|
ЛИКОК, Стивен Батлер
(1869 - 1944)
ЛИКОК, Стивен Батлер - творчество писателя
ЛИКОК, Стивен Батлер (Leacock, Stephen Butler - 30.12. 1869, Суонмур, Англия - 28.03. 1944, Торонто) - канадский писатель.
Литературное наследие Ликока содержит значительное количество юмористических рассказов и ярких литературных пародий; важное место занимает в ней политическая сатира. Обращался Ликок и к вопросам литературно-теоретического характера: о природе смеха, о юморе в литературе, о писательское мастерство. О сложных вещах Л. умел говорить доходчиво и интересно, что и привлекает к его произведениям читателей. Своими учителями Ликок называл Ч. Диккенса, Марка Твена и О. Генри. Однако он не наследует своих великих наставников. Л. выработал собственный стиль, разработал свой круг тем, нашел своего героя.
Ликок родился в Англии. Его детство прошло в городке Суонмур, в Гемпшире. Когда будущему писателю исполнилось семь лет, его родители, гонимые надеждой на обогащение, стремлением преодолеть бедность, эмигрировали в Канаду, где арендовали ферму на берегу озера Симко в провинции Онтарио. Особых изменений к лучшему не произошло, доходов с трудом хватало на содержание семьи. О годы своей ранней юности Ликок писал в автобиографической книге «Мальчик из моего прошлого» («The Boy I Left Behind»), изданной лишь после смерти писателя (1946). В 1887 г. Ликок закончил колледж в Торонто, а в 1891 г. - там же университет. Начались годы учительства, восемь лет он преподавал в колледже, который окончил. Л. был сторонником общего образования, неоднократно писал о необходимости серьеВНОго образования для каждого, независимо от социального положения и материального достатка семьи. В 1899 г. Л. поступил в Чикагский университет, где изучал политическую экономию. В 1903 г. он получил степень доктора философии и место профессора в университете Монреаля. Ликок был прекрасным лектором. Лекции по вопросам своей специальности он читал во многих университетах США и европейских стран. Ему принадлежит ряд весомых трудов по проблемам политической экономии.
Главным делом своей жизни Ликок считал гумористику, хотя как писатель выступил сравнительно поздно. Первый сборник его рассказов «Литературные ляпсусы» («Literary Lapses») была издана в 1910 p., когда Лікоку было уже 40 лет. К труду писателя Ликок относился с большой ответственностью. «Многие из моих друзей считает, - писал он в предисловии к своей книге «Как писать» («How to Write», 1944), - что свои юмористические вещички я пишу в минуты досуга, когда мой уставший мозг неспособен выполнять серьезную работу політеконома. Я считаю наоборот. Написать весомый поучительное произведение, опирающееся на факты и цифры, совсем не так трудно, но создать из глубины своего «я» нечто, стоящее прочтения ради самого себя, - трудное дело, которое удается лишь в очень редкие счастливые мгновения жизни». И тут же он говорит: «Существует только один рецепт для писателя - возьми литр или чуть больше человеческой крови, смешай ее с бутылкой чернил и полной ложкой человеческих слез и моли Бога, чтобы Он простил тебе твои кляксы». О серьеВНОм Ликок всегда говорит в шутку. Он - юморист, но веселый и остроумный шутка не является для него самоцелью. Комизм ситуаций в его рассказах, необычные приключения его героев, несусветный строй их мыслей и чувств - во всем этом писатель пытается раскрыть противоречия жизни, спостережену им несоответствие между быстрыми темпами развития техники, успехами цивилизации и тем положением, в котором находится человек. Смех Ликока согрет теплом и сочувствием к людям, в его юморе заключается его философия жизни.
О юмор Ликок писал в своих трудах «Юмор, как я его понимаю» («Humour. As I See It», 1916), «Юмор, его теория и техника» («Humour. Its Theory and Technique», 1935), «Юмор и человечество» («Humour and Humanity», 1937), «Как писать»; крупнейшем юмористу Ч.Діккенсу посвящена книга Ликока «Ч. Диккенс, его жизнь и творчество» («Ch. Dickens, His Life and Work», 1933). По определению Ликока, юмор - это размышления над противоречиями жизни и их художественное выражение. Юмор в его высшей форме - это объяснение жизни, истолкования его явлений; он порождается контрастами действительности, несоответствиями между нашими представлениями о жизни и тем, что в нем существует. Смех - лишь первая ступень юмора. Своей наибольшей глубины и силы юмор достигает тогда, когда смех сменяется улыбкой, что переходит в слезы при виде несправедливости нашей судьбы. Высшая форма юмора - это смешение слез и смеха.
В истории развития юмора Ликока отличает имена В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, Л. Стерна, А. Годдсміта. Своего торжества юмор достигает в творчестве Диккенса и Твена. Появление этих крупнейших юмористов в XIX ст. Ликок объясняет тем, что именно в этом веке противоречия жизни заявили о себе с наибольшей силой, они стали вопиющими. Юмор англичанина Диккенса основан на факте, юмор американца Марка Твена - на преувеличении, что и отразилось в его рассказах. Величайший роман Марка Твена - «Приключения Гекльберри Финна», который вызывает у читателя смех и слезы одновременно. Наивысшую заслугу Диккенса Ликок усматривает в его гуманизме. Очень дорогой и близкий Л. О. Генри, в творчестве которого трагические и комические стороны жизни сплавлены воедино.
Тонкий ценитель остроумного жанра и захватывающей интриги, Ликок никогда не считал их целью своего творчества. По его глубокому убеждению, истинный юмор основанный на правде жизни, а конечной его целью является изображение живых человеческих характеров. В таком ключе и созданы лучшие произведения самого Ликока, объединенные в сборники «Литературные ляпсусы» (1910), «Вздорные новеллы» («Nonsense Novels», 1911), «Веселые рассказы о маленьком городке» (« Sunshine Sketches of a Little Town», 1912), «Идиллические приключения байдикуючого богача» («Arcadian Adventures with the Idle Rich», 1914), «Сумасшедшие выдумки» («Frenzied Fiction», 1918), «по Ту сторону рампы»(«Overthe Footlights», 1923), «Мемуары манекенщицы» («Model Memoirs», 1939) и др. Кроме рассказов, в сборники вошли литературные пародии и юмористические «лекции».
Тематика рассказов Ликока раВНОобразна. Он высмеивает быт, нравы и психологию «среднего американца», ужасно зависимого от «крика моды» и стандартизации; Ликок немало внимания уделяет состоянию искусства и литературы, выявляя признаки их очевидного движения к массовой культуре, пишет о убожество тех фильмов и книг, которые ловкие дельцы предлагают вниманию публики. Единственная мысль объединяет произведения Ликока, общая тема в разных аспектах развивается в его гумористиці - дегуманизация жизни и искусства. Оплутаний условностями морали, задурманений низкопробными зрелищами и чтивом, подавленное скоростью жизненных ритмов и повседневными проблемами, герой Ликока превращается в жертву достижений цивилизации, не замечая того, что все его существование механізується. Он может оставаться самоуверенным и амбициозным, но в то же время он смешон и жалок.
Немало рассказов написаны от первого лица. Как рассказчик фигурирует недалекий и самовлюбленный буржуа. Неслучайно Ликок избегает называть своего героя по имени, но даже если он и предстанет перед нами как некий мистер Батт, это не меняет сути дела: он остается самим собой - ограниченным, непоколебимым в вере в доллар, склонным поучать и давать наставления, что согласуются с его весьма скудными представлениями о жизни. Мы видим его то благодушно настроенным, то возбужденным и взволнованным, то растерянным и испуганным. Он скупой и мелочный, скучный и тупой, не чувствует красоты и очарования природы. Его удивляют люди, которые радуются приходу весны, прилета птиц и «прочим глупостям». Он знает только двух птиц - ворону и петуха, а о смене времен года догадывается за изменениями в клубном меню («Первые признаки весны»). В форме лексикона азбучных истин написанное повествование «Основы образования». Это своеобразная сборник сведений, убогих истин, которых оказывается вполне достаточно для необходимого «уровня» образования. Все сведения об основах наук помещаются на десятке страниц печатного текста.
Ликок остроумно пародирует различные справочники, пособия, записные книжки; смеется со слепой доверчивости людей, которые верят в возможность общения с «миром духов», занимаются спиритизмом. Комизм многих его рассказов заключается в смелом смешении несовместимого (до потустороннего мира духов врывается цивилизация с ее техническими достижениями, используется телефон, агентства по общению с духами и т.д.). Нарушаются рамки вероятного, возможного, возникают ситуации невероятные, абсурдные. Однако нередко в рассказах Ликока громкий издевательский смех уступает место грустной улыбке, комизм ситуаций не скрывает печальных сторон жизни. Ликок пишет об эгоизме людей, о взаимном недоразумение, о отчужденность, о том, насколько обманчивым является внешний благосостояние, насколько непрочные дружеские и родственные связи («Как мы отметили день рождения мамы»).
Остроумные раВНОобразные пародии Ликока. Развитию жанра пародии он придавал большое значение, считая эту форму особенно эффективной в творчестве юмориста. Он пародировал детективные романы и рассказы, приключенческие и фантастические произведения, мемуарную литературу дешевого пошиба, «деловую повесть», что вошла в моду, стиль научных исследований, лекций и используемые в них ораторские приемы, текст реклам, объявлений, газетных интервью.
В пародиях Ликока на детективы содержатся непременные атрибуты этого рода литературы: следователь, его верный помощник, убийство и преступник, клубок тайн и процесс их распутывания. Комизм заключается в том, что, сохраняя примитивную схему детектива, пародируя шаблон в описании героев, их речи и поступков, Ликок вводит в повествование неожиданные детали, которые явно противоречат устоявшимся традициям. Так, в рассказе «Обезумевший через тайну» «проницательный» следователь последним узнает о том, что пропавший принц Вюртембурзький, поисками которого он занимается, не человек, а собака. В пародии на фантастический роман - «Человек в азбесті», герой отказывается от жизни в «идеальном» обществе будущего: «Я не хочу вашей цивилизации. Верните мне обратно мою прежнюю жизнь с его борьбой за существование, с его тяжелым трудом, разочарованиями, с его сердечной тоской».
Ликок создал свой тип юмористического рассказа. В оживленной, непринужденной форме, как будто разговаривая с читателем, он говорит о вещах значительных и злободневные. Ликок нарушает рамки достоверного, не боится преувеличений. Развитие интриги имеет для него гораздо меньшее значение, чем воспроизведение «духа» изображаемого явления. Любимый прием - показ событий через восприятие рядового обывателя; но и сам писатель становится как бы одним из участников того, что происходит.
В канадской литературе XX в. Ликок занимает заметное место. В 1946 г. в Канаде учреждена ежегодная премия имени Ликока за лучшее юмористическое произведение.
Фельетон Ликока «Моя финансовая карьера» (имя переводчика обозначено криптонимом - М. Л.) напечатано в львовской газете «Дело» (1923, 18 августа).
H. Михальская
|
|
|