|
ЛЕНҐЛЕНД, Уильям
(бл. 1330 - ок. 1400)
ЛЕНҐЛЕНД, Уильям - творчество писателя
ЛЕНҐЛЕНД, Уильям (Langland, William - ок. 1330, Шропшир - ок. 1400, Лондон) - английский поэт.
Ленґленд является автором аллегорической поэмы «Видение о Петре Пахаре» («The Vision of Piere the Plowman»), самой выдающейся достопримечательности морально-дидактической поэзии XIV в.
Биографические сведения об авторе «Видение» крайне скупы и их трудно назвать достоверными. Даже фамилию поэта известно неточно, и его называют Ленґлендом соответствии с устоявшейся традицией. Фактически все, что мы знаем о Ленґленда, взятое из его поэмы.
Родился Ленґленд, очевидно, в графстве Шропшир. По крайней мере описание Мальвернських холмов свидетельствует о том, что эти места близки и дороги ему. Скорее всего, поэт был выходцем из крестьянской семьи, но добытая в монастыре образование позволило ему выйти из крепостной зависимости. В любом случае на страницах «Видение « поэт благодарит церкви за добытую благодаря ей свободу. В то же время монашеского сана Ленґленд не принял. Он рассказывает, что некоторое время жил в Лондоне, очень бедствовал и не имел определенного занятия. Можно Предположить, что поэт зарабатывал на жизнь оформлением деловых бумаг и пением псалмов; своим призванием, впрочем, считал проповедничество. С этой целью он обратился к литературному творчеству. Однако текст поэмы свидетельствует, что, несмотря на принадлежность к низшим слоям социально-иерархической лестницы, Ленґленд был человеком, преисполненным гордости и чувства достоинства. В поэме он замечает, что с ненавистью и презрением наблюдал за людьми, которые купаются в роскоши, никогда не заискивал и не унижался перед ними, отказывая в поздравлении даже королевским судьям, за что кое-кто считал его дураком или чудаком. Строгость авторских оценок, чувство глубокого возмущения тем, что происходит, отвечают созданному Ленґлендом в поэме автопортрета.
Нет точных сведений о том, как и когда Ленґленд умер. Есть версия о возможной смерти поэта во время лондонской эпидемии 1376 г. Эта версия опирается на запись, содержащаяся в одном из рукописей первой редакции поэмы. Рукопись датируют концом 70-х pp., а запись переписчика, некоего Джона Бута, говорит об авторе поэмы: «Неожиданно смерть нанесла ему удар и повалила его. Он лежит под землей. Христос да будет милостив к его душе». Очевидно также, что имя поэта и его произведение стали известными до восстания 1381 г., поскольку лидеры повстанцев хорошо знали поэму и использовали ее образы в своих проповедях и прокламациях.
Действительно, «Видение» дошло до нас в значительном количестве манускриптов (41), что подтверждает большую популярность его среди современников. Над своим единственным произведением Л. работал в течение всей жизни. Имеющиеся три редакции поэмы («А», «В» и «С»), время оформления которых датируют примерно 1362, 1377 и 1383 гг. Из них видно, что автор перерабатывал произведение, дополняя и расширяя его. Проблема возникает в связи с третьей редакцией. Где и кем она выполнена, если автор умер ок. 1377 г., а в тексте «С» есть прямое упоминание ряда событий 90-х pp. XIV в.? Если же третья редакция дополнена переписчиком, то какой тогда окончательный текст поэмы? Эти текстологические проблемы не решены и до сегодняшнего времени.
Наиболее интересными принято считать версии «В» и «С», различаются между собой незначительно. Уданій статье цитируется текст варианта «В». Поэма содержит одиннадцать видений, неодинаково поделенных в каждой редакции. Но во всех текстовых вариантах есть граница, которая как бы делит стихотворение на две части (в «А» после VIII раздела, в «В» - после VII, в «С» - после X). Первая часть содержит рассказы о путешествиях паломников до Правды; во второй помещены «жития» своеобразных аллегорических фигур - Ду-вэл, Ду-бет и Ду-бест (Do-well, Do-bet, Do-best).
Поэму открывает «пролог». Майским утром на Мальвернських холмах усталый походкой автор погружается в сон и видит:
Будто я нахожусь в пустыне; где она,
я никогда не знал.
Посмотрев на восток - высоко к солнцу,
Увидел на возвышении я башню, мастерски
построенную,
Под ней глубокую долину
и в ней тюрьму
С глубокими рвами, с виду мрачную
и страшную.
Между ними я увидел поле прекрасное,
полна народу.
Эта картина, что открылась перед взором поэта, конечно же, аллегорическая: тюрьма в долине - это пристановисько Зла; башня виднеется на горизонте, - дом Правды; поле, полное народа, - изображение человечества. Однако через цикл видений эта обобщенная картина постепенно обогащается, конкретизируется и в итоге превращается в убедительную панораму эпохи, ее критический синтез. Ленґленд собирает на лугу людей всякого сорта («alle manner of man»). Здесь представители всех сословий, от короля до нищего, люди различных профессий, носители разных идеологических убеждений. При этом Ленґленд подчеркивает, что Зло проникло во все сословия и слои. Как грешники, представлены в него нищие и купцы, менестрели и священники, рыцари и монахи и, наконец, сам король. Так, Ленґленд осуждает бродяг, которые «притворялись нищими, чтобы раздобыть себе пищу, и дрались в кабаках». Поэт возмущается ложью паломников: «К каждой их истории, которые они рассказывали, их язык был приучен врать больше, чем говорить правду». Продавца индульгенций, в частности, поэт обвиняет в том, что он превратил религию в доходную статью:
Мирские люди во всем верили ему,
и им по душе были его слова.
Они подходили к нему и, клякаючи,
целовали его буллы.
Он тыкал им в лицо свою грамоту
и ослеплял им ею глаза
И добывал своей буллой перстня
и брошки. (49)
Поток авторских обвинений длинный, завершает его байка про кота и мышей с крысами, которые испытывают от него непрерывных образ. Здесь автор добирается до самого верха социально-иерархической лестницы и нападает на короля и королевский двор, представляя их как гнездо самовластия и произвола:
...придворный кот приходил, когда ему
захочется,
И вдруг бросался на них и хватал среди них,
кого хотел. (55)
Создана Ленґлендом аллегорическая картина отразила реальные события дворцовых интриг. Короли казнили феодалов, феодалы затевали заговоры против королей. Разгоралась борьба за власть, которая впоследствии, в XV ст., привела к братоубийственной династійної войны Алой и Белой роз.
Разоблачая многочисленные недостатки, Ленґленд одновременно отличает худшее зло современности: общее корысть и продажность. Он вывел образ повсеместно господствующей леди Мид (Мзды). Олицетворение подкупа, она представлена в образе роскошно одетой дамы:
...увидел женщину, нарядно и много убрану,
Завернутую в меха, самые красивые из всех
на земле,
Увенчанную короной, лучшей за которую нет
и в короля. (83)
Современники усматривали в образе леди Мид намек на Алису Перрерс, любовницу стареющего Эдуарда III, которая плела с помощью мзды свои интриги и обманы.
Ленґленд показывает, что лишить Мид влияния трудно из-за ее многоликость. Мзда в поэме защищает себя с помощью платные, подарка, вознаграждения и т.п. Но Совесть развенчивает ее неизменно греховную сущность: «Она потворствует Лжи и часто загрязняет Правду».
В поэме присутствуют и положительные идеалы автора. Поэт мечтает о времени, когда
...Мид не будет господином, как сейчас.
Но Любовь, Смирение и Верность.
Они будут господами на земле.
чтобы охранять Правду.
Ленґленд выбирает путь морально-религиоВНОго наставления, советуя жить в любви и законе, выбрав своими проводниками Совесть, Ум, Доброе сердце. Он пишет о первозданную чистоту евангельского учения, призывает к выполнению «закона Божьего», что заключается в деятельной любви к людям («laweofgod»). По мнению Ленґленда, «вера без дел ничего не стоит», она так же бесполезна, как светильник, внутри которого нет огня». Кроме деятельной любви, Ленґленд проповедует труд. Поэт выражает надежду, что «в лучшем будущем... каждый человек должен работать плугом, мотыгой или лопатой, прясть или разбрасывать по полю навоз, или же она погибнет от лени».
Можно сказать, что центральный эпизод поэмы - паломничество грешного толпы до Правды. Путь к ней оказывается нелегким: никто не знает дороги к ней, даже паломник, который повидал на своем веку немало святых мест, признается, что никогда не видел Правды. В этот момент всеобщей растерянности на помощь толпе приходит Петр, обычный сельский оратай (Piere the Plowman). Он признается, что знает Правду, поскольку в течение всей своей жизни праведно служил этому доброму хозяину, с лихвой получая от него плату:
И если вы хотите знать, где он живет,
Я безошибочно укажу вам путь к его
жилья.
На пути к Правде Петр Пахарь проповедует людям идеалы рассудительности, смирение, воздержание и совести. Во время этой речи его вид напоминает людям Христа. Однако наиболее настойчиво в словах Петра звучит идея всеобщего труда. Прежде чем отправиться в дорогу, он советует всем, кто желает дойти до Правды, вспахать с ним на поле півакра и засеять его. Поэма, таким образом, ярко выразила демократические симпатии автора. Скромный труженик, простой сельский оратай был поставлен в ней выше всех людей: был назван единственным человеком, который живет по заветам Правды и способна указать путь к ней. Не случайно, что произведение стало популярным в среде восставших в 1381 г. крестьян.
«Видение о Петре Пахаре» - яркое явление Передвідродження, что сочетает в себе традиции старой средневековой литературы, прежде всего традиции алегоризму, с новыми художественными веяниями, что только рождались. Характерное для Средневековья стремление к универсальной синтетической построения в «Видении о Петре Пахаре» соседствует с интересом к изображению конкретной социальной действительности, пропущенной через субъективное восприятие художника. В традиционную форму видение Ленґленд вложил живой актуальное содержание, что является критическим освоением современной автору эпохи в ее главных исторических тенденциях. Такие свойства художественной манеры Ленґленда, как мастерство бытописания, умело применена реалистичная деталь, интерес к изображению характера на уровне его типичного воплощения, ярко выраженный авторский стержень, стали в творчестве поэта чертами нового искусства. Произведение представляется характерным для эпохи Передвідродження и с идейной стороны. Принимая главные догматы веры, Ленґленд в то же время выразил в произведении антиклерикальные взгляды и настроения передреформного характера; целый ряд религиозных образов и сюжетов он приспособил для передачи сугубо светского, публицистического содержания. Сатирические тенденции «Видение» подчинены утверждению прогрессивных идей времени, поискам социального исцеление общества.
Особую популярность приобрел образ Петра Пахаря, который приобрел значение символического обобщения. Это имя стало нарицательным и широко зживалося вплоть до английской буржуаВНОй революции XVII в. Произведение позвал к жизни целый ряд литературных подражаний («Жалобы Петра Пахаря», «Символ веры Петра Пахаря»); образ Петра Пахаря нашел воплощение в английском живописи, в частности, на фресках XIV-XV вв. Христос неоднократно изображался в виде крестьянина-пахаря. Подобные изображения найдены в церквях, расположенных по всей Англии, и исследователи доказали, что своим привидением эти картины обязаны поэтическому произведению Ленґленда.
М. Никола
|
|
|