ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛЕСЬМЯН, Болеслав Станислав

(1877 - 1937)

ЛЕСЬМЯН, Болеслав Станислав - творчество писателя

ЛЕСЬМЯН, Болеслав Станислав (Lesmian, Boleslaw Stanislaw - 22.01.1877, Варшава - 05.11.1937, там же) - польский писатель.

Лесьмян родился в Варшаве. Вскоре его отец переехал в Киев, где занимал достаточно высокую по тем временам должность заведующего пенсионной кассы Управления Юго-Западной желеВНОй дороги. Лесьмян рано потерял мать, и его воспитывала мачеха. В семье, кроме него, было еще двое детей - Казимеж и Александр. Детские и молодые годы Лесьмяна прошли в Украине, в Киеве. Здесь он окончил в 1896 г. гимназию, а затем юридический факультет университета, в котором учился с 1896 по 1901 гг. Профессия юриста Лесьмяна не привлекала; юридический факультет он выбрал по настоянию отца. Друзья постоянно смеялись с Лесьмяна, называя его «самым знаменитым поэтом среди нотариусов и известным нотариусом среди поэтов». В это время Лесьмян много читал, писал стихи, поддерживал активные отношения с литературными кругами Киева. Занимался Лесьмян и общественно-политической деятельностью. В частности, он был участником загальностудентського выступления против реакционного курса царского правительства 7 декабря 1900 г. За это его и приговорили к годовалого ссылки в солдаты и исключения из университета, но позже, как и другим студентам последнего года обучения, смягчили меру наказания, ограничившись лишением некоторых льгот и взятием подписки с обещанием не принимать в будущем участие в политических манифестациях.

Того же года Лесьмян снова арестовали и снова уволили, на этот раз из-за отсутствия доказательств. В 1901 г. Лесьмян сдал выпускные экзамены и уехал в Варшаву, где провел следующие два года своей жизни. В Варшаве он работал помощником юридического советника при Управлении Варшавско-венской желеВНОй дороги и одновременно продолжал литературную деятельность, поддерживая сотрудничество с ведущими модернистскими журналами. В конце концов, увлечение литературой перевесило в жизни Лесьмяна все остальное. Он оставил службу и переехал во Францию, в Париж, где провел почти 4 года напівзлиденного жизнь без постоянного заработка и каких-либо перспектив на будущее. Во Франции Лесьмян женился профессиональной художницей Зофією Хилинской, и именно постоянная забота о материальном обеспечении семьи снова привела его в Варшаву.

Довольно быстро Лесьмян стал одной из ведущих фигур среди варшавских литературных кругов. В это время он пробовал свои силы в публицистике и литературной критике, в переводческой и театральной деятельности, писал эстетико-философские эссе, подготовил три тома фантастических повестей и значительное количество лирических произведений.

Дебютировал Лесьмян очень рано, еще во время учебы в гимназии. Его первое печатное стихотворение - «Секстини» - появился в журнале «Вендровець» («Скиталец»)в 1895 г.

Юношеские стихи Лесьмяна в большинстве случаев созерцательные по настроению и элегические по своей тональности. Они традиционные для молодопольської медитативной лирики и не менее отчетливо ориентированы на художественные достижения русского и французского поэтического символизма. Ведущее место в ранней лирике Лесьмяна занимают мотивы ранней разочарованности жизнью, наивно-романтическое противопоставление поэта и общества, обращение к миру природных образов. Первый поэтический сборник Лесьмяна «Сад на распутье» («Sad rozstajny»), которая вышла в свет в 1912 г., есть определенно ученической. Здесь переплетаются различные художественные стили, среди которых ведущее место занимают символизм и импрессионизм. Эмоциональный пафос сборника передает традиционное для символически-модернистской поэзии того времени чувство общей неуверенности и встревоженности, которое проявляется в тревожных предчувствиях и ожиданиях. Стихи сборника пронизаны грустью, горечью одиночества, стремлением сильных чувств, мечтами о чем-то далеком, тоскливыми порывами к новой жизни. Сквозным мотивом сборника является мотив жизни как сна.

Обстоятельства тогдашней жизни Лесьмяна сложились так, что в поисках постоянного заработка он в 1914 г. был вынужден покинуть Варшаву с ее интенсивной культурной жизнью и перебраться в тихий Лодзь, где короткое время исполнял обязанности литературного руководителя «Польского театра». Но эта попытка найти себя в области театра не имела успеха. С августа 1918 до мая 1922 гг. Л. жил в глухом провинциальном городке Грубешове, работая там нотариусом. В этот период вышла его следующая поэтический сборник «Лука» («tajca», 1920), которая стала качественно новым этапом в творческом развитии писателя, ее замысел возник у Лесьмяна еще во время работы над предыдущей сборкой. Сам Л. характеризовал его так: «Хочу войти в мир, в природу - в цветы - в озера - в солнце, в звезды, войти так непреодолимо, чтобы иметь право произнести эти слова без идейного обоснования, без идейного эпиграфа, двусмысленно тяготеет над этими словами».

Основной темой сборника является тема природы. Для Лесьмяна природа - это идеал возвышенного, мудрого и необходимого. Она велика и безгранична, добрая и беспощадная, неисчерпаемо изменчива и бесконечно загадочная. Она - первопричина всех первопричин и основа всех земных ценностей. Человек, по мнению Лесьмяна, находит в природе собственное «я». Взаимоотношения с природой, считал поэт, - это основное в жизни человека, поскольку эти взаимоотношения древнейшие, вечные и с них все начинается.

Выдающимся достижением Лесьмяна стала и интимная лирика:

Случилось, как жадалось, когда стемнело, Зблизилось до меня пожадане тело, скрытно Приблизилась, без сожаления підкралось 1 твоим названием, милая моя, называлось...

Посмотрел в будущее, в зеркало смиренное

И легла на холодную постель возле меня,

Чтобы его любить я мог и лететь,

Стошнить, зужити и не пожалеть!

К груди горнулось, пахло офірно.

Думало безвстидно, слушался чрезмерно...

В радостях - в темнотах - на грани рыдания

Млело от надситу недопомирання.

И ничего в этом не было, кроме чару,

Кроме греха и дрожь, спешки и пожара,

Что его поднимает кровь розшаленіла,

Что без него телу не понять тела.

( «Когда стемнело» , пер. Д. Павлычко)

С 1922 по 1935 гг. Лесьмян с семьей проживал в городке Замостье, где удерживал собственную нотариальную контору, на доходы от которой он жил. Его сборник «Лука» при жизни поэта мало кто оценил, и, кроме того, провинциальное существование отодвинуло поэта почти на периферию литературной жизни. Лишь эпизодически он публиковал свои произведения в периодике. Рецензии на его публикации в это время были в основном критическими, при этом Лесьмяна еще и безосновательно обвинили в симпатиях к «левым». Ситуация начала несколько улучшаться начиная с 1933 p., когда Лесьмяна был избран в Академию литературы. Такое официальное признание литературных достижений Лесьмяна давало ему возможность публиковать свои произведения в центральных литературных изданиях. Последние годы жизни, начиная с 1935 p., Лесьмян прожил в Варшаве. Умер он от сердечного приступа после ссоры с одним из членов профашистской организации 5 ноября 1937 г. В последние годы жизни Лесьмян написал еще две поэтические сборники «Холодное питье» и «Лесное действо».

Сборник «Холодное питье» («Napqj cienisty») появилась в 1936 г. после 16-летнего перерыва. Следующий сборник «Лесное действо» («Dziejba lesna») так и не была завершена и вышла в свет в 1938 г., после смерти поэта. Обе сборки похожи по своим ведущими мотивами. В отличие от предыдущих сборников, Лесьмян отдает здесь предпочтение не природе, а человеку, от познания тайн природы перейдя к размышлениям над судьбой человека и человечества в целом.

Украинский язык отдельные стихи Лесьмяна перевели Д. Павлычко, В. Коптилов и И. Качуровский.



В. Назарец