|
ЛУКИАН
(бл. 120 - ок. 190)
ЛУКИАН - творчество писателя
ЛУКИАН (ок. 120, г. Самосата, Сирия - ок. 190, г. Александрия, Египет) - древнегреческий писатель.
Творчество Лукиана, «богохульника и злостивця», как назвал его один из античных ученых, довольно метко изложив идейное направление произведений этого писателя, - оригинальное явление в древнегреческой литературе.
Лукиан родился в сирийском городе Самосата в семье бедного ремесленника. Биография его осталась бы совершенно неизвестной, если бы он сам не привел факты личной жизни в своих произведениях. Лукиан окончил школу, затем обучался философии в Ионии, получил специальность ритора, но продолжал бедствовать. Только когда начал выступать, как это делали софисты, с речами, к нему пришел достаток. Побывал во многих странах - Италии, Галлии, Македонии, Афинах, вернулся в Сирию. Именно в это время, разочарован риторикой, что только «обвиняла тиранов и восхваляла героев», он начал писать литературные произведения. Неопределенные данные свидетельствуют о материально Лукиана и в конце жизни, через это он опять покинул родину и переехал в Александрию на предложенную государственную службу. Однако и она ни удовольствия, ни богатства не принесла. Писатель снова должен был вернуться в своих публицистических лекций ритора.
И по жизни, и в более поздние периоды Лукиан был неизменно популярным. До нас дошло более 70 произведений Лукиана, преимущественно небольшого размера, большинство из них - в диалогической форме. Во всех его произведениях предстает сложная, противоречивая, полная идейной борьбой и уродливыми искажениями современность, разные стороны которой Лукиан высмеивает чаще всего в сатирических диалогах. Эту форму он позаимствовал у философов: со времен Платона диалог был любимой формой философских рассуждений. Из ямбов Архилоха, политической комедии Аристофана, язвительных сатир кініка Менілла он взял остроумный смех, стал в его произведениях поразительной оружием, мощным средством полемики с идейными врагами.
Первые произведения Лукиана обозначены увлечением автора риторикой: по сути, они написаны в соответствии с ее правилами («Тирановбивця», «Лишенный наследства»). Но со временем возникают и прямые пародии на риторический искусство, приемы которого автор доводит до степени глупости. Показательным примером является «Похвала мухе» - прямая сатира на епідидактичні речи: с необычайной серьеВНОстью Лукиан восхваляет эту надоедливую букашку, используя характерные правила риторики.
Неоднократно Лукиан направлял свою сатиру против устаревших понятий, предрассудков, обличая их с помощью различных сатирических средств. В частности, он высмеивает мифологические представления о богах. В «Разговорах богов» они полностью теряют свой божественный ореол и, изображены в грубо «олюдненому» виде, превращаются в типичных обывателей, которые спорят, ссорятся, обманывают друг друга, цинично хвастаются своими любовными приключениями, врут, завидуют и т.д. Л. из богов откровенно издевается и своим убийственным смехом окончательно их дискредитирует. Особенно от него достается Зевсу, изображенном трусливым, к краю развращенным, ревнивым, жестоким и мелочным («Эрот и Зевс», «Зевс и Гера», «Зевс и Ганимед», «Зевс и Гермес», «Зевс трагический», «Развенчан Зевс»). В «Морских разговорах» мифологические персонажи вообще предстают глуповатыми и ни на что не способными существами. Самый факт переноса мифологического сюжета в прозаично-бытовые условия давал гротескно-пародийный эффект. Любовные интриги богов превращались в откровенно карикатурные сцены. Лукиан язвительно высмеивал представления о могуществе богов, возможности их перевоплощений, подводя читателей к мысли, что все эти выдуманные истории делают смехотворной слепую веру в традиционные божества.
Лукиан выступил против распространенного мнения о божественный промысел, что как бы определяет судьбу человека и руководит ее жизнью. Он доказывает: все на земле устроено настолько плохо, что даже в самых глупых возникают сомнения в могуществе богов, которые к тому же зависят от этого же промысла («Развенчан Зевс», «Зевс трагический»). Не случайно даже верховный Олимпиец признается, что дела богов совсем плохие, потому что эти божества сами «висят на тоненькой ниточке» и люди готовы уже от них окончательно отказаться.
Разоблачает Лукиан и многочисленные лжеучения, шарлатанство во всех проявлениях, его проповедников. Особенно популярным во времена императора Марка Аврелия был один из таких «пророков» Александр. Его мошенничество и «чудеса» писатель разоблачил в памфлете «Александр, или Лжепророк». Другого дурака и уголовного преступника, который действовал под маской христианского праведника и приобрел большие богатства, Лукиан показал в повести «О кончине Перігріна». Оба эти притворщики использовали наивную веру людей в чудеса со своей корыстной целью, и автор убедительно раскрывает тайные приемы их «мастерства», помогает увидеть истинное лицо «благодетелей».
В противовес богам, користолюбцям и тем, кто дурит народ - пустопорожним философам, Лукиан изобразил и обычных тружеников, к которым испытывает искренние симпатии и в изображении которых отсутствуют даже элементы сатиры. В основном это положительные образы скромных и целомудренных людей, честных и прямодушних, только в них писатель находит настоящие чистые человеческие чувства преданности, любви, дружбы («Токсарид, или Дружба», «Две любви»). Даже в «Разговорах гетер «героини, несмотря на свое занятие, оказываются за своими духовными качествами значительно выше и даже благороднее, чем боги, не говоря уже о том, что они намного добрее и справедливые. Они бедные и дорогой ценой зарабатывают свой хлеб, но пытаются сохранить чувство собственного достоинства.
Главную несправедливость в жизни Лукиан усматривает в неправильном распределении богатств, сосредоточенных лишь в руках могущественных хозяев. Он высмеивает их жадности и безудержной погони за наживой. Автор считает, что богатство не может сделать человека счастливым, наоборот, добавляет ей только новых забот («Ікароменіпп», «Харон», «Тимон»). К тому же богатство, как и нищета, портят характеры людей.
Много произведений Лукиан посвящено вопросам философии и литературы. Он неоднократно высмеивал проповедников, которые восхваляли прошлое и героев древних времен, пользовались архаичными выражениями, словами и понятиями («Лексифан»). Сатира «Правдивой истории» направлена против распространенного в античности жанра рассказа, в которой путешественники видели самые фантастические картины, попадали в самые невероятные ситуации (деревья, стволы которых были женщинами, трехголовые конешуліки, ослы-трубачи, облака-кентавры, Месячная государство, пребывание в чреве кита и т.п.).
Особенно остро Лукиан критиковал многочисленных представителей различных псевдофілософських школ, которые выдавали свое учение единственно правильное, а также недостойное поведение многих из них, когда они нескромно провозглашали себя учителями добродетели («Пир», «Рыбалка», «Продажа жизней»). Писатель называет их племенем пустых, честолюбивых и неразумных людей, способных лишь громко читать свои речи на площадях города, льстить обладателям и становиться клоунами в дворцах вельмож. Он разоблачает лицемерие таких «праведников»: своей личной жизнью они опровергали те высоконравственные советы, которые подавали слушателям в своих речах. Для характеристики подобных персонажей Лукиан находит чувствительнее всего слова.
Смех, сатира, ирония в самых раВНОобразных формах свойственны почти всем произведениям писателя. Они были направлены на критику и дискредитацию всего того, что Лукиан считал вредным для людей и общества, и разрушали веру в старые традиции и представления. Но писатель никогда не использовал свое испытанное оружие против бедных и обездоленных тружеников, к которым относился с неизменным уважением и приязнью. Его идеалом была справедливо устроено государство, в которой все граждане имели бы чувствовать себя свободными людьми, независимо от социального положения или национальности.
Через понятны причины творчество Лукиана не была по достоинству оценена его современниками и почти зовеш, кроме Византии, забытая в период Средневековья.
Его вспомнили лишь во времена Возрождения. Мастерства использовать изобразительные средства смеха и сатиры Лукиана в учились Эразм Роттердамский и Ф. Рабле, В. Шекспир, Дж. Свифт и Вольтер. В Украине к творчеству Лукиана обращались Ф. Прокопович, Г. Сковорода, И. Франко. Отдельные произведения Л. переведены А. Сагарда, Т. Мандибур.
В. Пащенко, Н. Пащенко
|
|
|