ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич

(1814 - 1841)

ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич - творчество писателя

ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич (Лермонтов, Михаил Юрьевич - с 2 на 3.10.1814, Москва - 15.07. 1841, Пятигорск) - русский писатель.

Сын армейского капитана Ю. Лермонтова и М. Лермонтової (в девичестве Арсеньевой), единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы, которая принадлежала к богатому и влиятельному роду Столипіних. Брак, взятый против воли. Арсеньевой, был неудачным, поэтому мальчик рос в атмосфере семейных дрязг. После ранней смерти матери (в 1817 г. в возрасте 21 г.) ребенка взяла на воспитание бабушка Елизавета, отстранив отца от воспитания. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской губернии, где он получил столичное домашнее образование: кроме привычного гувернера-француза, у него была бонна-немка и позже - учитель-англичанин. С детства Лермонтов хорошо знал французский и немецкий языки.

В 1827 г. семья переехала в Москву, а осенью следующего года Лермонтова зачислили напівпансіонером в 4-ый класс Московского университетского благородного пансиона, одного из лучших учебных заведений России. Здесь Л. получил систематическое гуманитарное образование, которое впоследствии пополнил самостоятельным чтением. Уже в Тарханах Лермонтов заинтересовался литературой и поэтическим творчеством. Его привлекали прежде всего О. Пушкин и русская «байронічна поэма». Эти предпочтения противоречили пансіонному литературному воспитанию, где господствовали старые, антиромантические традиции.

В 1828-1829 гг. Лермонтов написал несколько «байронічних поэм»: «Корсар», «Преступник», «Олег» и «Два брата». Для этих поэм, как и для «байронічної поэмы» в целом, характерным является центральная фигура героя - сильной, волевой личности, наделенной титаническими страстями, которая находится в состоянии войны с обществом. Непременный мотив в такой поэме - трагическая любовь. Очищающая при этом роль страдания - важная художественная идея, которую Лермонтов продолжит в своем позднем творчестве. Такой герой появился в его ранней лирике: Наполеон («Наполеон», «Дума», 1830), предводитель разбойников с чертами Степана Разина («Атаман», 1831) и др. С формированием типа байронического героя в Л. связана и тема богоборчества: в 1829 г. он задумал поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.

В 1830 г. Лермонтов поступил на нравственно-политический отдел Московского университета, одного из самых своеобразных и самых демократичных учебных заведений тогдашней России. Здесь еще сохранялся дух независимой студенческой корпорации и воспоминания о декабристское движение. Однако поэзия Лермонтова уже отошла от поэзии декабристов - и по проблематике, и по поэтическим языком. Социально-политические идеи редко выражаются в ней непосредственно; чаще всего они как бы просвечивают в духовном лице лермонтовское героя, который напряженно всматривается в окружающий мир и в свою собственную жизнь. Для Лермонтова и его поколения характерно стремление осмыслить окружающей среды в категориях философии, психологии и морали, в противопоставлениях покоя и деятельности, земного и небесного, добра и зла.

С 1830 г. в лирике Лермонтова появился жанр лирического раздумья, что похож на отрывок из дневника. Поэт как бы ставит себя в центр созданного им поэтического мира, который предстает перед ним как чужой и враждебный, что обрекает тонко организованную личность на безграничное одиночество. В это время Лермонтов воспринимал Дж. Н.Г. Байрона как особенно близкого ему поэта и внимательно изучал не только его произведения, но и биографию, с которой сравнивает свои духовные поиски («Нет, я не Байрон...»):

Нет, я не Байрон, я другой

Избранник, людям еще не известный,

Как он, мандрівець, миром гонимый,

И русская лишь душа моя.

Раньше начал, кончу заранее,

Я успею мало что сделает;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых клад лежит.

Кто может, океан, в шуме

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Только я - или Бог - или никто!

(Пер. М. Терещенко)

За то его стихотворения 1830-1831 гг. и драмы, где отчетливо проступают автобиографические мотивы, нельзя считать автобиографией в прямом смысле слова: они как достоверные показания о внутренней жизни поэта, но не как биографический документ. Это касается и стихов, посвященных Н. Ивановой, дочери известного московского драматурга, с которым Лермонтов познакомился в 1830 г. Стихи этого лирического цикла отличаются еще большим драматическим напряжением, но содержат, наряду с реальными впечатлениями, и переживания и мотивы литературно-исторического происхождения.

После 1831 г. Лермонтов обратился к лиро-эпических форм, к балладе, которая сохраняла драматичность сюжета, но давала поэту большую свободу в использовании поэтических тем, сюжетов, обраВНОсти, чем непосредственное лирическое самовыражение («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). Это стремление отойти от чисто лирических форм и расширить оповідні, эпические элементы сказалось на всем творчестве Л. Именно в 1832 г. он обратился к прозе и начал писать роман о крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е. Пугачева. Ему пришлось обратиться к описанию быта, сцен крепостнического гнета и помещичьего произвола, очерчивать характеры крестьян, помещиков, повстанцев. В то же время этот роман («Вадим») еще тесно связан с поэтическим творчеством Лермонтова: его герой близок к герою байронічних поэм и даже язык - возвышенная, украшенная, слишком экспрессивная - похожа на язык стихотворной поэмы.

Зато в поэмах Лермонтов как бы обозначились две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории, вторая - до экзотического южного, кавказского, быта. Историческая поэма (как, к примеру, «Последний сын вольности» - «Последний сын вольности») отличается суровым северным колоритом, в ней действуют мрачный и сдержанный герой с трагической судьбой, сюжет развивается стремительно, без отступлений. «Кавказская» поэма, наоборот, полна отступлений, этнографических описаний, в ней значительный повествовательный элемент. Такова поэма «Измаил-Бей» (1832): ее герой, горец, воспитанный в России, далеко от родины, объединяет черты «естественного» и «цивилизованного» героя.

В 1832 г. Лермонтов покинул университет, планируя продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве дисциплины. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов не без сомнений склонился к совету родных избрать военный путь. 4 ноября 1832 г. он сдал экзамены в Школу гвардейских підпрапорщиків и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1835 г., став корнетом в лейб-гвардии гусарском полку. Того же года вышла в свет поэма Лермонтова «Хаджи-Абрек», он отдал в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», начал работу над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», романом «Княгиня Лиговская».

«Княгиня Лиговская» (« Княгиня Лиговская» , 1836) - во многом переходное произведение. Здесь Лермонтов впервые отказался от «исключительного» героя. Его Григорий Александрович Печорин - «добрая душа» из числа «золотой молодежи»; противопоставлен ему Красинский - бедный чиновник-дворянин, который остро чувствует свою социальную покривдженість. Столкновения между героями - конфликт социальный, но это одновременно и столкновение двух характеров: зажигательного, страстного, «романтического» характера Красинского и сдержанного, сформированного общественным этикетом Печорина.

Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836) - своим выдающимся драматическим произведением, первым, который он считал достойным опубликовать. По остроте конфликта и частично по жанру «Маскарад» был близок к французской мелодрамы и романтической драмы (В. Гюго, А. Дюма); предполагали также, что Лермонтов изобразил реальное событие. Герой «Маскарада», Арбенин, порвал с обществом, но сохранил его представления и образ мышления, что и закрыло ему доступ к истине: он не знает других законов, и не может поверить, что его жена свободна от них. Убедив себя в неверности Нины, он сам становится судьей и палачом, уничтожая то, что было смыслом его жизни. Но этого мало: он осознает, что акт «высокой» мести свелся к обычному преступлению. Арбенин наказан не покутною смертью, а жизнью, что продолжается, и не романтичным безумом, а безумием. Так Лермонтов сделал важный шаг к пересмотру концепции байронического героя, в которой важная роль отведена образу героини: судьба Нины становится мерилом моральной правоты Арбенина.

В Петербурге в 1835-1836 гг. Лермонтов начал сближаться с литературными кругами, однако с О. Пушкиным он еще не был знаком. Тем принциповішого характер приобрел его стихотворение «Смерть Поэта» , написанное сразу же после гибели Пушкина на дуэли. Лермонтов говорил от имени целого поколения, поэтому его произведение мгновенно распространилось в списках и сделал Лермонтова широкоизвестным. В стихотворении содержится концепция жизни и смерти Пушкина, что основывается на пушкинских стихах и статьях. Основной груз вины Лермонтов перенес на общество и его правящую верхушку - «новую аристократию». При дворе стих восприняли как «призыв к революции». Лермонтова арестовали, началось политическое дело о «непозволительные стихи». Под арестом Л. написал ряд стихотворений, из которых потом выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Заключенный рыцарь». Ранняя лирика поэта, в которой соединились черты героического и философского романтизма, с 1836 г. зазвучала страстнее и критично, как, к примеру, в стихотворении «Дума»:

Печально я смотрю на наше поколение!

Пустое ждет его или темное будущее,

Под темным бременем уныния и понимание

Без действия отцветет его жизни.

Богаты мы, с детства состарившиеся,

И поздним умом, и недостатками родителей,

1 томит нас жизни, как ровный путь без цели,

Словно пир во врагов.

До зла и добра мы позорно равнодушны,

Мы рано в'янемо, не зная борьбы,

Перед угрозами - как малыши больные,

И перед властью - забитые рабы.

(Пер. М. Рыльского)

В марте 1837 г. Лермонтов, переведенный из гвардии в нижньоновгородський драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началось первое кавказское ссылки Лермонтова. Оно было тяжелым испытанием для поэта, но чрезвычайно расширило диапазон его творческих впечатлений. До конца года Лермонтов изъездил всю Кавказскую линию, побывал в горах и центральных областях Грузии. Кавказское ссылки Л. было сокращено благодаря ходатайству бабы и влиятельных знакомых. Уже в январе 1838 г. он вернулся в Петербург. Три с половиной года жизни в столице - 1838 - 1841 гг. - были годами его литературной славы. Лермонтова рассматривали теперь как поэтического наследника Пушкина. Он сразу же попал в пушкинский литературный круг, опубликовал в «Современнику» «Бородино» и «Тамбовскую скарбничиху». Лермонтов шел собственным путем, развивая темы и мотивы, которые уже наметились в его творчестве. В «Песне про царя Ивана Васильевича» (1837) Лермонтов создал эпическую поэму с фольклорными образцами, пытаясь воссоздать не столько формы, сколько дух народной поэзии и национальный характер. Калашников - «невольник чести» XVI в., им руководят народные представления о чести, законе и обычае, которыми он не может поступиться даже перед лицом смерти; это эпический характер, носитель позаособистісного, народного первнів. В «Песни...» он торжествует окончательную победу над героем-индивидуалистом, который исповедует культ личной отваги, молодечества и страсти. Личность Лермонтова представляет теперь в совокупности социальных и исторических связей, и он все дальше отходит от поэтизации трагического и мятежного героя-одиночку. Этот процесс переоценки традиционных романтических представлений прослеживается и в лирике зрелого Лермонтова, и в поздних редакциях «Демона».

Начав работу над поэмой в 1829 г. Лермонтов в 1829-1831 гг. написал или наметил ее четыре редакции и разработал близкие темы в «Азраїлі» и «Ангеле смерти». В окончательной редакции Лермонтов нашел место действия - Кавказ, сюжет оказался зануеним в атмосферу народных преданий и обогащенный деталями быта и этнографии, а княжна Тамара встала живым и полнокровным образом. С появлением такого образа Демон получил мерило ценностей своих поступков. По своим философско-нравственным содержанием образ Тамары приравнивается к образу Демона. Она наделена той полнотой переживания, которая исчезла в современном мире; ее любовь самоотверженная и сопряженное с покутним страданием. За то, погубив Тамару, Демон не только наказан безграничным одиночеством, но и побежден в момент своей кажущейся победы - поскольку его жертва вивищилася над ним.

В 1839 г. Лермонтов написал новую поэму - «Мцыри» («Мцыри»). Внутреннее родство Мцыри и Демона несомненна: в нем также заложены отрицание, протест и та же сила духа; как и Демон, он пытается вырваться из мира, что обрекает его на одиночество. Однако Мцыри - прямая противоположность байронічному герою: это «естественный человек», которому навязывают общественные отношения, которые угнетают ее. Пафос отрицания в «Мцыри» или не больше, чем в «Демоне», поскольку Мцыри окружают не враги, а защитники и покровители; он и не борется с ними - он их не воспринимает. Мцыри живет, повинуясь естественным спонукам: любви к свободе, родины, родных, природы и деятельности. Эти чувства заставляют его бежать из монастыря, враждебного «закона сердца», и окунуться в природную стихию.

«Мцыри» и «Демон» - высочайшие достижения романтической поэмы Лермонтова. У них сложилась и особая лермонтовская речь - речевой поток, увлекает читателя, внешне похож на импровизацию, где лирическая энергия целого поглощает неточности словоупотребления. Наряду с поэтическим языком повышенной экспрессивности, Лермонтов в зрелые годы все чаще обращался к умышленно неприкрашенной, а иногда и прозаїзованої языка. Так написаны многие из его лирических стихотворений последних лет. При этом драматизм лирической ситуации и конфликта не ослаблен, а усилен. Это касается таких его стихотворений, как «Завещание», «Валерик», «Бескид», «На севере диком...», «Сон» и др.

Художественный опыт Лермонтова-лирика, автора поэм, драматурга и прозаика сконцентрировался в романе «Герой нашего времени» («Герой нашего времени»), который он начал писать в 1838 г. на основе кавказских впечатлений. Роман построен как серия повестей со сложной композиционной структурой. Каждая повесть опиралась на определенную литературную традицию. «Бела» соединила черты дорожных заметок и романтической новеллы о любви европейца к «дикарки»; «Княжна Мери» - «светская повесть»; «Тамань» - лирическая новелла со слабовиявленим сюжетом и атмосферой таинственности; «Фаталист» - рассказ о «таинственный случай», характерный для фантас-тической прозы 30-х pp. Все эти жанровые формы стали в Л. частью единого целого - исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементируют всю повествование. Новеллы расположены так, что они постепенно «приближают» Печорина к читателю: вначале рассказ о нем ведет Максим Максимович и «Бэла»), затем он показан через восприятие повествователя («Максим Максимыч»), наконец в «журнале» (дневнике) предлагается его «исповедь». События поданы вне хронологической последовательностью, что также является частью художественного замысла: как в «байронічній поэме», роман имеет «вершинну композицию», биография героя предстает в кульминационных моментах. Предыстория Печорина намеренно отсутствует - это придает его биографии определенной таинственности.

Образ Печорина имеет, таким образом, романтическую генеалогию. Новой стадии художественного сознания Лермонтова принадлежит взгляд на своего героя как на «тип», что воплощает социально-психологические черты целого поколения - того самого, которое было изображено в «Думе». Эгоцентризм, индивидуализм, скептическое отношение к, казалось бы, незыблемых нравственных ценностей и, с другой стороны, интеллектуальность, рефлексійність, способность к трезвой и беспощадной самооценке, стремление к деятельности при отсутствии жизненной цели - все это присуще, в соответствии с Лермонтовым, современному человеку. Писатель в романе последовательно анализирует его представления о любви, дружбе, общественные связи - то, что всегда считалось мерилом ценностей личности. Печорин будто пробует себя в различных ситуациях: любви «естественном» («Бэла»), «романтическом» («Тамань»), «светском» («Княжна Мэри»), в дружбе «патриархального» типа («Бэла», «Максим Максимович»), дружбе ровесников одного социального круга, дружбе интеллектуальной (с Грушницьким, доктором Вернером в «Княжне Мери»). Во всех случаях характер современного человека ограничивает осуществление идеала, и причиной этого - в социально-психологическом обиходе общества, что обрекает своих членов на трагическое взаимное непонимание. Эта основная идея обусловила своеобразный художественный «объективизм» романа: автор не осуждает своего героя и тем более не развенчивает его, а анализирует. Судит себя сам Печорин, который осознает, что он находится под властью каких-то общих и позаособистісних законов, за пределы которых не может вырваться. Лермонтов впервые в русской литературе затронул проблему обусловленности личного поведения общественными законами и последовательно отказался от дидактического наставления. За исключением В. Белинского, никто из современных критиков Лермонтова романа не смог понять и принять этого важного литературного открытия.

На время выхода «Героя нашего времени»(1840) Лермонтов уже прочно связал свою судьбу с «Отечественными записками». В этом журнале появилось большинство прижизненных публикаций Лермонтова. В марте 1840 г. за дуэль с сыном французского посла Э. де Варантом Л. перевели в Тенгинський полк и отправили в действующую армию на Кавказ, а в июле того же года он уже принимал участие в постоянных стычках с горцами и кровопролитной битве у реки Валерік. После короткого отпуска Лермонтов в мае 1841 г. прибыл в Пятигорск и получил разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. В его записной книжке один за одним появляются лирические шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Иду я на дорогу в одиночестве...», «Морская царевна», «Пророк».

В Пятигорске Л. встретился с обществом бывших знакомых и, в частности, со своим товарищем по школе юнкеров М. Мартыновым. На одном из вечеров в п'ятигорській семье Верзіліних болезненно самолюбивый и недалекий Мартынов обиделся на шутку Л. Ссора переросла в дуэль, во время которой Лермонтов был убит. Это случилось 15 июля 1841 г.

Творческая жизнь Лермонтова продолжалась 13 лет. За это время он успел занять одно из ведущих мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав непревзойденные лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа XIX в.

Лермонтов с любовью относился к Украине (называл «печальной отечеством») и ее народа (стихотворение «На светские цепи»). С его творчеством хорошо знаком Т. Шевченко (упоминания в письмах, дневнике, стихотворение «Мне кажется, я не знаю»). И. Франко считал Л. корифеем русской поэзии. Пьесы Л. шли во многих театрах Украины, а мотивы его поэзии нашли воплощение в украинской музыке (романсы «Бескет» М. Жербин, «О. О. Смирновой» Ф. Надененко, «Солнце» Бы. Лятошинского, «Нет, не тебя так пылко я люблю» Ю. Мейтуса, «Печален я...» В. Косенко и др.). Первые украинские переводы и перепевы стихов Лермонтова появились в 60-х pp. XIX ст. Его произведения переводили М. Старицкий, И. Франко, Елена Пчилка, П. Грабовский, М. Зеров, М. Драй-Хмара, М. Рыльский, М. Терещенко, В. Сосюра, Л. Первомайский, А. Малышко, Г. Лубкивский, В. Колодий и др.



По В. Вацуро