ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

МАХА, Гінек

(1810 - 1836)

МАХА, Гінек - творчество писателя

МАХА, Гінек (Macha, Hynek; автонім: Маха, Карел Гінек - 16.11.1810. Прага - 06.11.1836, Литомержице) - чешский поэт.

Маха родился в Праге, в семье помощника мельника. Семья была очень бедной, поэтому получить образование ему удалось с большими трудностями. Окончив шесть классов гимназии, Маха в 1830 г. поступил на подготовительные курсы, а в 1832 г. стал студентом юридического факультета Пражского университета. На годы учебы в университете пришлось захвата Маха литературой, в частности, зарубежной, среди представителей которой он больше выделил Дж. Н. Г. Байрона. Маха даже попытался переложить Байрона чешском языке. Тогда же начал писать и сам. На каникулах Маха с друзьями путешествовал, пешком прошел почти всю Чехию, а во время одной из позднейших путешествий через Австрию попал в Италию На годы обучения приходится и первое страстной любви Маха, которое закончилось горьким разочарованием, но под впечатлением от которого Маха написал свою известную повесть «Маринка».

В 30-х pp. Маха много писал, причем, как стихи, так и прозу. Немало его произведений в это время было опубликовано в чешской периодике. Зимой 1833 г. Маха влюбился в дочь переплетчика Лору Шомкову, с которой познакомился в любительском театральном кружке. Пытаясь позаботиться о благополучии будущей семьи, Маха нашел место юриста-практиканта в Литомержице, городке неподалеку от Праги.

Осенью 1836 г. Маха снял квартиру, ожидая приезда Лоры, с которой они уже договорились о браке. Но 6 ноября Маха неожиданно умер из-за осложнений, вызванных простудой. Похоронили Маха 8 ноября 1836 г в день, на который была назначена его свадьба.

Литературное наследие Маха, кроме значительного количества незаконченных произведений, включает лирические стихи, романтические прозаические повести и один из величайших произведений чешского романтизма - поэму «Май».

Из лирических произведений Маха сохранились далеко не все. Тематическую основу лирики Маха составляют мотивы национально-освободительной борьбы («В храме», «Дорога из Чехии», «Когда сведется чешский лев» и др.), трагичности человеческого бытия («Ночь»), мотив утраченной родины, что связывается с образом изгоя, странника, который постоянно ищет потерянную родину («Королевич», «Будущая родина», «Путник»).

И мне, как путешественнику!

Образ перед взором встает,

Только краски словно сумеречные.

Столько в них красоты, кажется, есть.

Вот они, казалось бы, готовы

Взору явит естество свое,

И бледный призрак их накрыла -

Правду мне пізнать невмоготу.

Разгони, истории богиня,

Мрак, на солнце наляга,

Пусть в лучах осяйному сгинет

Зловорожа тьмы тяга,

Факел твой сияние пусть раскинет

На весь мир, віщунко всеблага,

Чтобы весло надежд в этот миг неустановившуюся

В забвение вечное не запало.

(«Путник», пер. Г. Кочура)

Проза Маха имеет много общего с его поэзией. Главное в ней - атмосфера повышенной эмоциональности, обостренности чувств. В одной из первых повестей Маха - «Цыгане» («Cikani»), которая была написана в 1836 г., речь идет о трагической судьбе графа Зольдемара Ломецького, который привел к смерти жены и безумие итальянки Ангелины, соблазненной, а потом брошенной, стал причастным к гибели красавицы Леи. Он покинул своего малолетнего сына, который попал в цыганский табор, где его воспитал бывший любовник Ангелины - Джіокомо. Стремясь отомстить, Джіокомо убивает графа, а его сын становится свидетелем этого убийства. Его душа разрывается между сочувствием к отцу и пониманием справедливости приговора и необходимости оправдания поступка Джіокомо, который стал для мальчика его вторым отцом.

Подобных проблем Маха касался и ранее, в частности в повести «Кривоклад» («Kfivoklad»), которую зин написал в 1834 г. и которая стала единственной законченной частью из задуманного им цикла исторических произведений под общим названием «Палач». Как сын графа из повести «Цыгане», душевной дисгармонией здесь наделен королевский палач. Действие произведения, в котором речь идет об эпизоде взятия в плен в Кривокладському замка и бегства в свою резиденцию короля Вацлава IV, определяется концом XIV в. Идеализированное прошлое Чехии, «золотая эпоха» династии Пршемисловичей противопоставлена здесь деградации государства в период пред-гуситских войн. Королевским палачом Маха сделал потомка внебрачного сына одного из Пршемисловичей. Душу этого героя также мучают противоречия, «борьба доброго сердца со злым умом». Автор ставит вопрос о том, откуда берется это хорошо и плохо в человеке. В последующих произведениях этого нереализованного исторического цикла Маха намеревался показать эпоху гуситских войн.

В 1834 p. Маха создал прозаический цикл произведений лед общим названием «Змого жизни» («Obrazy ze meho zivota»). Этот цикл, написанный в форме поденщика, ознаменовал появление в чешской литературе нового, автобиографического, дневникового жанра. Самым значительным из произведений этого цикла считается повесть «Маринка». Уний на неприглядном фоне пригородов, бедности и прозы жизни выведено глубоко поэтический образ девушки, вся жизнь которой посвящено музыке и стихам. Маринка выступает в повести как символ светлых мечтаний, которые обречены в жестоком мире реальности на гибель. Кроме проблемы несправедливости судьбы, в повести очерчивается и философская тема жизни и смерти, которая объемно изображена в знаменитой поэме Маха «Май» , что стала вершинным произведением в его поэтическом наследии.

Поэму «Май» Маха задумал в 1834, а закончил в 1836 г. Фабульную основу поэмы составляет история трагической любви двух юных романтических влюбленных - разбойника, «властелина лесов» Вилема и Ярміли. В сюжете самого произведения история этой любви, однако, не получает формы законченного и развернутого проявления и подается лишь фрагментарно. В центре - финальная, заключительная часть этой трагедии, связана с непосредственными обстоятельствами смерти Вилема, а сам сюжет построен как рассказ ведется от лица юноши, который случайно услышал об этой истории, который сопереживает влюбленным и даже в какой-то степени ассоциирует себя с ними. В его воображении эта история подается через призму романтического мировосприятия и становится как бы поводом для декларации основ собственного романтического мировоззрения. Образы героев рассказчик будто сопоставляет с образом своего собственного трагического мироощущения. Эта трагичность раскрывается в поэме через скрытое сопоставление - природного и человеческого миров. Майская пора - это пора года, которая традиционно ассоциируется с юностью человеческой жизни. Май и юность - это время наивысшего и полного расцвета сил и возможностей. Но в поэме Маха естественный расцвет не гармонирует, а наоборот, выступает как контрастный фон относительно человеческого мира и, в частности, образа Вилема. Образ Вилема - это, прежде всего, образ трагической юности. Юности, по внешним расцветом и радостью которой таятся печаль и усталость, вызванные несправедливостью жизни, враждебностью среды, которое препятствует реализации юношеских мечтаний и надежд.

На украинском языке поэму «Май» перевели в чешской эмиграции Ю. Дараган и Ф. Балицкий, отдельные стихи - Д. Павлычко, Г. Кочур, В. Лучук, В. Струтинский, Г. Лубкивский.



В. Назарец