ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар

(бл. 90-55 гг. до н. есть.)

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар - творчество писателя

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Голос - ок. 90-55 гг. до н. есть.) - древнеримский поэт-философ.

Ни о жизни этого поэта-философа, ни о причинах его смерти не известно ничего. Легенда повествует о его гибели от безумия, но она недостоверна. Существует версия, что перед смертью Лукреций передал текст своей поэмы совершенно ему незнакомом Ціцерону с просьбой выдать ее. Выдающийся оратор, хоть и во многом не разделял убеждений автора, был покорен могучим талантом Лукреция и, не сделав ни одной поправки, опубликовал это произведение.

Уже античные исследователи ничего не могли сказать о происхождении поэта, но определенные места произведения подсказывают, что родился он в довольно зажиточной семье. Захвачен жизнерадостной философией Эпикура, Лукреций стал одним из его ярых сторонников и популяризаторов. С уверенностью можно утверждать, что учение этого греческого философа, с которым римляне только начали знакомиться, после выхода знаменитой поэмы «О природе вещей» получило мощный толчок для быстрого распространения по всей территории Римской республики. Изданная после кровавых проскрипций Суллы, надолго сохранились в памяти людей как страшная упоминание о коварстве первой диктатуры, она несла людям сияние надежды, розвіювала тайные страхи их растерянных душ, убеждала в радостном существовании беспечных богов, которые ни во что не вмешивались.

Подробно излагая принципы материалистической философии, Лукреций опровергает религиоВНОе учение о душе, доводя ее смертность и, следовательно, беспочвенность страха перед загробними страданиями.

Поэма «О природе вещей» состоит из шести книг (7415 строк), написанных дактилічним гекзаметром. Очевидно, должна быть еще седьмая книга, в которой автор бы подытожил сказанное, но написать ее Лукреций не успел.

Первая книга начинается традиционным обращением к богине Венере с просьбой помочь поэту осуществить его труд. Только один «смелый эллин» (то есть Эпикур) осмелился бросить вызов богам. Как доказательство преступлений религиоВНОго фанатизма поэт приводит драматическую историю принесения Агамемноном своей дочери Ифигении в жертву богам.

Излагая главные принципы Епікурового учение, Лукреций обращается к сыну своего ближайшего друга Меммія, обещая ему рассказать «об основах вещей», то есть весь материальный мир, окружающий человека:

Сначала тебе расскажу

о всевишніх богов, и о небо,

И про основу вещей,

о первенцы те, что создали

Вселенная весь незміренний,

что ними растет, и питается,

И, распадаясь, снова

у них обернуться имеет.

Первенцы те іменуєм: материя, или иначе

Тельца вещей родовитые.

Или, употребляя названия

Самого обычного, кажеми:

семена вещей и предметов,-

Ибо и впрямь усякове из них

проросло сотворения.

(Здесь и далее перевод М. Зерова, И, 55-62)

Прежде всего Лукреций доказывает вечность материи, которая никуда не исчезает и не создается вновь:

Первый закон природы,

что ничего на свете из ничего

Божьей волей даже

фигура не могло и не может.

(И, 149-151)

Следовательно, знание материального, окружающего мира будет способствовать пониманию вечности самой материи, к созданию которой боги не имеют никакого отношения и которая сама по себе никогда не исчезает, а лишь меняет формы.

Лукреций говорит и о том, что природу составляют два единые основы - материя и пустота, и эти основы имеют свои качества, которые предопределяют размеры, форму и вес всех вещей. Чем больше в них пустоты, тем они легче, и наоборот. Особенно интересным является вывод поэта о том, что все в природе состоит из мельчайших частиц, которые он называет «элементами», «семенами вещей», «первоисточниками» и даже «буквами», имея в виду атомы. Поэтому Лукреций категорически отрицает гипотезы греческих ученых (Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора), которые первоэлементами мироздания считали огонь, воду, воздух и т.д. Итак, в мире нет ничего, кроме вещей, составленных из невидимых глазу атомов и пустоты. Свою первую книгу поэт заканчивает утверждением о грандиозную бесконечность Вселенной. В этом вопросе он выгодно отличается от большинства греческих философов, которые ограничивали космос Солнечной системой.

Вторая книга открывается картиной вечного движения атомов в материи, поскольку «совсем покоя нигде не дано в пустоте необъятной». Автор рассказывает о безостановочное движение этих «элементов», о всегдашний процесс их соединения и разъединения, образование твердых и мягких тел. Именно они придают вещам разных форм, чем и объясняется многообразие окружающего мира. Возвращаясь к проблеме богов, Лукреций утверждает, что они не принимают никакого участия во всех творческих процессах природы.

Важное место в поэме Лукреция занимают мысли о диалектическая связь жизни и смерти. Ничто не может родиться в мире без того, чтобы что-то не умерло. Якобы умирающая осенью природа возрождается весной, а сброшенное с деревьев листья и старая пожелтевшая трава превращаются в питательный грунт для молодой поросли. Жизнь и смерть идут рядом, и разорвать этот процесс невозможно, он в природе оказывается единственным. В конце появляются грустные рассуждения Лукреция о постепенном замедлении мирового движения, что приводит к истощению земли и приближает все человечество к гибели.

В третьей книге Лукреций обращается к вопросу о взаимосвязи тела и духа (то есть разума) и души. Он делает вывод, что все эти субстанции находятся в прямой зависимости друг от друга, смерть тела ведет к смерти разума и души. Он отрицает мысль о вечном существовании души и принятия ею после смерти человека адских мук, считая это выдумкой, призванной запугать смертных. Однако именно страх перед смертью порождает самые страшные преступления:

Стыд он уничтожает,

дружбу крепкую разрывает навсегда,

И благочестия нарушает грубо.

Случается даже,

Что и отчизну свою,

и родителей своих любих нередко

Предавал тот,

кого черная мгла Ахеронта пугала.

(III, 83-86)

В четвертой книге говорится о функции различных органов человеческого тела - зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха и т.д. Перед этим мыслитель поставил проблему познания вещей, в котором принимают участие различные органы. Касается он и вопрос голода и жажды, сна и сновидений. Заканчивается книга осмотром любви и любовных отношений людей, а также наследственности. В частности, Лукреций отмечает, что дети могут иметь большое сходство со своими далекими предками.

Чрезвычайно ценной является пятая книга, в которой Лукреций рассматривает различные аспекты развития человеческого общества. Перед этим автор предсказывает «небу, земле и небесам» неминуемую гибель в какой-то злополучный день. Лукреций резко порывает с мифологическими легендами о возникновении людей на Земле, в частности рассказу Гесиода о смене веков - от «золотого» до «желеВНОго». Представление поэта по этому поводу имеют вполне научную основу. Он утверждает, что на Земле сначала зародилась растительность, затем появились более сложные организмы - животные, из которых в борьбе за выживание остались найпристосованиши к суровым условиям жизни. Лукреций категорически отрицает существование легендарных чудовищ вроде Кентавра, Скиллы или Химеры.

Наконец появляется человек, которая сначала жила, словно хищный зверь, в пещерах и чащах. Она не знала ремесел. Прогресс начинается с того времени, когда «дома и кожи и огонь себе люди получили», создали семьи и стали хозяйничать. Обращаясь к вопросу о происхождении языка, Лукреций отрицает утверждение, что кто-то самый умный из людей «изобрел» названия вещей и научил их людей. Речь возникла из необходимости, поскольку людям нужно было общаться, понимать друг друга. Далее Лукреций рассказывает, как люди научились улучшать жизнь, строить города, открыли цену золота и начали накапливать его. Войны приобрели особенно кровавого и жестокого характера. А позже появились и законы, устанавливали определенный порядок во взаимоотношениях людей, но и подавляли их:

Человеческий род уже до того устал

насилием извечным

И уже настолько знеміг от раздоров,

что сам добровольно

Гнет законов принял

и ограничения правил строгих.

(V, 1145-1147)

Прогресс в развитии человеческого общества Лукреций связывает с открытием металлов - железа, меди, свинца, облегчили существование человека. Но с применением металлов и войны стали более жестокими, и здесь поэт приводит впечатляющие картины страшных боев. Рассказывая далее о достижениях цивилизации, Лукреций довольно скептически оценивает их, поскольку они несут с собой много негативного. И все же книга заканчивается прославлением человеческих возможностей, многочисленных полезных разоблачений, что их «разум возвышает до полного блеска».

Заключительная, шестая, книга Лукреция содержит описания и объяснения различных грозных явлений природы. Гром и молния, смерчи, ливни, извержения Этны, сокрушительные эпидемии также стали объектами исследования ученого. Это самая слабая часть поэмы, хотя и в ней поэт достигает высокого мастерства, особенно когда дает описания природы, которые сопровождают все эти явления, или прибегает к сравнениям. Несостоятельность Лукреция обосновать их научно вполне понятна. Естествознание как наука идет только зарождалось. Самой атомистической теории для объяснения явлений природы было недостаточно, и объяснения эти зачастую довольно примитивные.

В поэме «О природе вещей» Лукреций подробно изложил учение Эпикура, которого чуть ли не боготворил. Он неоднократно упоминает его имя, прославляет протяжении всей поэмы. Поскольку произведения этого греческого философа до нас не дошли, то произведение Лукреция оказался единственным весомым источником для детального ознакомления с материалистической философии этого мыслителя уже со времен Возрождения.

Поэма была написана для образованной части римского общества, в ней есть достаточно сложные мысли, но чувствуется намерение поэта ознакомить как можно большую часть грамотного населения Рима с учением Эпикура. Если Лукреций-философ, следуя академического стиля ученого, пытался точно доказать свои концепции, то Лукреций-поэт искал яркие образы и картины, чтобы сделать эти мысли понятнее и более доходчивыми. В нем счастливо соединились два таланта, два гения - ученого-исследователя и художника. Как, например, объяснить неподготовленному читателю, что материя состоит из мельчайших, невидимых глазу атомов, которые к тому же непрерывно движутся? Лукреций прибегает к простому и одновременно гениального примера, описывая движение пылинок в луче солнца, проникающий в темное помещение через щель закрытых ставен.

В подобных иллюстративных объяснениях нет застывших образов, все они наполнены неустанным движением. Глядя на природу глазами ученого, поэт изображает картины, в которых все постоянно меняется. Морские волны, порывы ветра, закат, биг воинов, безудержное буйство разъяренного хищника, лит стаи птиц и т.д. - все эти явления имеют одно общее: безостановочное движение. Лукреций до тонкостей знал и понимал природу. Какое-то ее даже незначительное обнаружения он одновременно мог и анализировать, и делать по нему обобщающие выводы. Природа для поэта - источник всего сущего. И он убежден в конечной победе разума, который, отбросив предрассудки, может окончательно познать природу, даже те процессы, что остаются еще непостижимыми для человека.

В общем монументальный стиль Лукреция протяжении повествования снижается, становится пестрым и раВНОобразным. На первый план порой выдвигаются взгляды отдельной личности, стремящейся постичь окружающий мир с помощью собственных чувств. Пространство поэмы, что иногда приобретает грандиозных размеров, как будто становится то объектом иронии или сатиры, то поводом для грусти и мыслей о кратковременности жизни и неумолимую смерть. Многочисленные картины природы иногда пронизываемых в Лукреция этими же человеческими чувствами. Изображение прошлого для самого поэта превращается в своеобразную побег в те счастливые времена, когда человек был полностью обеспечена всем необходимым самой природой, но не оценила ее щедрости. Поэтому когда Лукреций переводит взгляд на современность, он наполняется грустью и отчаянием. Особенно отчетливо это чувствуется в своеобраВНОй рассказы о природе (III, 932-962), которая, подобно живому существу, обращается к жалкой человека и упрекает ее за постоянные жалобы на жизнь и свое положение.

Отдельную проблему составляет язык поэмы. Сам Лукреций прекрасно понимал сложность поставленной перед собой задачи - написать поэму о природе всех вещей, пользуясь еще несовершенной, малопригодной для философских рассуждений латыни:

...учение затемненное греков

Выразит четко латинскими стихами

трудно, считаю:

До новых слов, главное,

возникает потребность обратиться,

Слишком уж бедной речь наша,

а новых понятий так много.

(И, 136-139)

Речь Лукреция сложная, архаизмы соседствуют с современными ему словами и оборотами. Он любит использовать народные обороты и выражения, отдельные слова, народные поговорки и пословицы т.д. Поэт первым начал создавать научную терминологию, хотя этот процесс у него, кажется, был подсознательным. Поэтому только одному понятию «атом» соответствует в поэме около полусотни синонимических названий. Лукреций произвел чрезвычайно своеобразный язык, в котором приемы ораторского искусства чередуются с четкой фиксацией определенных научных данных.

В античности художественные качества и научное содержание поэмы оценивали очень высоко, ее изучали и часто комментировали. Даже христианские ученые использовали ее в своих диспутах с защитниками «олимпийской религии. Труд Лукреция неоднократно переписывалась в эпоху раннего Средневековья, затем на некоторое время была забыта. Новая вспышка заинтересованности ней приходится уже на середину эпохи Возрождения. Отношение к поэту на протяжении веков менялось.

В Украине переводы отдельных отрывков поэмы Лукреция осуществил И. Франко, значительную часть ее перевел М. Зеров. Полный текст был переведен А. Содомора и опубликован в 1988 г.



В. Пащенко, Н. Пащенко