|
ЛЬЮИС, Синклер
(1885 - 1951)
ЛЬЮИС, Синклер - творчество писателя
ЛЬЮИС, Синклер (Lewis, Sinclair - 07.02.1885, Соук Сентр, шт. Миннесота - 10.01. 1951, Рим) - американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1930 г.
Пылкое чувство к родной стране не помешало Льюису высказывать о ней горькую правду. Его называли «рассерженным американцем», а о самом себе он говорил: «Я люблю Америку, но она мне не нравится».
Его писательская карьера длилась четыре с лишним десятилетия, была насыщена напряженным трудом; он написал более двух десятков романов, том новеллистики, работал как публицист и драматург. Взлеты чередовались у него с полосами «спада»; пора его славы и расцвета приходится на межвоенные годы, это поистине «золотой век» американской литературы. Вместе с Е. Хемінгвеєм, В. Фолкнером, Т. Вулфом, Дж. Стейнбеком, Дос Пассосом он способствовал тому, что американский социальный роман получил в это время международное признание. Несколько его романов выделяются как «вершинные». Это «Главная улица», «Бебби», «Ероусміт», «Элмер Гентри», «Энн Виккерс», «У нас это невозможно», «Гидеон Пленіш», «Королевская кровь». Они составляют льюїсівський «канон», сохраняют и сегодня актуальность, привлекая реализмом, остроумием и сатирическим блеском.
Эти произведения внутренне связаны темой, предметом изображения, иногда местом действия; время - «сквозными» героями. их автор - своеобразный летописец «среднего сословия». Он наделен способностью в насмешливо-иронической, иногда сатирически окрашенной манере описывать серые будни мещанства, стандартизированное «массовое» общество. Писатель охватил удивительно широкую сферу: Америку деловых кругов, контор, редакций, рекламных бюро, церквей, научно-исследовательских институтов, театров и отелей. Наука, бизнес, религия, филантропия, высшее образование, тюремная система, политика - все вызывало его пристальное художественное интерес.
Льюис родился в семье провинциального врача. В детстве этот рыжий подросток ничем особо не выделялся, был хрупким, неуклюжим, заметно отставал в спорте и играх, зато втайне от окружающих віршував и жадно поглощал книги. Среда, которая его формировала, менее всего было способно стимулировать в нем писательский талант. В его семье среднего достатка царил дух здорового практицизма, и впоследствии, когда Льюис стал уже профессиональным писателем, земляки смотрели на него как на человека, занятого делом малошанованою. Но именно в Соук Сентрі оказывается генезис многих мотивов и тем зрелого Льюиса. Писатель хорошо знал средний Запад, его людей, историю, пейзажи. Здесь выросло немало героев его книг, отсюда началась их дорога до крупных городов.
Окончив колледж Оберлин, Льюис учился в Йельском университете (1903-1907), где за ним утвердилось прозвище «Ред» (то есть «красный»). Причиной тому служило не только его рыжие волосы, но и радикальные убеждения. В начале 10-х гг. он некоторое время был членом социалистической партии. Прежде чем стать писателем, Льюис прошел полезную школу газетно-журнальной, репортерской и редакторской работы. Он много ездил по стране, пополнял запас жизненных наблюдений, усваивал навыки литературного труда, привыкал писать быстро, оперативно. Журналистика наложила отпечаток на его стиль, фактографічний, понятный, хотя и несколько суховатый, лишенный изысканности. Его путь к славе не был простым. Около десяти лет Льюис потратил на романы и рассказы, что не возвышались бы над средним уровнем.
Широкое признание в США, а затем в Европе Льюис получил с выходом романа «Главная улица» («Main Street», 1920). Это произведение, которое сам писатель считал своей «главной книгой», поразил читателей новиВНОй и масштабностью. Он продолжил устоявшуюся в Америке (у Марка Твена, X. Гарленда, Ш. Андерсона и др.) традицию критического, реалистичного изображения провинциальной жизни. Он предоставил своей сказания большой силы обобщения, нанеся удар живучему мифу о «идиллическую провинцию», населенную «добрыми и милыми обывателями». В центре романа - история Кэрол Кеннікотт, юной женщины, которая вышла замуж за врача и приехала в провинциальный городок Ґофер Прери, где она задыхается в обстановке скуки и мещанской банальности. Все попытки Кэрол Кеннікотт оживить, «реформировать» быт Ґофер Прери терпят неудачу, натолкнувшись на дружное сопротивление консервативно настроенных обывателей. В романе окреслювався характерен для многих книг Льюиса конфликт личности и общества узколобых мещан, враждебного к проявлениям индивидуальности и «инакомыслия». Писатель показывает «бунт» Кэрол против Гофер Прери, против Главной улицы, которая олицетворяет застійливий дух этой американской «окурівщини». В то же время Льюис изображает «бунт» Гофер Прери против непокорной молодой женщины, которая в конце концов смиряется со своим окружением. Среди жителей Главной улицы как фигура типичная отличается Вич Кеннікотт, муж Кэрол. Этот «средний американец», человек трезвый, трудолюбивый, предстает под пером Л. как живой символ политического конформизма.
Славу Льюиса утвердил роман «Бебби» («Babbitt», 1922), в котором продлен тему «Главной улицы»; объектом изображения становится «средний слой». Город Зенит, в котором происходит действие, с населением в 300 тысяч жителей, «меньше, чем Нью-Йорк, но больше, чем Гофер Прери», такое же типичное и в то же время безликое, как и центральный персонаж романа Джордж Ф. Бебби. Ему суждено стать одним из главных художественных открытий всего творчества Льюиса.
Торговец недвижимостью, мещанин до мозга костей, обыватель, как две капли воды похож на тысячи таких же, как и он, 42-летний Бебби - наглядный пример стандартизации индивида. Все его запрограммированное существование подчинено инерции; в мыслях, размышлениях, эмоциях, привычках, даже в одежде - во всем он придерживается стандартов, уподобляясь множества похожих на него близнецов. Бебби - законопослушный конформист, апологет «американизма», человек с «твердыми республиканскими взглядами», эталон благопристойности и престижного материального стандарта. У него внешне счастливая семья, двое детей, счет в банке, дом, машина, уверенное положение в среде таких же, как он, дельцов. Но даже Бебби не может удовлетвориться подобной судьбой. Роман, почти лишенный сюжета, строится на изображении судорожных попыток Беббіта вырваться из рутины пресного быта, погрузиться в «мужские» радости. Но «бунт» героя, как и в случае с Кэрол Кеннікотт, завершается капитуляцией. Герой не выдерживает общественного «остракизму». Во время забастовки в Зените Бебби становится в ряды защитников собственности, вступает в реакционно-«патриотическую» антиробітничу организацию - Лигу честных граждан.
В образе Беббіта, имя которого стало нарицательным, писателю удалось отразить массовый, типичный феномен. Этот «стопроцентный американец» наладований целым набором «азбучных истин» беббітизму, охватывающие все сферы жизни - от кулинарно-гастрономической к политической. Он убежден, что Соединенные Штаты - земной рай, что Зенит - лучший из городов, надо «уничтожать, как змей», всех «длинноволосых субъектов», социалистов, рабочих лидеров и радикальных университетских профессоров, которые посягают, как он думает, на его благосостояние. Бебби, который механически воспроизводит клише массовой беллетристики, лишен самостоятельного мышления. Но при этом «герой» не превращен в плоскую карикатуру. Он остается живым человеком, и писатель сочувствует ему.
В дальнейшем Льюис продолжил свои поиски новых раВНОвидностей беббітів, исследования беббітизму как социально-психологического явления, используя при обрисовке героя множество мелких деталей, значимых подробностей, касающихся мира вещей, аксессуаров американского быта и сервиса.
Благодаря этому вырисовался разительный контраст между материальным благосостоянием героя и его духовной нищетой. Льюис, и в этом его большая заслуга, уловил и художественно отобразил то, что сегодня социологи и философы определяют понятиями: «массовое общество», «отчуждение личности», «дегуманизация и стандартизация».
В «Главной улице» и «Беббіті» сформировался и художественный метод Льюиса, в котором добросовестный описание быта сочетается с сатирической заостренностью. В этих двух романах были будто «запрограммированы» основные мотивы, темы, типология всей последующей творчества писателя.
В то же время писатель настойчиво стремился противопоставить беббітизмові другие моральные основы: творчество, подвижничество, героизм. В центре романа «Ероусміт» («Arrowsmith», 1925), удостоенного Пулитцеровской премии, - антибеббітівський характер. Мартин Ероусміт - талантливый врач, который стал исследователем, которому предстоит преодолеть немало препятствий, потому что его окружают дельцы от науки. Прочный природный стержень помогает Ероусмітові уберечься от соблаВНОв призрачного успеха (что погубил его литературного тезки Мартина съеденная); на разных этапах жизненного пути герой находит опору в честных исследователях, таких, как Готлиб, Сонделіус, Терри Вікет и, конечно же, в его верной подруге Леорі. Роман Льюиса, в написании которого ему помогал известный микробиолог П. де Крайф, автор популярной книги «Охотники за микробами», стоит у истоков важной для литературы нашего века темы, связанной с судьбой ученых и изображением их труда.
Продолжая традиции антиклерикальной сатиры Марка Твена, Льюис написал свой знаменитый роман «Элмер Ґентрі» («Elmer Gantry», 1927), в центре которого сатирически окрашенный образ священника, «торговца спасением». Льюис показывает, как деятельность некоторых священнослужителей превращается в откровенное гендлярство, в пошлый бизнес. Элмер Ґентрі - это современный американизированный Тартюф, вооруженный архіновою техникой «томление душ» с помощью раВНОобразных приемов: от газетного «паблисити» к радіопроповідей.
20-е pp. - самое плодотворное десятилетие в творчестве Льюиса. Его романы, получивших широкую популярность не только в США, но и особенно в Европе, открыли миллионам зарубежных читателей неизвестные им образы Америки. В своей речи на вручении Нобелевской премии по литературе в декабре 1930 p., зажигательно названной: «Страх американцев перед литературой», Льюис энергично выступил в защиту реалистического, социально-критического искусства. В ней Льюис отождествил себя с плеядой художников во главе с Т. Драйзером, которые срывали покровы лицемерия и взрывали апологетические мифы.
Путь Льюиса на протяжении двух следующих десятилетий был отмечен резкими перепадами: произведения сильные, яркие чередовались с явно неудачными, художественно маловыразительной. Он по-своему откликнулся на драматические потрясения в пору «красных тридцатых», о чем свидетельствует его роман «Энн Виккерс» («Ann Vickers», 1933), в центре которого еще один «ероусмітівський» характер. Энн Виккерс - женщина волевая, энергичная - участвует в суфражизмі, движении за женское равноправие, а затем находит свое призвание в борьбе за гуманизацию тюрем. Самые сильные, волнующие страницы романа связаны с изображением ее труда в женской тюрьме Копперхед-Е: картины побоев, унижений человеческого достоинства, сцена казни негритянки Лил Хезекайн полны большой разоблачительной силы.
Льюису суждено стать одним из пионеров антифашистской темы в литературе США. Публикация его знаменитого романа, афористичен заголовок которого «У нас это невозможно» («It can't Happen Here», 1935) был полемическим вызовом либералам, которые не верили в реальность фашистской угрозы, стала сенсацией. Он имел мощный резонанс не только литературный, но и общественный. Критики называли его «романом-бомбой». Это был особый жанровая раВНОвидность, роман-предупреждение, получил развитие в литературе XX в. (у Дж. Лондон, Г. Уэллса, Г. Мерля, К. Чапека и др.). Льюис соединил в нем политический памфлет с утопией, а действие экстраполировал на ближайшее будущее. В образе Беза Віндріпа Льюис создал едкую, удивительно проникновенную сатиру на американизированного «фюрера», профашистского диктатора, который действует с помощью военизированных банд «мгновенных ребят», что напоминают гитлеровских штурмовиков. При этом стоило Віндріпові прийти к власти, как обещанный им «земной рай» оборачивается на ад, начинается дикое преследование инакомыслящих и оппозиционеров, зато процветают крупные дельцы. Он показывает, как в кризисные исторические периоды, играя на экономических трудностях, ловко используя оружие социальной демагогии, выплывают на поверхность ловкие профашистские «народные вожди». Волновала Льюиса и угроза коммунизма в Америке, о чем свидетельствовал его роман «Блудные родители» («Prodigal Parents», 1938).
В годы Второй мировой войны писатель стал на твердые антифашистские позиции. В киносценарии «Буря на Западе» (1943) Льюис в форме прозрачной аллегории показал разгром фашистского блока силами антигитлеровской коалиции. В радіопромові «Писатель, художник и мир» Льюис призвал мастеров культуры твердо противостоять «коричневой» угрозе. В сатирическом романе «Гидеон Пленіш» («Gideon Planish», 1943) Льюис описывает карьеру беббітоподібного политикана, сначала преподавателя провинциального университета, затем - гастролирующего лектора, редактора, профессионального филантропа, «суспільника», способного лишь манипулировать набором политических клише. Эта никчемный человек чувствует себя в своей стихии «в мире демагогических лозунгов, либеральных мыслей и штампованных фраз о демократии». Осуждая расизм в остросюжетном, насыщенном драматическими коллизиями романе «Королевская кровь» («Kingsblood the Royal», 1947), Льюис ставит проблему гражданской совести. Он рисует образ «среднего американца», ветерана войны Нійла Кінгсблада, который случайно узнает, что он на 1/16 негр, и обнародует это «страшное» открытие. Столкнувшись с позорным расовой дискриминацией, он жертвует своим благосостоянием и становится борцом за человеческое достоинство.
В последние годы Льюис снова пережил творческий спад (романы «Богоискатель», 1949; «Мир так широк», 1951), покинул США и уехал в Европу, в Италию, где и умер. Академическая критика в США недооценивает Льюиса, упрекая его за «преувеличения» и «сгущение красок», то есть игнорируя специфику сатиры.
Б. Гіленсон
|
|
|