|
ЛЕССІНҐ, Ґотгольд Эфраим
(1729 - 1781)
ЛЕССІНҐ, Ґотгольд Эфраим - творчество писателя
ЛЕССІНҐ, Ґотгольд Эфраим (Lessing, Gothold Ephraim - 22.01.1729, Каменц, Саксония - 15.02.1781, Брауншвейг) - немецкий писатель, один из основоположников немецкой классической литературы.
Родился в семье пастора в небольшом саксонском городке Каменц. Отец Лессінґа был настоятелем городского собора, работа почетная, и малоприбыльная. Старшему из двенадцати детей родители дали хорошее образование. С 1741 до 1746 pp. Лессінґ учился в Мейсенській княжеской школе, которую окончил с похвальным аттестатом. Через много лет, оглядываясь на пройденный путь, Лессінґ писал: «Теофраст, Плавт, Теренций были моим миром, который я спокойно изучал в узкой области похожей на монастырь школы. Как хотелось бы мне вернуться в эти годы, - единственные годы, когда я жил счастливо».
С 1746 до 1748 pp. Лессінґ - студент богословского факультета Лейпцигского университета, но через много лет он с трудом мог вспомнить содержание прослушанных им курсов. Довольно рано обнаружив, что чтение книг дает немного для знания жизни, семнадцатилетний Лессінґ с присущей молодости жаждой наслаждений погрузился в мир этого удивительного города, которое было на то время «маленьким Парижем».
Лессінґ понимал, что его манеры и внешний вид далеки от совершенства, но юноша не растерялся и довольно быстро достиг успехов в науке фехтования, танцев и вольтижировки. Лессінґ вспоминал: «Это хорошее начало очень меня подбодрил. Мое тело стало шустрее, и я начал искать общества, чтобы теперь научиться жить». Поиски были непродолжительными. Лессінґ познакомился с актрисами труппы Каролины Нейбер, писал комедии для ее странствующего театра. Но труппа вскоре вынуждена была покинуть Лейпциг, а Лессінґ подвергся первому удару судьбы: он должен был скрываться от кредиторов, преследовавших его.
В августе 1748 г. Лессінґ приехал в Виттенберг, где поступил на медицинский факультет, но его и здесь догнали кредиторы, и Лессінґ отправился в Берлин, был прямой противоположностью до Лейпцига. Характеристики, которые встречаются в записях иностранцев, побывавших в прусской столице, отличаются удивительным сходством с замечанием итальянского поэта. Альфьери, который охарактеризовал Берлин как «большую казарму», а прусскую государство назвал «огромной и сплошной гауптвахтой». Атмосферу этой гауптвахты точно передаст Лессінґ в своей «немецкой комедии» из времен Семилетней войны. Но пока он вел жизнь свободного писателя (Freischaffender Schrift-steller) и критика, дописывая к «Берлинской газеты», известной под именем издателя как «Фоссова газета» («Vossische Zeitung»), вплоть до 1755 г.
К этому периоду относится и первая проба писательского пера Лессінґа. Его попытки в области поэзии были очень несамостоятельны, а страсть к театру, которая возникла еще в Лейпциге, породила желание стать «немецким Мольером». Лессінґ написал комедии «Молодой ученый» («Der junge Gelehrte», 1748), «Евреи» («Die Juden», 1749), «Вольнодумец» («Der Freigeist», 1749) и др.
В 1751 г. Лессінґ приехал в Виттенберг, чтобы получить ученую степень, но вместо «кандидата медицины» стал магистром свободных наук. К своему академической степени Лессінґ относился так же безразлично, как и до придворного чина надворного советника, который он получил против своей воли. В конце 1752 г. Лессінґ вернулся в Берлин, чтобы продолжить сотрудничество с «Фоссовою газетой», в ней он вел отделы научных новостей и фельетонов, публикуя различные произведения научного и литературного характера. Одновременно он выступал как переводчик, а затем попытался организовать собственные театральные периодические издания.
В 1753 - 1755 гг. вышло первое шеститомное собрание сочинений Л., которое объединило его юношеские стихи, драмы и прозаические произведения. Лессінґ слыл в литературных и читательских кругах как критик и многообещающий писатель.
В своих критических выступлениях 50-х pp. Лессінґ касался не только вопросов литературы. Он нарушает ряд важнейших социальных, философско-исторических и нравственных проблем, пропагандирует учение английских и французских просветителей, разделяя многие их взглядов. Так, в «Фоссовій газете» появились рецензии на труды Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро.
Лессінґ, как и большинство просветителей, придавал большое значение театру, рассматривая его как самый действенный из всех видов искусств. Проникаясь плачевным состоянием театрального дела в Германии, Лессінґ не только глубоко изучал современный английский и французский театры, но и его истоки и традиции. Критик ставил перед собой задачу вывести немецкий театр из жалкого состояния и воспитать настоящего зрителя. Поэтому он организовал один за одним ряд театральных журналов, с помощью которых пытался обновить репертуар театра, реформировать господствующие принципы драматургии. Так вышли в свет «Материалы к истории и критической оценки театр «(1750), приложением к ним стала «Театральная библиотека»(1754-1758). Вопросы драматургии занимают заметное место в третьем из журналов «Письма о новую немецкую литературу» (1759-1760), содержание которого уже имел более универсальный характер. Вершиной в развитии эстетики драмы и театра стала «Гамбургская драматургия «(«Hamburgische Dramaturgie», 1767-1769).
Берлинский период жизни Лессінґа был ознаменован и появление первой немецкой мещанской трагедии. Это была «Мисс Сара Сампсон» («Miss Sara Sampson», 1755), написанная на вилле под Потсдамом. Современники вспоминали, что успех пьесы был огромный: во время первого представления во Франкфурте-на-Одере, на которой присутствовал и сам автор, зрители в течение трех с половиной часов сидели тихо, как статуи, и плакали. Подобной пьесы в истории немецкой драмы еще не было. Впервые перед зрителями в пьесе, жанр которой обозначен как трагедия, были представлены не цари и мифологические герои, а простые, незнатные люди, да и события разворачивались не на полях сражений или в королевских апартаментах, а в обыденной бытовой обстановке.
Лессінґ, которому были близки слова английского писателя А. Поупа, что «самым благородным предметом занятий для человека является человек», обратился в своей трагедии к исследованию человека, мира его чувств, простых и трогательных. Действие его пьесы разворачивается в Англии. Главная героиня, Сара Сампсон, принадлежит к порядочной буржуаВНОй семьи. ее соблазняет аристократ Меллефонт, обещая жениться на ней. Вдвоем они собираются уехать из Англии во Францию. Но любовница Меллефонта, бывшая куртизанка Марвуд, которая имеет от него дочь, неожиданно появляется на сцене в самую критическую минуту и расстраивает будущую свадьбу. Она отравляет Сару Сампсон, а Меллефонт, который раскаялся, совершает самоубийство над телом любимой.
То обстоятельство, что герои трагедии имеют английские имена и действие происходит в Англии, вполне понятна: для Германии этот жанр был новым, и, обратившись к нему, Лессінґ значительной степени ориентировался на англичанина Дж. Лилло - автора достаточно популярной пьесы «Лондонский купец». Вслед за ним Лессінґ делает героями своего произведения представителей «третьего сословия», а события, которые они переживают, переносит в сферу обыденного. «Сара Сампсон» положила начало немецкому просветительскому театру.
После выхода «Мисс Сары Сампсон» материальное положение Лессінґа не улучшилось, и невозможность создать в Германии пригодные для жизни условия вынудила критика в 1755 г. даже думать о поездке в Москву, где он мог рассчитывать на место профессора при только что открытом Московском университете. После неудачной попытки осуществить вместе с купцом Винклером путешествие Лессінґ вернулся в 1758 и 1759 г. издавал журнал «Письма о новой литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759 - 1766), в котором вел борьбу за создание новой литературы, отрицая классические каноны и подражания античным образцам. Особенно известным был 17-й «Литературное письмо», в котором Лессінґ говорил о «Великого Трагического поэта». Шекспира, называя его драматургию «полнокровной и мужественной». Самым близким по духу к шекспировских драм Лессінґ считал немецкую народную легенду о докторе Фаусте, а сцену из собственного «Фауста» Лессінґ вместил в 17-м письме.
В 1759 г. в Берлине вышли в свет басни, которые Лессінґ объединил в три книги. Сборнике басен предшествовал специальный размышление, в котором автор изложил свою теорию жанра. По мнению Лессінґа, байка занимает промежуточное место между поэзией и моралью, находится на границе этих областей, подчиняясь законам каждой из них. Басни Л. представляют интерес скорее как эксперимент, чем высокохудожественное произведение. В них содержится критика немецкого общества XVIII в. («Водяная змея», «Осел и волк»), а также сатира на фрідріхівську Германию («Подарок фей»), звучит защиту достоинства простого человека («Шахматный конь»), развенчивается миф о всемогуществе власть имущих («Воинственный волк»).
11 ноября 1760 г. Лессінґ был избран членом-корреспондентом Берлинской Академии наук, но эта весть не застала его в столице. Лессінґ поехал в Бреславль, где более четырех лет находился на должности секретаря при губернаторе Силезии генерале Тауенцині. Следствием углубленных исследований в области теории и истории искусства, которым были посвящены эти годы, стал трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» («Laokoon, oder Uber die Grenzen der Malerei und Poesie», 1766).
Главный вопрос, который рассматривается в трактате, - границы поэзии и живописи, их специфика и своеобразие художественного языка. В результате проведенного анализа живописи и поэзии Л. выделяет следующие особенности, присущие рассматриваемым царинам искусства. Он разделяет все виды искусства на пространственные и временные. В пространственных он причисляет живопись, поскольку тот изображает предметы, находящиеся рядом. К временным относится поэзия, поскольку она изображает события в движении, то есть в их временной последовательности. Подобный подход ориентировал художников слова не на описательность, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей. Эти соображения Лессінґа оказали огромное влияние на дальнейшее развитие поэзии, усилив интерес к действию, изображение чувств и страстей.
Трактат «Лаокоон» тесно связан с борьбой за новые пути развития как самой Германии, так и ее искусства. Именно поиском новых путей искусства продиктована полемика Лессінґа на страницах трактата с концепцией прекрасного. И. Винкельмана, который считал наличие эффекта покоя важнейшим признаком красоты. Лессінґ отстаивал, по сути, просветительскую концепцию человека в искусстве. Он сумел уловить, что Винкельман своей теорией искусства, хотел он того или нет, призвал человека к смирению и повиновению. Лессінґ, наоборот, выступил сторонником решительных действий граждан как в реальной жизни, так и в произведениях искусства. «Герои на сцене должны проявлять свои чувства, выражать открыто свои страдания и не препятствовать проявлению природных наклонностей», - пишет Лессінґ. Автор «Лаокоона» проповедовал идеал деятельной человека, обращал внимание не на постоянство, а на изменчивость человеческой природы, ее гибкость. Из такого подхода следовали далеко идущие выводы. Эталоном прекрасного могли служить не только проверенные временем образцы античного искусства, которые, несомненно, имеют эстетическую стоимость, здесь Лессінґ был согласен с Вінкельманом, но не меньшую художественную ценность может создать и современность. По сути, Лессінґ отстаивал расширение сферы искусства и прав художника в изображении мира и человека, эстетическую стоимость обыденного и современного, указывал на реальные пути к демократизации литературы. Это был переворот в эстетической мысли не только Германии, но и Европы.
Пребывание в Бреславлі ознаменовалось и появление драмы «Минна фон Барнгельм, или Солдатское счастье» («Minna von Barnhelm, oder Das Soldatengliick», 1763-1767). Это была первая пьеса Лессінґа, написанная на немецком материале. Сюжет пьесы основан на фактах немецкой жизни, связанных с событиями Семилетней войны (1756 - 1763), которая недавно закончилась.
Главный герой комедии, прусский офицер Тельгейм, понимая, что жители вражеской Тюрингии не способны выплатить слишком большую контрибуцию, помог им и внес в казну собственные две тысячи пистолей, предварительно взяв с жителей Тюрингии расписку. После установления мира он просит прусское правительство вернуть ему эти деньги, но правительство заподозрил в гуманном поступке Тельгейма преступление. Он решил, что жители Тюрингии майору выдали расписку как благодарность за то, что тот просил уменьшить контрибуцию. И вот майор Тельгейм, несмотря на ранения и боевые заслуги, уволен в запас без пенсии, против него возбуждено уголовное дело. Он, оганьблений, живет в скромном берлинском отеле, ожидая решения своей судьбы.
В этом отеле его разыскала Минна фон Барнгельм, одна из самых богатых и знатных наследниц Тюрингии. В свое время она была очень тронута гуманным поступком Тельгейма и полюбила его. Майор уезжает из Тюрингии женихом Минны, но потом, оказавшись в затруднительном положении, отказывается от нее ради ее же блага. И вот тогда Минна разыгрывает комедию: она объявляет, что ее богатый дядюшка, на наследство которого она рассчитывала, лишил ее наследства через неприязнь к Тельгейма. Теперь они оба бедные и ничто не мешает им объединиться. В это время Тельгейм получает известие, что его честь восстановлена и король вернул его на службу. Но теперь Минна не дает согласия на брак, поскольку их роли вроде сменились. В конце концов, все выясняется, и Минна выходит замуж за любимого ею Тельгейма.
Счастливая развязка, разыгранная Минной роль бедной девушки дали Лессінґу основание назвать свою пьесу комедией, но проницательный читатель не мог не заметить новаторского характера произведения. Это была первая на немецкой сцене пьеса с современным содержанием, что опирался на немецкий материал. Лессінґ заявил о себе как мастер построения реалистичных характеров и психологически убедительных, которые отличались гармоничным сочетанием индивидуальных и общечеловеческих черт. Майор Тельгейм - прусский офицер, но он очень далек от устоявшегося стереотипа фрид-ріхівського служаки. Это прежде всего человек высоких моральных принципов, благородная и честная. Он горд и не заражен вирусом низькополонництва, убежден в торжестве справедливости, демократичен с подчиненными, благородный с дамами. За это такие преданные ему вахмистр Вернер и слуга Юст. Они знают, что Тельгейм - это смелый и прямой человек. Во время войны он не прятался от пуль и служил примером для воинов. Майор умеет выдерживать и привязанность, и немилость каприВНОй солдатской службы. Благородное отношение к побежденным жителей Тюрингии и любовь к красивой саксонки Минны обнаруживают в майори отсутствие узкого национализма, свойственного для прусской военщины. Перед нами человек широких взглядов на жизнь, в которой воинское призвание и свои вопросы чести. Лессінґ, создавая образ Тельгейма, попытался подчеркнуть в нем прежде всего общечеловеческие добродетели, выразителем которых вполне сознательно уже не впервые сделал человека из «третьего состояния».
Несомненным художественным достижением Лессінґа стал и чарующий образ Минны. Она исключительно женственна, предана своему жениху. Главный смысл ее жизни заключается в любви, ради которого она отправляется на поиски своего любимого, пренебрегая всеми общепринятыми нормами и скоряючись лишь голосу собственного сердца и ума. С удивительной изобретательностью и отвагой вступает Минна в бой за свое счастье готова бороться до победного конца. И здесь в пьесе ей нет равных. Даже в самых безнадежных, казалось бы, ситуациях она не теряет мужества, умело используя женские чары, и женские капризы, но всегда оставаясь жизнерадостной и естественной.
Имя Минны совсем не случайно вынесено в заголовок пьесы, ведь конфликт драмы строится как раз на столкновении простых и таких понятных для каждого чувств с бездушной, а потому противоестественной государственной машиной, которая может лишить честного человека пенсии, но никогда не сможет отобрать права любить и быть любимым, а потому присущи для Минны черты автор умножает, вводя в пьесу образ верной и преданной памяти своего мужа вдовы (Дама в черном), изобретательной и всегда готовой разделить судьбу со своим любимым Франціски (служанка Минны).
ВиртуоВНО выполнены в пьесе и характеры эпизодических лиц: Дамы в черном, Корчмаря, Юста. Сатирическое мастерство Лессінґа проявилась в создании образа Рикко де ла Марліньєра, человека без принципов и без родины; передачи атмосферы, что царит в прусской государству. В этой пьесе Лессінґ показал себя мастером, который в совершенстве владеет законами драматического искусства. Он демонстрирует искусство диалогической речи, владеет техникой организации драматического действия, мастерски выстраивает интригу, избегая дешевых трюков и каждый раз поражая зрителя необычным поворотом событий. Как следствие, комедийная интрига наполняется удивительным по глубине содержанием, изнутри взрывая устоявшиеся рамки комедии. На наших глазах происходит рождение нового жанра, который историки литературы называют «мещанской драмой».
На новаторский характер пьесы указывает и вторая часть ее названия - «Солдатское счастье». Счастливая развязка, которая заключает перипетии судьбы героев произведения, вряд ли может быть воспринята всерьез. В государстве, где всегда найдутся услужливые корчмари-виказувачі, где процветают «марліньєри», где забывают погибших за родину воинов и их семьи (история Марлофа), а честному человеку приходится надеяться на благосклонность судьбы, вряд ли стоит рассчитывать на длительное и безоблачное счастье.
Путь «Минны фон Барнгельм» на сцену был нелегким. После долгих проволочек 30 сентября 1767 г. она была поставлена на сцене Гамбургского театра. Роль Тельгейма выполнял Конрад Экхоф. В Берлине пьеса была поставлена лишь после того, как обошла сцены Ганновера, Франкфурта-на-Майне, Вены, Лейпцига. Премьера состоялась 21 марта 1768 г. и имела огромный успех. И.В. Гете в разговоре с Й.П. Еккерманом, вспоминая годы своей молодости, заметил: «...как влияла эта пьеса на нас, молодежь, когда она впервые появилась в ту мрачную эпоху! Это был поистине сверкающий метеор. Она показала, что существует что-то выше, о чем наша тогдашняя слабая литература не давала ни малейшего представления».
В конце 1766 г. Лессінґ получил приглашение от директора Гамбургского театра и в апреле 1767 г. переехал в Гамбург, надеясь воплотить здесь свою мечту о национальный театр. К этому времени в Германии были только странствующие театральные труппы, и новый театр задумывался как первый стационарный национальный театр. Возглавлял этот театр Левен, человек, преданный делу и образованная. Были в труппе и замечательные актеры, среди которых - выдающийся К. Экхоф, единомышленник просветителей, новатор в области актерской техники, который отрицал декламационную манеру исполнения роли, присущую французской школе, и ратовал за естественность и правдивость поведения актера на сцене. В состав труппы входили актеры Аккерман, Бек, Ганзель. их имена неоднократно встречаются на страницах «Гамбургской драматургии».
Итогом этого периода жизни Лессінґа стал театральный журнал, известный под названием «Гамбургская драматургия» (1767-1769). Берясь за издание журнала, Лессінґ ставил перед собой задачу ознакомить публику с пьесами текущего репертуара, имел целью их критический обзор и анализ игры актеров. Но после нескольких выпадов актрисы Ганзель Лессінґ отказался от последнего. Первый выпуск увидел свет 1 мая 1767 г., а последующие выходили регулярно по вторникам и пятницам каждой недели. Но в дальнейшем сохранить регулярность выпусков оказалось невозможным. В полном виде «Гамбургская драматургия» увидела свет весной 1769 г. В ней Лессінґ проанализировал пьесы, которые шли на сцене театра в течение 52 вечеров: от 22 апреля до 28 июля 1767 г. Анализ более поздних постановок не вошел в произведения. С горечью говорил Лессінґ о крахе затеи создать национальный театр на последних страницах «Драматургии»: «Пришло в голову наивное желание основать для немцев национальный театр, тогда как мы, немцы, еще и не нация».
Культурно-историческое значение «Гамбургской драматургии» трудно переоценить, поскольку она является отражением последовательной борьбы, которую вел Лессінґ за создание немецкого национального театра, выражением взглядов просветителя задачи и функции театра. В «Драматургии» Лессінґ обосновывает точку зрения на театр как на трибуну просветительских идей, разрабатывает вопросы теории драмы, ее функций, проблемы характера, дает трактовку понятий типичного и индивидуального в драматургии и способов их эстетического освоения. Особое внимание Лессінґ уделяет жанровой системе, предлагая свой подход к определению жанровой специфики комедии, трагикомедии, «слеВНОй драмы». В этой работе Лессінґ продолжил полемику с класицистами, считая, что классицизм, отстаивая нормативность как критерий эстетической ценности, лишает искусство его органической природы. Образцом искусства, близкого к природе, для Л. был В. Шекспир; имя английского драматурга неоднократно встречается в «Гамбургской драматургии».
Теория драмы, всесторонне разработана Лессінґом в «Гамбургской драматургии», стала своеобразным полем борьбы за восстановление в правах искусства, обращенного не к интересам двора, а подчиненного задачей постижения человека. Четко и недвусмысленно Лессінґ заявляет: «Двор отнюдь не является тем местом, где поэт может изучать природу. Если пышность и этикет превращают людей в машины, то дело поэта - снова превратить эти машины на людей».
Неудачи преследовали Лессінґа в Гамбурге. После закрытия театра потерпел фиаско и почин Л. основать собственную типографию и книжную палатку. Положение было безвыходное. Все попытки устроиться в Берлине оказались безуспешными, и, чтобы хоть как-то обеспечить будущее своей семьи, Лессінґ принял предложение герцога Брауншвейґського и поехал в Вольфенбюттель, где с мая 1770 г. и до конца жизни работал библиотекарем. Следует заметить, что библиотека в Вольфенбюттелі была одной из лучших в Европе, но и владелец ее, наследный принц Карл-Вильгельм Фердинанд, был одним из самых мерзких деспотов Германии XVIII в. Пребывания в Брауншвейге было, пожалуй, самым трудным периодом в жизни Лессінґа. Лишь на короткое время ему удалось вырваться 1775 г. в Италии, где Лессінґ посетил Рим, Флоренцию, Милан, а на обратной дороге заехал в Вену. Здесь в 1776 г. он взял брак с Евой Кениг, с которой был помолвлен еще с 1771 г. Семейное счастье Лессінґа было непродолжительным. Через год Ева умерла, забрав с собой в могилу единственного сына. Отчаяния Лессінґа не было предела. Медленно угасала его жизнь. 15 февраля 1781 г., отправившись в Брауншвейг, он умер.
Последний период в жизни Лессінґа ознаменовался появление трагедии «Эмилия Ґалотті» («Emilia Galotti», 1772). Действие пьесы происходит в Италии. Однако изображенные в ней события напрямую связаны с обстановкой в Германии, и лишь по цензурным соображениям писатель прибегнул к некоторым (впрочем, довольно прозрачных) інакомовлень. Передано тяжелую и гнетущую атмосферу княжеского произвола, характерной для Германии времен Лессінґа.
Главная героиня трагедии, Эмилия Галотті, воспитанный своим отцом, полковником Одоардо, в соответствии со строгими предписаниями семейного приличия. У нее есть жених, граф Аппиани. Неожиданно на балу с Эмилией познакомился принц Этторе Гонзаго. Он увлекся Эмилией. Коварный царедворец Маринелли помогает принцу организовать нападение на свадебный кортеж, убить графа Аппиани, а Эмилию переправить к замку Этторе Гонзаго.
Отец Эмилии, извещен о преступлении, спешит к дворцу. Здесь его встречает графиня Орсіна, которая рассказывает Одоардо всю правду. Несчастный отец добивается встречи с дочкой. Эмилия сообщает ему, что боится не насилие, а соблазны, перед которой не может устоять. Воспитанная в строгих религиозных правилах, Эмилия страдает и мучается от своей уязвимости. Она готова наложить на себя руки, но, вырвав у нее кинжал, отец не дает ей убить себя. Смертельный удар он наносит ей сам, спасая ее от унижения и оскорбительного положения фаворитки.
Всей логикой развития действия в «Эмилии Галотті» Лессінґ убеждает, что не только «исторические лица», но и «частные лица» - а именно такими показаны здесь Эмилия и Одоардо - способны быть настоящими героями и подчинять свои чувства велению долга. Лессінґ призывает своих сограждан отказаться от пассивной покорности, от настроений обреченности, он подает им примеры героической мужественности и нежелание мириться с унижением. Одоардо любит свою дочь, но выход из трагической ситуации находит в щонайрішучіших действиях. Эмилия и Одоардо - носители героического первоистока в трагедии Лессінґа, которая содержит в себе вполне отчетливое предупреждение: человек, наделенный абсолютной властью, при определенных условиях становится преступником; обычный человек при определенных условиях проявляет героизм. В ситуации, представленной в «Эмилии Галотті», героическая действие сопряжена с трагедией.
Социальный смысл пьесы впервые заметил Й.Г. Гердер, один из последователей Лессінґа, предложив как эпиграф к трагедии слова: «Учитесь, потому что вы предупреждены».
Первое представление «Эмилии Ґалотті» состоялась 30 марта 1772 г. в Брауншвейге, а в апреле того же года трагедия была поставлена в Берлине труппой Коха. Выдающиеся немецкие актеры XVIII в. с успехом исполняли роли в трагедии - К.Екґоф (Одоардо), госпожа Ганзель (Орсіна), Шарлотта Аккерман (Эмилия), Шредер (Маринелли).
Последней пьесе Лессінґа была трагедия «Натан Мудрый» («Natan der Weise», 1779). В отличие от всех предыдущих произведений, она написана белым стихом. Действие драматической поэмы происходит в конце XII в. в Иерусалиме в эпоху крестовых походов. В основу «Натана Мудрого» Лессінґ положил мысль о том, что фундаментом любой религии является нравственное чувство, а догматический смысл имеет преходящий характер и ни в коей мере не свидетельствует о превосходстве одной религии над другой.
Три главные герои «Натана Мудрого» - арабский султан Саладин, богатый иерусалимский купец еврей Натан и христианский рыцарь-храмовник (то есть член средневекового рыцарского ордена тамплиеров), который прибыл в Иерусалим с войсками крестоносцев, - принадлежат к трем различным нации и религий. За ходом развития действия драмы Лессінґ заставляет героев забыть предубеждения, которые их разделяли, осознать братство, которое объединяет людей.
Стремясь межевого обобщения в создании образов, драматург вновь проявляет свое мастерство в построении характеров. В центре трагедии - образ Натана Мудрого, глубины личности которого раскрываются в его рассуждениях и действиях. После еврейского погрома погибла вся его семья (жена и семеро детей). Он три дня и три ночи лежит в прахе и пепле и клянется отныне беспощадно мстить всем христианам без исключения. Но потом до Натана возвращается разум. И когда ему приносят христианскую девочку Реху, он удочеряет ее и воспитывает не согласно с еврейскими убеждениями, а в духе деятельной любви, которую он сам имеет в своей душе.
Нравственная высота человека - в проявлении деятельной любви, превосходства общечеловеческой морали над искусственными догмами. Эти мысли были дорогими Лессінґу. Не случайно в одном из набросков драмы он записал: «Способ мышления Натана... был всегда моим способом мышления».
И. В. Гете, высоко оценивая постановку пьесы «Натан Мудрый» в Веймаре 1801 г., писал: «Пусть... высказанное в ней чувство терпимости и сострадания навсегда останется для народов священным и дорогим». Создавая свою пьесу, Лессінґ сомневался, что она когда-нибудь увидит сцену. И его опасения оправдались. Постановка, осуществленная известным актером и антрепренером Деббеліном в Берлине, продержалась недолго. Лишь в 1801 г. Гете и Шиллер в Веймарском театре смогли восстановить спектакль, эта постановка и проложила путь «Натанові Мудрому» на сцену. Роль Натана выполняло немало известных актеров, и среди них А. Іффланд (1802).
О значении Лессінґа для немецкой литературы прекрасно сказал И.В. Гете: «Такой человек, как Лессинг, необходима для нас, поскольку он велик именно благодаря своему характеру, благодаря своей твердости. Столь же умных и образованных людей много, но где найти такой характер!»
Творчество Лессінґа высоко оценивал И. Франко. Ряд произведений Лессінґа в Украине перевели Является. Попович, Л. Федоришин, М. Годованец, Бы. Гавришкив.
Л. Дудова
|
|
|