ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАЛЛАРМЕ, Стефан

(1842 - 1898)

МАЛЛАРМЕ, Стефан - творчество писателя

МАЛЛАРМЕ, Стефан (Mallarme, Stephane - 18.03. 1842, Париж - 09.09.1898, Вальвен) - французский поэт.

Родился в семье служащего. В пятилетнем возрасте потерял мать. Рос мечтательным ребенком. В возрасте 10 лет его отдали в пансион, а затем в лицей города Санса, где он и начал писать стихи. 1861 p. Малларме открыл для себя «Цветы зла» Ш. Бодлера. 1863 г. уехал в Англию, там женился. Впоследствии получил диплом преподавателя английского языка. Вернулся во Францию, где преподавал английский язык в колежах Турнону и Авиньона. В 1871 г. получил назначение в Париж.

Печататься начал с 1862 г. В 1866 p. Малларме опубликовал в «Современном Парнасе» десять стихотворений, среди них «Окна», «Лазурь», «Морской ветер» , в которых заметно влияние Бодлера и «парнасцам». Как и Бодлер, Малларме чувствует отвращение к пошлой действительности. Спасение от нее он видит в поэзии, в стремлении к неизвестному и бесконечного. Стихи этого периода по-парнаському камерніші, утонченные, изысканные, чем бодлерівські.

Вскоре Малларме начал мечтать о книге, которая вместила бы весь его поэтический опыт. Он пришел к мысли, которую с полной определенностью сформулирует лишь в 1891 г., отвечая на анкету Ж. Юре: «Мир создан для того, чтобы в конце концов воплотиться в замечательной книге». Первым замыслом такого масштабного произведения стала символістська драматическая поэма «Иродиада» («Herodiade», 1867-1869). Произведение остался в фрагментах. Фигура Иродиады, чистой и холодной, которая стремится избежать любого столкновения с жизнью, символизирует недостижимость красоты, к которой стремится художник.

В 1865-1866 гг. Малларме написал поэму «Послеобеденный отдых фавна»(«L'Apresmidi d'un faune», 1876). Поэма вдохновила К. Дебюсси на создание оркестровой прелюдии (1892). Фавн противопоставлен Иродиаде и дополняет ее. Он полон чувственного трепета, но в то же время все на Земле для него «темное», он сомневается в реальности окружающего мира. Эти два произведения ознаменовали переход Малларме к символизму.

На рубеже 60-70-х гг. произошли значительные изменения в поэтической технике Малларме. Усложненность фразы, словесная игра, закрытость символа - ее характерные черты. Символизм Малларме тяготеет к «герметизма». Первыми образцами «герметической поэзии» Малларме стали его стихи «Похоронный тост» («Toast funebre», 1873) и «Надгробие Эдгара По»(«Le Tombeaud Edgar Poe», 1877). В этих произведениях поэт стремился «показать не саму вещь, а произведенные ею впечатление».

С 1880 p. Малларме устраивал «литературные вторники», на которых присутствовали Е. Мане, Ш. Ж. Гюисманс, Дебюсси и группа молодых поэтов, создавших впоследствии символістську школу: Р. Гиль, Г. Кан, Ж. Лафорг, А. де Ренье, М. Баррес, П. Клодель, А. Жид, П. Валери.

До 1884 г. Малларме оставался малоизвестным поэтом, поэтом для избранных. После выхода в свет в 1884 г. сборника литературных портретов П. Верлена «Проклятые поэты» и романа Ш. Ж. Гюисманса «Наоборот» читательская общественность открыл для себя Малларме. Молодые поэты-символисты признали Малларме своим метром, лидером школы.

Поэзия Малларме «Проза для Дэт-Ессента» («Prose pour Des Esseintes», 1885) - самая яркая иллюстрация «герметизма» позднего Малларме. Рассказ о загородную прогулку поэта с сестрой превращается в демонстрацию того, как сознание художника превращает реальность в вневременные идеи. Стих построен на противопоставлении высокого поэтического сознания и будничной мещанской умеренности. В это же время Малларме написал «Попутные стихи» («Vers de circonstances», 1880-1898, вид. 1920), прозрачные по форме и злободневные по содержанию.

В лучшем из поздних своих стихотворений «Лебедь» (Le cygne...», 1885) Малларме осмысливает драму поэта, стремление к вершинам духа, к небесной чистоты обернулось «смертельным бессилием» и «ненужным изгнанием». Вина - в самом поэту, который стал пленником собственной мечты и презирает себя за бессилие: «Он знает, что ему чужие и небо, и пение,// Потому что в песне не поставь тот край, куда бы летел,// Когда придет зима скуки в сиянии белом». Эта же драма присутствует и в сонете «Тост», которым, в соответствии с авторской волей, открываются все издания «Стихотворений» Малларме:

Зведусь я, п'янкістю охваченный,

Без боязни этот тост поднять

Над шумовину волн густую,

Чего бы не стоила белая

Тревога нашего паруса -

За риф, и звезду, и одиночество.

(Пер. М. Москаленко)

В 1896 p., после смерти П. Вердена, Малларме был провозглашен «королем поэтов». Логическим завершением творческого пути Малларме стала поэма «Брошен жребий никогда не упразднит случая» («Un coup it des jamais n'abolira le hasard», 1897). Поэма, что представляет собой как бы одну длинную фразу, написанную без разделительных знаков, напечатанные разными шрифтами и «ступеньками», стала предельным выражением «герметизма» поэзии Малларме, закономерным следствием его поисков. В «Предисловии» Малларме писал: «Здесь нет больше... соответствующих правилу звучащих отрезков, нет строк, это скорее спектральный анализ идей». Поздний Малларме разочаровывается в возможностях поэтического языка, неспособного выразить невыразимое. Центральный образ поэмы - образ корабельной катастрофы, в котором нашла воплощение мысль поэта о бессилие человеческого разума подчинить себе материю. «Герметизм» Малларме таил в себе серьезную угрозу: поэзия рисковала стать неразборчивым бормотанием в конце концов погрузиться в молчание. Своей последней поэме Малларме сделал самый решительный шаг в этом направлении.

Будучи признанным вожаком символизма Малларме разработал важнейшие теоретические принципы этого направления. В своих статьях и выступлениях «О развитии литературы» (1891), «Кризис стиха» (1895), «Тайна в поэзии» (1896) он провозглашает задачей поэзии выражение «сверхчувственного», призывает уподобить поэзию к музыке. Малларме был убежден, что «в поэзии всегда должна быть загадка, и цель искусства... состоит в том, чтобы воскрешать предметы». В формировании эстетики символизма важную роль сыграла сборник статей Малларме «Отклонение»(«Divagations», 1897). Все творчество Малларме - борьба за освобождение поэзии от чужих для нее элементов и влияний, за создание «чистой» поэтического языка, доступной лишь посвященным. Малларме - «освободитель» поэзии от «бремени человеческой материи» (X. Ортега-и-Гассет), создатель «poesie pure» «чистой поэзии») (Г. Г. Гадамер). Узами преемственности с Малларме были связаны Же. Лафорг, А. де Ренье, Д. Аполлинер, П. Валери, А. Жид, В. Незван, П. Неруда и др.

Место Малларме во французской литературе определяется еще и тем обстоятельством, что в его творчестве была осуществлена попытка злютувати водно литературу и мысль о литературе в одной и той же субстанции письма» (Р. Варт).

Поэзию Малларме в Украине переводили В. Щурат, М. Драй-Хмара, М. Рыльский, Ю. Клен, И. Костецкий (не опубл.), О. Зуевский, В. Державин, Г. Терещенко, Д. Паламарчук, И. Андрущенко. М. Москаленко и др.



В. Триков