюргерству. Бюргерство - основная тема его творчества. И если порой в его творчестве бюргер и художник вступали между собой в конфликт, конечная правда для Томаса Манна была на стороне бюргера, настоящей интеллигентности. Именно в тот год, когда молодой автор писал свои первые новеллы (1894), он познакомился с произведениями Ницше, и знакомство это оказалось очень важным и вообще для его духовного развития, и в частности для тематики и стиля ранних его новелл. Чем привлекала юношу философия Ницше? Протестуя против лживой морали буржуаВНОго общества и против беспомощного, лишенного значительных идей декадентского искусства, она сама была махровой цветком декаданса, ядовитой, как показал опыт двадцатого века, цветком, что была лишена позитивной, целостной идеи, называя истину, справедливость всего лишь утешительными иллюзиями человечества, убачала единственное оправдание для жизни, которое не признает морали и является безжалостным, впрочем, представляя собой явление эстетическое. Чем привлекала философия Ницше? Протестом, но не только этим. Человеку, который увидела на примере своей семьи, что цепь бюргерских добродетелей не такой уж и нерушимый, импонировала решительность, с которой эта философия противопоставляла мораль и жизнь. А кроме того, для юноши, уже, судя из его первых новелл, который столкнулся с жестокостью жизни в сфере, занимает в сознании людей его возраста особенно большое место, откровением было именно это убеждено противопоставление нравственности идеи высшего, безжалостной «правоты бытия». Но любовь молодого Томаса Манна к философии Ницше была, при всей ее проницательности, любви без доверия. «Я почти ничего не принимал у него на веру,- писал он, вспоминая о тех временах,- и именно это придавало моей любви к нему глубины». Смысл этого признания, как мы увидим впоследствии, светлеет при знакомстве с первыми шагами Томаса Манна в литературе - новеллами, написанными в девяностых годах, хотя имени Ницше в этих новеллах мы не найдем. Т. Манн открыл себя еще раньше, чем Ницше, и это сыграло важнейшую роль в формировании его представлений о образец художественной формы.

К лучшим произведениям Томаса Манна относятся новеллы «Тристан» (1903), «Тонио Крегер» (1903) и-др., в которых с большой психологической глубиной обрисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуаВНОй практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. Приступая к работе над рассказом «Смерть в Венеции» в 1911 году, автор еще не знал, что оно будет итоговой оценкой нового, глубокого анализа проблем. В 1924 году вышел роман Томаса Манна «Волшебная гора», в нем представлена картина идейной жизни буржуаВНОго общества в канун Первой мировой войны 1914-1918років. Действие разворачивается в високогірному1 Швейцарском санатории, куда попадает молодой инженер Гане Касторп. Сталкиваясь с обитателями санатория, которые воплощают разные стороны современной буржуаВНОй сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития, приближаясь к углубленному гуманистического понимания мира. Ему не нравится Декаданс и смерть, он с отвращением отвергает фрейдизм. «Волшебная гора» - это место, где раньше, чем в низине, сгустилась новая духовная атмосфера, центром которой становится Ганс. Роман «Волшебная гора» продолжает традиции немецкого воспитательного романа, является также одним из важнейших философских романов XX века. Для романа характерна «симфонічність» - своеобразный ритм раскрытия и изменения тем, возврат к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. Он считается одним из наиболее значительных и Сложных произведений немецкой литературы XX века. В 1929 году Маннові была присуждена Нобелевская премия. Впервые, кстати, его имя начали связывать с Нобелевской премией после публикации новеллы «Смерть в Венеции», накануне Первой мировой войны, когда большинство его произведений этого жанра была уже написана. Всего он написал их за свою жизнь около трех десятков, и этот сборник, состоящий из восьми новелл, охватывает всего лишь небольшую их часть. Но если вообще новеллы Томаса Манна могут служить для читателей вступлением ко всей его сложной творчества романиста, публициста и критика, познакомить их со средой, из которого вышел этот автор, с проблемами, которые его волновали, с его стилем, с его манерой письма, те восемь новелл, созданные им на разных этапах жизни и исторических этапах, отобранные с учетом такой цели. Они, нам кажется, в наибольшей степени отражают творческую биографию Томаса Манна, весь трудный путь писателя, который считал себя кровным сыном немецкого бюргерства, болезненно пережил свой разлад с бюргерством через влечение к «художництва», к искусству, увидел, в который антигуманный тупик бюргерство зашло, и в поисках выхода из этого тупика поставь в первых рядах борцов против фашизма.

Во второй половине 20-х годов Манн активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, высказанные в книге «Рассуждения аполитичного», он борется против растущей опасности гитлеризма (статьи «Немецкий язык. Обращение к разуму», 1930). Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник» J1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему - «Иосиф и его братья».

Тетралогия «Иосиф и его братья» (1933-1943) состоит из самостоятельных романов «История Иакова», «Юность Иосифа», «Иосиф в Египте» и «Иосиф-кормилец». Кроме того, этим романам предшествует предисловие автора «Адский путь», который кратко излагает исторически-мифологические и философские концепции книги.

Манн говорил, что в этой тетралогии он стремился показать живописный, иллюзорно-пластический мир древности. Работу над этими романами он назвал «дерзкой игрой». С помощью арсенала художественных средств Манн решил оживить древность, основываясь на легендах, мифах, песнях и сказаниях. Для этого писатель в 1930 году отправился в Палестину и Египет, мест, что собирался описать. Гуманізуючи миф и показывая его конкретные социально-исторические источники, Манн выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счет рационального человеческого мышления.

Переход к широкому изображения исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили автору более непосредственно и полно выразить самое существенное проблематику эпохи.

С 1933-го года, после прихода к власти нацистов, Томас Манн жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938-го в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, пропоставлені фашистскому варварству, утверждаются в романе о И. В. Гете «Лотта в Веймаре» (1939) - итоговые многолетних размышлений Манна над творчеством Гете. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей средой.

В 1943 году он начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) - самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привели к возникновению германского фашизма.

Для Германии этот роман имеет особое значение, в нем Манн показывает духовную несостоятельность интеллигенции, которая загнивает, влияние идей Шопенгауэра, Ницше, Фрейда. Главный герой романа, немецкий композитор Адриан Леверкюн, который был носителем этих пороков западной интеллигенции, обрекает себя на душевную опустошенность, творческое бессилие и апатию.

В этом романе Томас Манн обращается к древнего мифа о Фаусте. Леверкюн тоже идет на сделку с дьяволом. Он тоже пренебрег свой духовный дар, проникся губительным честолюбием, этим и объясняется его издевательство над талантом, ложное представление о ценности мира.

Манн считает, что именно интеллигенция несет ответственность за трагические события XX века. В романе чувствуется сильное влияние Ф. М. Достоевского.

Последние годы жизни Манн провел в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955 году, во время Шиллеровських юбилейных торжеств, он выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летию писателя в июне 1955 года отмечалось во всем мире. Умер писатель 12 августа 1955 года в Цюрихе.

Писательское наследие Манна остается в центре мирового литературного жизнь. Он классик романа XX века, который сумел расширить рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя традиционные формы романа, Томас Манн углублял и превращал их. Он придал повествованию особой гармоничной поліфонійності, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, разные слои действительности, различные формы ее восприятия, наконец, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. Именно его произведения были восприняты многими немецкими писателями XX века и даже целыми поколениями писателей за некоторую точку отсчета, за пример, признавался ли отрицался, за основную данность, в сравнении с которой яснее становилась цель и направление собственного творчества.

«Марио и волшебник»

Томас Манн описывал столкновение идей, а не тех реальных сил, которые стояли за идеями. Следствие этого - определенная умозрительность его художественных произведений. Но другое следствие такого «лабораторного» метода, такой привычки умственного художника оперировать идеями, показывать их обраВНО, через конкретные ситуации, открывая читателю глубокие психологические взаимосвязи идей,- это повышенная чувствительность Томаса Манна именно к их взаимосвязей, его умение увидеть время шаткую грань между красотой и жестокостью, искусством и варварством, искренним порывом и низкой демагогией. Школа, что ее прошел писатель, помогла ему рано, задолго до того, как Гитлер пришел к власти в Германии, увидеть, какой опасный, гибельный для Европы, для человечества есть дурман фашистской идеологии и отстала пассивность, что потакает этой идеологии. В этом смысле его «лабораторный метод» закалил писателя для борьбы против фашизма.

Объяснением и подтверждением сказанного может служить новелла «Марио и волшебник», написанная в 1929 году. Прервав на время летних каникул работу над романом «Иосиф и его братья», писатель, по его словам, «решил заняться работой, которая не требовала никакого оснащения (то есть вспомогательного материала - книг, альбомов, папок с выписками из книг) и которую можно было в полном смысле слова «черпать из воздуха». Да, именно «из воздуха», и воздух не только итальянского, но и немецкого,- хотя новеллу «Марио и волшебник» запретили прежде всего в Италии,- родилась она, как сказал о ней впоследствии автор, «очень насыщена политикой история, внутреннее содержание которой составляет психология фашизма и психология "свободы"». Все, что описано в новелле «Марио и волшебник», за некоторыми исключениями, Томас Манн видел на самом деле, когда вместе с женой и детьми проводил в 1926 году каникулы в Италии - и «вражду национальных флагов», и атмосферу «нервной напряженности», и шпиков в котелках, и горбуна-гипнотизера, который заставил танцевать под хльоскання своего хлыста некоего «господина из Рима», и официанта Марио, которого этот устрашающий фокусник заставил поцеловать себя, убедив Марио, что перед ним его возлюбленная. Чувствуя приближение какой-то катастрофы, главный герой со своей семьей с самого начала произведения пытался избежать возможности попасть именно туда, куда привела его судьба. Сначала это были остатки проявлений коклюша его детей, которые не дали возможности поселиться и остаться в том отеле, который был намечен для отдыха. Судьба их семьи зависела от прихоти какой-то богатой дамы, и прислуга, выполняя ее волю, почему-то даже в глаза не смотрела, когда семья выезжала из отеля. Да и на спектакле они могли не сидеть до самого конца, дети уснули еще во время первого действия. Но какая-то сила словно заставила их остаться и тем самым пройти сквозь все, что было предназначено для них судьбой. Эти события полностью перекликаются с событиями и атмосферой реальной действительности. «Насколько я понимаю,- говорит рассказчик,- римлянина подвела его позиция чистого отрицания. Вероятно, одним нежеланием не укрепишь силы духа; не хочется чего-то делать - этого недостаточно, чтобы это стало смыслом и целью жизни; чего не хотеть, и вообще уже ничего не хотеть и, следовательно, все-таки выполнить необходимое,- тут, пожалуй, одно так близко граничит с другим, что для свободы уже и места не остается». В момент издания новеллы, в 1930 году, когда национал-социалистическая, гитлеровская партия получила на выборах в рейхстаг четыре миллиона загіпнотизованих голосов, эти слова великого писателя действительно звучали как покушение на фашистскую политику. Они звучали как предостережение немецкому господству, как прогноз последствий консервативности, как предостережение от той «сделки с дьяволом», которую Т. Манн увидел уже в Италии.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус», «Будденброки», «Тристан» (1903), «Тонио Крегер», «Марио и волшебник».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Адмони В. Г., Сильман Т. И.; Томас Манн. Очерк творчества. -Л., 1960.;

2. Апт С. Томас Манн.- М., 1972.;

3. Иванов Г. В., Калюжная Л. С. 100 великих писателей. - М.: «Вече», 2002.