11 класс СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Творческий путь М. О. Булгакова (1891 - 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы больших перемен - социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознавал свою ответственность за «весь распорядок жизни на земле». В своих произведениях он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы моральные. В последнем своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков сумел подняться на новую художественную высоту в изображении проблем современности.
Борьба Добра и Зла - одна из основных тем мировой литературы в течение многих веков. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков наиболее полно раскрывает суть этой борьбы в диалоге Иешуа и Пилата. Перенося действие диалога на два тысячелетия назад, писатель указывает на историческую перспективу постановки проблемы. В то же время за некоторыми психологическими и социальными параметрами «собеседники скорее современники XX века, чем люди, живущие в 30-е годы И века. Этим Булгаков подчеркивает актуальность проблемы в наши дни.
Иешуа Га-Ноцри - обычный человек, довольно слаба физически. Вместе с тем это индивидуальность, человек высокого духа. Он свободен от власти патриархальной традиции, не важно, кто его родители, важно, что он - личность. Иешуа - человек мысли, независимая от сословных и религиозных догм, он живет «своим умом». Он уверен в возможностях человека изменить себя к лучшему, а следовательно, изменить к лучшему окружающий мир.
С точки зрения Булгакова, добро обретает свою истинную силу лишь при соблюдении некоторых условий. И условия эти нелегкие.
Во-первых, добро не может опираться на насилие, ведь насилие - это обычный инструмент зла. Добро имеет в своем распоряжении собственное оружие: доброжелательность, готовность и желание понять другого. За этим следуют искренность, сочувствие, отзывчивость, гибкость... Воспитать в себе эти качества - значит, сделать первый шаг к добру. Во-вторых, добро - это самобытность мысли, широта культурного кругозора. В-третьих, добро - это труд и творчество, обращенные на благо людей. И, наконец, это самая большая моральная устойчивость, твердость в защите своей идеи, самоотверженность, воля.
Только все это, вместе взятое, является оружием добра. Поэтому добрым быть очень трудно. Добро легко заменить подделкой, что нередко и происходит. Но если оно все-таки есть в человеческой личности - оно всесильно. Ведь Иешуа - «бродяга», «слабый человек» - сумел перевернуть жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Рима. Он повлиял и на других людей, с которыми встречался (в романе упоминаются Иуда с Киріафа, Левий Матвей).
Зло, по мнению Булгакова, - это темные стихийные страсти, не вытеснены и не втихомирені человеческим началом. Зло - это проявление человеческих атавизмов. Поэтому в определение «человека» зло Булгаковым не включается. Человек начинается там, где кончается зло. В романе Булгакова зло воплощается в образах «нечистой силы» (Во-ланд и его свита) и в ее «достижениях» (бал у Сатаны). Согласно философского замысла романа автор идет дальше, показывая глубинный источник зла. Зло - это доисторический хаос первородного космоса. Добро - это приобретенная миллионами лет развития способность человека познать себя и управлять собой.
Булгаков считал проблему Добра и Зла особенно важной. Ведь современное ему жизнь стало одним из важнейших и самых острых моментов во всемирной истории человечества. С точки зрения масштабности изменений в обществе, современному человеку жить трудно. Но тысячелетия истории не должны пройти для него даром. У человека сегодняшнего дня есть великое благо - сознание, знание, исторический опыт, память. И, по мнению Булгакова, человек обязан продолжить традицию очеловечивание стихийных сил в себе и в окружающем мире. Вот почему Добро должно в конечном счете победить Зло.
|
|