|
МААРІ
(973 - 1057)
МААРІ - творчество писателя
МААРІ (автонім: Абуль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Танухи - 973, поселок Мааррат ан-Нуман, Сирия - 1057, там же) - арабский поэт-философ.
Творчество Маарі - не только одна из вершин средневековой арабской поэзии, но и своеобразный синтез сложной и пестрой духовной культуры Халифата. В его взглядах сложно переплелись влияния античной мысли, мусульманских рационалистических учений, философско-религиоВНОй доктрины шиитской секты ісмаїлістів и мусульманского правовір'я. В то же время его творчество заключает долгий путь развития арабской философской лирики от пессимистических сентенций доисламских поэтов и элегий Абу-ль-Атахії к размышлениям о быстротечности жизни в панегіриках аль-Мутанабби.
Маарі родился в сирийском поселке Мааррат ан-Нуман в семье мусульманского богослова. Слепой с детства, он все же смог изучить философию, богословие и мусульманское право, арабскую грамматику, древнюю поэзию и другие науки, то есть овладеть всем комплексом знаний, обязательным для образованного мусульманина того времени. Его произведения свидетельствуют об эрудиции, они насыщены раВНОобразными реминисценциями из староарабських легенд, Корана и хадисов. Большую часть жизни гениальный слепец прожил «узником двойной тюрьмы» - слепоты и добровольного ссылки, причем в его дом сходились поклонники и ученики со всех концов мусульманского мира, а много образованных людей переписывались с ним.
Кроме двух сборников стихов, Маарі является автором многих научных трактатов по различным отраслям знаний и посланий научно-литературного характера. К сожалению, лишь некоторые из них сохранились до нашего времени. Наибольшее любопытство вызывает «Послание о прощении» («Рисалат аль-ґуфран»), которое определенными особенностями сюжета похоже на жанр видения европейской средневековой литературы. «Послание о прощении» созданное автором в 1033 г. в ответ на письмо богослова и литератора Ибн аль-Кариха, в котором тот выразил свои мысли по вопросам догматики с ортодоксальных позиций.
«Послание о прощении» начинается серией ироничных комплиментов в адрес Ибн аль-Кариха за его «благочестия» и «близость к Богу». Далее говорится о путешествии Ибн аль-Кариха в потусторонний мир и изображается жизнь в раю, изображается сатирически на основе буквального восприятия текста Корана. Оказывается, после смерти и воскресения Ибн аль-Карих попал в Долину Благодарения, где долго страдал от жары и жажды, ожидая решения своей судьбы. Еще в земной жизни он приберег документ, который подтверждал его добрые поступки, и, оказавшись перед вратами рая, он проталкивается через толпу страждущих и читает хвалебные стихи райском охраннику Ридвану.
Поочередно Ибн аль-Карих ведет переговоры с дядей пророка Хамзой, с его двоюродным братом Али и, наконец, с самим Мухаммадом, но пророк требует от него документа, где было бы сказано, что тот раскаялся и получил отпущение грехов. В конце концов после долгой волокиты Ибн аль-Карих получил от «Большого дивана» свидетельство о раскаянии, а Мухаммад приложил свою печать. В раю, как и в земной жизни, Ибн аль-Карих видит несправедливость, многие кто попал сюда из-за «недосмотр», а других пропустили на определенных условиях. Он встречает там многих доисламских поэтов, причем все они оказались прощенными и попали в рай на основании тех или иных указаний Корана или хадисов, цитатами из которых и грамматическими соображениями Маарі мастерски украшает текст, создавая иллюзию как его строгой академичности, так и своей абсолютной ортодоксальности.
Как и герой «Божественной комедии» Данте, Ибн аль-Карих также осуществляет путешествие в ад, где разговаривает с дьяволом-іблісом. Иблис задает ему ряд вопросов с подковыркой, которые косвенно критикуют коранические представления о потустороннем мире.
Стихи поэта собраны в двух книгах: «Искры из огнива»(«Сакт аз-занд») и «Обязательность необязательного» («Лузум ма ла яль зам», или, короче, «Аль-Лузумійят»). Юношеские стихи книги «Искры из огнива» (панегирики, элегии, само-похвалы) носят еще традиционный характер, в них отчетливо прослеживается влияние аль-Мутанабби и других поэтов классического периода. Панегирики, адресованные официальным лицам, имеющим признаки учености, но им уже присуща и яркость образов, которая будет определяющей для всех его поэтических произведений. В самопохвалах поэт по традиции прославляет свой род и собственные добродетели. Элегии (на смерть матери и некоторых друзей), написанные с большой философской глубиной, содержащих невеселые размышления о человеческой судьбе.
Наиболее викінчені в философском и поэтическом планах стихи Маарі вошли в сборник «Обязательность необязательного», которая вполне справедливо считается вершиной арабской философской лирики. Название сборника можно истолковать двояко: некоторые критики предполагают, что имеется в виду обязательность высказанных в стихах мыслей автора и их необязательность для других людей, другие же объясняют заголовок использованием в сборке необязательной рифмы.
Круг вопросов, которые волнуют Маарі, широкое и раВНОобраВНОе, но доминирующие темы его лирики - социальная несправедливость, греховность каждого человека и общества в целом, зло и страдания как непреодолимый закон бытия, тайна жизни и смерти. Каждая строка лирико-философских медитаций М. пронизан напряженным трагизмом, его мнение полна болезненных контроверз:
Вера и безвірство...
Сунна и Коран...
Библия жидовская...
Библия в христьян...
У каждого народа
Есть святая ложь...
И никому правда
Просто не сия!
(«Вера и безвірство...» , пер. А. Крымского)
Гневливая пренебрежение к миру сочетается в его сознании с любовью к людям, обвинения перерастает в сочувствие, а мизантропия - в страстный призыв к справедливости, к защите обездоленных; попытка рационалистического постижения мироздания меняется ощущением власти хаоса, и со всеми духовными поисками непременно соседствует сомнение. Жизнь представляется поэту вереницей бесконечных страданий. Его постоянно гнетет мысль о мировое зло, несовместимое с божьим усемилосердям.
Рассуждая о «основные вопросы бытия» - о добре и зле, о моральном долге человека, о настоящей вере, о тайне жизни и смерти, поэт как бы перебирает раВНОобразные доктрины, ничего не абсолютизируя, все пропуская через горнило разума и сомнения. Правоверный мусульманин за воспитанием, Маарі иногда доходит до крайних форм свободомыслия, за что даже получил прозвище «зиндика» (еретика). Его лирико-философские размышления пронизаны чувством глубокого недовольства моральным состоянием общества, ощущением одиночества человека во враждебном ему мире; но истину поэт видит лишь во внутреннем совершенствовании, в служении людям, в ненасильстві.
Поэтический стиль Маарі передает напряженный драматизм мысли, каждая строка его стихов - законченный афоризм. Поэт любит сочетать противоположные понятия: жизнь - смерть, радость - страдание, молодость - старость и т. д. В одном ряду сталкиваются контрастные пары, воображение движется от понятия к его противоположности, причем своеобразная симметрия поэтического строки словно объединяет несовместимые основы в единое гармоничное целое.
Бесспорным является огромный талант Маарі, чрезвычайно велика роль этого философа и поэта, который завершил целую эпоху развития арабской классической литературы и синтезировал в своем творчестве достижения раВНОобраВНОй и пестрой арабской средневековой культуры.
На украинском языке ряд стихотворений Маарі перевел А. Крымский.
По И. Фільштинським
|
|
|