ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛЕОПАРДИ, Джакомо

(1798 - 1837)

ЛЕОПАРДИ, Джакомо - творчество писателя

ЛЕОПАРДИ, Джакомо (Leopardi, Giacomo - 29.06. 1798, Реканати, пров. Мачерата - 14.06.1837, Неаполь) - итальянский поэт. Родился в аристократической семье, которая гордилась редкой по тем временам библиотекой. Получил домашнее образование, учился получим, в 17 лет он уже был сложившимся филологом. Литературным трудом занимался по зову сердца и для заработка, так как обедневшая семья графов Леопарди жила в прямом смысле этого слова впроголодь. Кроме собственных произведений, он редактировал издания античных авторов, комментировал поэзию Ф. Петрарки, переводил с древнегреческого стихи и прозу, давал частные уроки. Замешкуючи в Реканати, посещал Рим, Флоренцию, в 30-х гг. поселился в Неаполе, где карбонарський движение было особенно бурным. Но Леопарди не принимал участия в политической борьбе, он имел слабое здоровье, плохое зрение, к тому же был горбатый, горько переживал свою обреченность на жизнь без любви. В то же время он отличался редкой общительностью, вел обширную переписку, оставил весомую эпистолярное наследие.

В ранний период творчества, в пору полемики «классиков и романтиков» в Италии, поэт написал эстетический трактат «Рассуждение итальянца о романтической поэзии» (1819, опубл. в 1906), где решительно выступил в защиту классицизма, хотя тогда уже был близок к романтикам, что сказалось и на самом пафосе его полемики, и на патриотическом настроении, таком характерном для итальянской романтической литературы.

Патриотического пафоса полны его ранние канцону «К Италии» (1818), «К памятнику Данте» (1818), «На свадьбу сестры Паоліни» (1821), принадлежат к шедеврам итальянской гражданской лирики. В канцоне «К Италии» создал образ своей родины, олицетворенной в образе скорбящей женщины, - «Италия, царица и раба», некогда могучее государство, «рожденная побеждать народы», а ныне разорена и растоптана чужеземными поработителями страна. В лирическом герое - черты героической самоотверженности: «О, дайте мне оружие,// Пусть выйду я один на битву// И поляжу там, и кровь моя огнем // Бывшим зажжет отвагу итальянцев». В канцоне о Данте поэт прославляет в авторе «Божественной комедии», прежде всего, гражданина и патриота, в поэтике доминирует контраст: благородство духа великого поэта и горькая судьба изгнанника, відштовхнутого гордой Флоренцией. В ранней лирике Л. красивые и философские идиллии, среди них самая знаменитая - «Бесконечное» (1819), всего 15 строк, в которых поэт вмещает конкретный пейзаж и бесконечность, ощущение беспредельности мира в душе поэта, ощущение жуткое и сладкое: «...Шум ветра слыша в кустарнике,// пространств Я сравниваю молчания// С этим голосом.... И любо погибать мне в этом море» (пер. М. Ореста).

В зрелом творчестве Леопарди формируется его романтическое мироощущение с мощным выражением «мировой скорби», в чем он был созвучным с немецким философом А. Шопенгауером, английским поэтом Дж. Н.Ґ. Байроном, которые в это же время проживали в Италии, но были незнакомыми. Мировая скорбь выражена в «Дневнике размышлений» Леопарди, его морально-философской лирике.

«Дневник размышлений» («Zibaldone») - исповедальная проза поэта, где раскрывается эволюция его философских и эстетических взглядов. В ранние годы поклонник Ж.Ж. Руссо, Леопарди со временем стал отдавать предпочтение Вольтеру; от деизма Вольтера, его антиклерикальных выступлений тянутся нити к атеизму Л., что в значительной мере определил его теорию «общего страдания». Главным в убеждениях поэта была его уверенность в том, что миром правит стержень зла и страдания являются уделом не избранных, а всех живых, хотя лишь избранным дано осознать это и без страха взглянуть в лицо трагизма бытия. В «Дневнике размышлений» немало страниц посвящено «Илиаде» Гомера, любимому произведению Леопарди, который дает древнегреческой поэме романтическое толкование, согласно которому ее главным героем оказывается не победитель Ахилл, а проигравший Гектор, патриот, защитник родины.

Художественный образ, по мнению Леопарди, должен строиться на контрасте «доблесть-страдания», в этом смысл и сущность искусства, которое должно пробуждать в человеке внутреннюю скорбь, что порождает стоический героизм духа. Мировая скорбь была для Леопарди экзистенциальным понятием, в котором крылся глубокий моральный смысл: человека делает человеком страдания, оно ведет ее путем познания самого себя. Моральной опорой может стать для человека воображение, мечта о счастье. И если собственное счастье невозможно, то принципиально возможно желание счастья, мечта о нем («Если мы не можем обладать, никто не отобрал у нас права желать»). Известны слова Ф. де Санктиса в его статье «Шопенгауэр и Леопарди»: «Леопарди внушает чувства, противоположные своих намерений... Он не верит в свободу - и заставляет любить ее; славу, добродетель, любовь он называет пустой иллюзией - и при этом возбуждает в твоей груди непреодолимое к ним влечение».

Морально-философская лирика Леопарди зрелой поры воплощает все градации и оттенки человеческой скорби, от мучительного отчаяния до светлой печали:

...И сердце вдруг сжалось на мысль,

Что все на свете пройдет без следа.

Прошел день праздничный, а по нем

Обыденный придет,- все поглотит время,-

Приключения и действия человеческие. Где тот голос

Народов древних? Где и слава

Победоносных предков наших, где могучая

Государство Римская, где тот звон оружия,

Что потрясал и земли, и океан?

Безмолвно везде, во всем мире покой,-

О том и упоминания нигде нет...

(«Вечер праздничного дня» , здесь и далее пер. Г. Кочура)

Для поэта природа скорби диалектическая: горьких отчаяние таит в себе надежду, найзневіреніше разочарование продолжает хранить в себе дорогу иллюзию. По мнению Леопарди, утешение есть даже в самом страдании, опоетизоване в его произведениях «благородное страдание», вызванное высокими чувствами: вместе с болью в современном сознании обязательно рождается «нежная жалость к себе самому», умение понимать чужие страдания, горе рождается наиболее человеческое из всех чувств - это сострадание.

Стихи «Брут младший», «Последняя песнь Сафо»(оба в 1822) обращены к античности, но это вовсе не классицистический храм гармонии, а трагическая античность с богоборческим тенденциями. В «Бруті-младшему « герой причисляет себя к «детям Прометея», гордых и непокорных бунтарей. Во втором стихе приведен монолог-исповедь великой поэтессы Сафо (по преданию, она бросилась в море из-за неразделенной любви), которая упрекает богам за то, что они дали ей жажда счастья, отобрав самое счастье. В следующих стихах Леопарди лирический герой приближен к самого автора, его чувства имеют очень личный и в то же время умозрительный характер; поэт разговаривает с самим собой, а также со всей космической бесконечностью: «К самому себе»(1833), «Песня пастуха, который кочует в пустынях Азии» (1830), «Любовь и смерть»(1833), «Дрок, или Цветок в пустыне» (1836). В «Любви и смерти» воспроизведены контуры мифа в его романтическом осмыслении, сначала вроде идет повествование о первоосновы мира: «Двух сестер в одну и ту же миг, Любовь и смерть, породила судьба... обе они прекрасны... и вместе совершают свой путь над смертной тропой». Союз прекрасного и трагического становится темой этого стихотворения. В «Дрокові» Леопарди создает картину гибели Помпей, разрушенных извержением Везувия; поэт демонстрирует бессилие человека перед властью жестокой стихии. Но в этом мрачном мотива противостоит другой - образ душистого дрока, выросший на склонах Везувия, это символ беззащитности и бесстрашия живого существа, верного законам доброты. В «Дрокові» духовное завещание поэта - образ «человеческого общества», способного восстать против мирового зла.

Поэтика стихотворений Леопарди непривычная для романтизма: сдержанная напряженность чувства, интеллектуальность, что проявляется в постоянном обращении к умозрительным художественных символов, частые антитезы. Сама лексика и синтаксис предельно простые, отчасти традиционные, но новой является музыкальная интонация стиха, нерівноскладового, неустроенной, с чередованием семискладових и одинадцятискладових строк, с неупорядоченной рифмой; ритм стиха полон дисгармоничных перебоев, немало неожиданных внутренних рим. Стихотворение Леопарди в определенной степени опережает формы верлибра XX вв.

Сатирические произведения Леопарди писал другими стихами, в его «Палінодії» (1833) рівноскладовий белый стих. В «Палінодії» (с греч. - «двойное отречение») Леопарди обращается к социальной сатиры, он отрицает технический прогресс как средство преобразования мира. Материальное богатство общества, по мнению поэта, не сделает человека счастливым:

...Одного человека щасною сделать

Не можно, то бросили ее

Да и счастье стали для всех искать.

Это легко, то и нашли, теперь желают

Из многих - и злых, и несчастливых -

Один счастливый, радостный народ

Создать. Диковинку эту впоследствии, видимо,

Разъяснят нам памфлеты и газеты,

А пока - в восторге от нее

Вся цивилизованная отара.

В «Палінодії» другим становится и стиль, появляются бытовые слова, научные термины, газетные обороты, - все это способствует колоритной картине «социального прогресса», который, кстати, еще только ожидается, а пока существует больше в газетных передовицах, чем в реальной жизни.

Единственная поэма Леопарди «Параліпомени Батрахоміомахії» («Paralipomeni della Batracomiomachia», 1837) задумана как вариант древнегреческой іроїкомічної поэмы «Война мышей и лягушек»: здесь совмещены античная и ренессансная традиции, сатирическая поэма написана октавами, как писались поэмы Л. Пульчі. Предметом сатирического осмеяния является политическая борьба в Италии понаполеонівської эпохи, когда большая часть страны оказалась под властью Австрии. События в «Батрахоміомахії» начинаются с момента, когда мышиное войско потерпело поражение, возвращается домой. Погиб мышиный царь Салогриз, в Мишатії скорбь и слезы. Все же мыши делают свою политику, венчают на царство Хлібогриза, который считает себя образованным державцем, он обещает каждому жителю Мишатії грамотность. Полководец Скряга собирает войско, чтобы взять реванш в новой войне. Усилия Скряги терпят фиаско, мышиное войско убегает с поля боя, героически сражается один полководец Скряга и погибает. Победители - лягушки и крабы - хозяйничают в побежденной стране, вводят строгий режим, для чего в страну отправляют опытного государем и дипломата барона Кривохода. В стране запрещена грамотность, а каждый, кто желает научиться писать, подает особая просьба.

Поэма Леопарди - политическая сатира, в ней аллегорические фигуры: Мишатія - аллегория порабощенной Италии, Скряга - наполеоновский маршал Мюрат, который некоторое время был королем Неаполя, барон Кривохід - барон Меттерних. Леопарди одновременно высмеивает воинственность лягушек и крабов (имеется в виду «Священный союз» - Австрия, Пруссия и Россия) и мышиное просвещение. Одной из центральных фигур в поэме есть либерал и патриот граф Лизоблюд, который мечтал освободить Мишатію и получить почетное место в министерстве. Весьма сомнительная образованность Лизоблюда все же вызвала страх у барона Кривохода, граф был изгнан из Мишатії, долго скитался, даже спускался в ад, чтобы узнать о судьбе своей родины Мишатії. В сатирической поэме Леопарди выступает против всякой политики, в которой видит мышиную возню. Образ автора возникает в лирических отступлениях, политическому беспределу либеральных героев поэмы противостоит глубокая скорбь автора о судьбе отечества. Но наряду с этой скорбью появляется еще один способ выражения авторской личности и ее идеала - ирония. Гротеск в поэме Леопарди (сочетание в персонажах «звериного» и человеческого) служит сатире. В поэме есть и самоирония: эпизод гибели отважного «мышиного» полководца Скряги - пародия на лирического героя ранних романтических канцон Леопарди. Ирония в поэме уживается с лиризмом, что проявляется в авторских отступлениях.

В 30-х pp. Леопарди создал «Моралістичні произведения» («Operette morali»), написанные в форме диалога. Лучшие из них: «Прометеева спор», «Беседа природы и души», «Разговор Плотина и Порфирия», «Тассо и его демон», «Разговор Маламбруно и Фарфарелло». В этом последнем мудрец Маламбруно просит у дьявола Фарфарелло «счастья на единый миг», дьявол подходит, потому что не знает, что такое счастье, привычные о нем представление (власть, слава, богатство, женскую любовь) исчерпаны. В «Разговоре Плотина и Порфирия» отрицается идея самоубийства как безнравственная и эгоистичная, человек должен «выполнять трудный урок жизни», чтобы облегчить участь близких. Тема человеческой солидарности перед лицом мирового зла завершает творчество Леопарди.

Слава поэта при жизни была скромной даже в Италии, в конце XIX в. его поэзия и его теория скорби получили всемирную славу, стали предметом полемики. В критике XX в. все раВНОобразие тех суждений пришло к своеобраВНОй равновесия, теперь Леопарди трактуют как одного из ранних представителей интеллектуальной поэзии, которая получила повсеместного развития в XX в.

В Украине творчеством Леопарди интересовались И. Франко, Леся Украинка, М. Рыльский. Ряд его стихов перевели П. Грабовский, Г. Кочур, Д. Паламарчук, М. Литвинец, А. Мокровольський, отдельные прозаические диалоги - П. Карманский.



Н. Полуяхтова