ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАКИАВЕЛЛИ, Никколо

(1469 - 1527)

МАКИАВЕЛЛИ, Никколо - творчество писателя

МАКИАВЕЛЛИ, Никколо (Machiavelli, Niccolo - 03.05.1469, Флоренция - 22.06.1527, там же) - итальянский писатель и политический деятель позднего Возрождения.

Родился во Флоренции, в семье юриста, уже в подростковом возрасте сформировался как убежденный сторонник республиканской демократии. В 1498 г. его избрали секретарем второй канцелярии Флорентийской синьории, ведал военными и дипломатическими делами республики. Пытался заменить армию кондотьєрів (наемных полководцев) народным ополчением, опередив идею французских якобинцев, но не успел воплотить свой замысел. В 1512 г. Медичи захватил власть во Флоренции. Макиавелли заключили в тюрьму и подвергли пыткам. Уволился 1513 г., после чего уехал в свое имение Сант-Андреа вблизи Сан-Кашано, где провел много лет в одиночестве и писательском труде. В 1525 г. вернулся во Флоренцию.

Наследие Макиавелли раВНОобразная: политические и исторические трактаты, стихи, поэмы, новеллы, комедии. Трактат «Государь» («Il principe», 1513) представляет политическую и научную прозу Возрождения. Современные литературоведы обозначают жанр этого произведения как антиутопию, поскольку здесь находят свое развитие самые трагические и антигуманніші идеи XVI ст., когда страна переживала период политического и экономического упадка, а иноземцы захватывали города Италии, грабили ее достопримечательности, хотя одновременно восторгались ею и подвергались ее воздействию. Макиавелли искал «правдиво реалистичных путей» выхода из кризиса; спасение родины он видел в «сильной коллективной воли», которую мог, по его убеждению, сформировать лишь волевой и мудрый государь. Макиавелли не верил в провіденційний смысл общественного развития, он верил в социальную закономерность и в личность, способную творить историю.

Макиавелли не принимал вседозволенности, но считал, что государь имеет право «показать в крайнем случае несколько устрашающих примеров», и будет в этом милосерднее тех, «кто через свою чрезмерную снисходительность позволяет развиться безладові, что вызывает грабежи и убийства». От беспорядка «страдает целая община», а кара государем «падает на отдельного человека». Для Макиавелли «общее благо» было высшей ценностью.

Гражданственность Макиавелли иногда убирала фанатичных форм, он был готов оправдать любые жертвы, принесенные для общего блага, государства, родины. При этом Макиавелли остро чувствовал дистанцию между абсолютным и относительным идеалами человека и государем. Нередко разделы его книги начинаются словами: «Похвально было бы быть добрым и честным...», но он сразу же переходит к соображениям совершенно противоположным. «Вы должны знать, что бороться можно двояко: один способ борьбы - это законы, другой - сила; первый свойствен человеку, второй - зверю. И поскольку, однако, первого часто недостаточно, приходится обращаться ко второму». Макиавелли оправдывает двоєдушність государем, которому иногда приходится много обещать, а потом уклоняться от выполнения обещанного; он оправдывает и отказ от прежних убеждений, если того требуют интересы государственной целостности. Одно из важных искусств управления, за «Державцем», - умение лавировать между знатью и простым народом, постоянно учитывать взаимную разобщенность и ненависть состояний. Не забыты и «выдающиеся таланты в любом искусстве» - Макиавелли советует державцеві не пренебрегать этим общественным слоем.

Книга Макиавелли имела после выхода громкий успех; случалось, что ее запрещали, но слава ее была непроминальна. Появился термин «мак'явеллізм», что означал цинизм в политике, вседозволенность и двоєдушність. Это было справедливо только частично, ведь автор «Государем « оправдывал политический цинизм лишь «в крайнем случае» и никогда не видел в нем осуществление идеала, а лишь суровый способ защититься от жестокой реальности.

Макиавелли является также автором новелл «Бельфаґор-архідиявол» («Belfagor-archidiavolo»), «Жизнь Каструччо Кастракані с Луки» («Vita di Castracani die Lucca»), а также комедий «Андрея», «Кліція» («Clizia») и «Мандрагора» («Мапагадога»). Все три комедии Макиавелли написал между 1513 и 1520 гг. Комедия «Мандрагора» принадлежит к числу лучших произведений итальянской комедіографії. Сюжет происходит с бокаччівських новелл, но разработка совсем другая, ренессансный оптимизм вытесняется грустной иронией, в которой ощутима и социальная сатира.

Начало традиционное: Каллімако страстно влюблен в Лукрецию, жену старого док-тора-юриста на имя Нича. Старом Ничи хочется иметь наследника, но детей у них с Лукрецією нет. Всем троим становится полезным Лігуріо, своеобразный «профессиональный мошенник, который за деньги продает свои хитроумные выдумки. Ліґуріо и придумывает историю с целебным корнем мандрагоры. Переодетый врачом влюблен Каллімако разыгрывает намеченный план. Он предлагает старом Ничи дать жене настойку мандрагоры, которая вылечит бесплодие Лукреции, но следует помнить о ядовитых свойствах мандрагоры - женщина выпьет эту настойку, и первый, кто сойдется с ней, умрет в течение восьми дней. Старый Нича не хочет умирать, но Каллімако предлагает доктору-законодателю еще один план: можно привести в спальню Лукреции первого встречного мужчину - пусть он потом умирает. Нича охотно соглашается на очевидную измену жены,- ведь это «для семейного добра». Доктор права сам вводит в покои жены случайного встречного, которым, конечно же, оказывается переодетый Каллімако.

В этой комедии характеров к наиболее интересным относятся и священник брат Тимотео, который уговаривает молодую женщину совершить супружескую измену «ради семейного добра», и сама Лукреция, которая недаром носит имя легендарной римлянки, известной редким целомудрием. Лукреция - честная, открытая натура. Сначала она отказывается совершить греховный акт с целомудрия, потом - из соображений человечности: она не хочет стать убийцей невиновного человека, кем бы та не была. И все же она поддается на уговоры мужа, матери, монаха-исповедника и уступает. Узнав от Каллімако, что никакой мандрагоры нет, а, следовательно, никому не угрожает смертельная опасность, Лукреция становится любимым Каллімако уже не ради семейного блага, а для души. Автор как бы оставляет зрителю самому судить о реальной жизни и его компромиссы. Исследователи отмечают новизну характеров в «Мандрагорі» мошенник Лігуріо похож на шекспировского Яго, он такой же циник и сріблолюбець. В то же время он чем-то опережает и предприимчивого Фигаро. Лицемерный брат Тимотео - прообраз мольеровского Тартюфа.

Работы Макиавелли по истории обращены к римской античности и событий современности. Наиболее интересны среди них «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» («Discorsi sopra la prima decadi Tito Livio», 1513-1521) и «Флорентийские хроники» («Istorie florentine», 1521-1527). Макиавелли считается одним из самых блестящих стилистов итальянской прозы: стиль его сухой, точный и одновременно сохраняет живость повседневной речи.

На русском языке трактат Макиавелли «Властелин» - перевел М. Островерхая, а отрывки из «Флорентийских хроник» - М. Берданосов.

И. Полуяхтова