|
ЛЕНАУ, Николаус
(1802 - 1850)
ЛЕНАУ, Николаус - творчество писателя
ЛЕНАУ, Николаус (Lenau, Nicolaus; автонім: Штреленау, Франц Німбш Эдлер фон - 13.08.1802, Чатад, поблете. венг. м. Темешвар - 22.08.1850, Обердьоблінг, поблете. Вены) - австрийский поэт.
Родился в обедневшей дворянской семье, после смерти отца в 1807 г. его воспитывала мать. Уже в детстве на него произвели большое впечатление венгерский ландшафт, который он воспел первым из немецкоязычных поэтов, и антинаполеонівські войны. В 1812-1815 гг. Ленау учился в гимназии, 1818 p., после того, как его мать вторично вышла замуж, перебрался к семье деда в Вену. С 1819 г. изучал в университетах Вены и Пресбурга философию, право, медицину, нигде не окончив полного курса. В эти же годы много общался в венской «Серебряной кафе» со столичными писателями и композиторами (Ленау был страстным поклонником музыки, сам прекрасно играл на скрипке). После смерти матери в 1829 г. поэт получил небольшое наследство и пытался жить как «свободный художник». В 1831 г. он перебрался в Штутгарт, встретив теплый прием в «швабском кругу поэтов»: Г. Шваб, Л. Уланд, К. Майер, Ю. Кернер. В 1832 г., пытаясь отыскать «землю свободы», отправился в Америку, где в штате Огайо купил ферму. Утопичность этих надежд очень быстро стала очевидной, и Ленау, страдая от дефицита дружбы, любви, понимания, вернулся, «уставший от Америки», в Европу (в США он будет рекомендовать как «школу разочарование»). В Америке Л. увидел то, что видели в то время немало европейцев: «крамарські души», жажду наживы и т.п.
В 1833-1838 гг. жил, путешествуя между Штутгартом и Веной, где безуспешно пытался стать профессором эстетики. Любовь к Лотты Ґмелін (отражено в цикле «Песни тростника») изменилось роковой страстью к Софи фон Левенталь, жены его товарища. Софи останется его музой на всю жизнь, несмотря на двое помолвки (с Каролиной Унгер и Мари Берендс), которые будут разорваны. В 1844 г. у него развилась душевная болезнь, через три года поэта поместили в клинику в Обердьоблінгу, где он будет находиться до самой смерти.
Уже первый сборник - «Стихи» («Gedichte», 1832) - снискала ему славу (впервые псевдонимом «Ленау» подписано стихотворение 1830 г. «Вера, Знание, Действие» - аллегорическое изображение измены немецкими князьями своего народа). Для ранней лирики характерны мотивы «против тиранов» - политически ангажированная поэзия, очевидно, не самая сильная грань таланта Ленау. Поэт вошел в литературу в период, характеризующийся сосуществованием найріВНОрідніших явлений (Реставрация, бідермейєр с его «лирикой для гостиных», революционные тенденции, рецидивы романтизма). Світоглядово и бытийное он близок к Д. Китса, Дж. Н. Г. Байрона, П. Б. Шелли, Д. Леопарди, М. Лермонтова и А. де Мюссе.
Ленау - типичный поэт «мировой скорби», обусловленной, очевидно, и данью моде, и личными неурядицами, и более глубокими причинами. Чаще всего культивируются настроения меланхолической жалобы: потеря молодости, любви, веры; предпочтение отдается «осенним мотивам» - наиболее адекватной модели для выражения печали и скорби:
Солнце - где оно?
Черные тучи. Гром.
Роздаровано
Все ветрам слепым.
В небе кто куда
Молнии гонят.
В зеркале воды
Их играет ярость.
Языков гроза ясна,
Сліпиш ты меня,
Еще и коса обильная -
Злато звихрене.
(«Камышовые песни», 4; пер. Л. Череватенко)
Если говорить о символике цвета, то здесь доминируют темные тона (А. Грюн заметил, что его стяг с «черного шелка»). Об этом же свидетельствуют и названия стихов: «Мертвое счастье»(«Das tote Gliick»), «Туман», «Грусть» («Trauer»), «Осенняя жалоба» («Herbstklage»), «Слезы» («Die Tranen»). Своеобразная «лирика природы» Л.: то, что ландшафт персонифицируется - прием довольно банальный, но новой была невероятная интенсивность взаимоотношений между человеком и природой. Природа - единственная стихия, в которой хочется раствориться. Наверное, поэтому пейзаж удается Ленау лучше, чем люди. Идеальные выразители свободы, чувства - те, кто наиболее органично сливаются с ландшафтом, при этом не растворяясь окончательно на его фоне, - «естественные люди», то есть цыгане, индейцы и другие («Трое индейцев», «Трое цыган» и др.). Понимая иллюзорность своего желания стать «естественным человеком», поэт констатирует разорванность сознания, «двойное бытие»: одновременную тоску по «небесным» и «земным» домами.
Лучше Ленау удавались баллады и Стихи, которые претендовали на то, чтобы быть положенными на музыку («Почтальон», «Сватовство», «Праздник любви» и др.). К сожалению, он не встретил конгениального композитора - отсюда, вероятно, сетования на то, что Ф. Шуберт умер до выхода первого сборника австрийского поэта. В Ленау немало любовной лирики, причем акцент делается на «відреченні», «отказе», на невозможности для влюбленных счастливого конца.
Лирическая стихия господствует и драматично-эпических произведениях поэта - жанр, которому он посвятил много времени и сил в поздний период своего творчества. Это «Фауст» («Faust», 1836), где Ленау разрабатывает тему конфронтации индивидуума и реакционного общества; «Савонарола» («Savonarola», 1837) - инспирированный беседами с датским теологом Й. Мартенсеном (когда Савонарола выступает против Лоренцо Медичи, то вместе с ним Ленау проповедует против Г. В. Ф. Гегеля, Фр. Шеллинга и Д. Ф. Штрауса); «Альбигойцы»(«Die Albigenser», 1842) - перипетии движения французских еретиков - лишь повод поговорить «на злобу дня»; «Ян Жижка» (« Johannes Zizka», 1841-1842) - история главаря радикальных таборитов; «Дон Жуан» («Don Juan», 1844) - выпад против христианского аскетизма, тема самоутверждения в любви, поскольку больше негде самореализоваться в час лихолетья. Другие прижизненные издания Л.: «Новые стихи» («Neuere Gedichte», 1838), «Стихи» («Gedichte», 1844). В 1851 г. А.Грюн издал наследие поэта («Nachla B»). Первое полное собрание сочинений в 4 томах было опубликовано в 1855 г. («Samtliche Werke»).
В Украине о творчестве Ленау писал И. Франко (статья «Николай Ленау», 1902). Отдельные стихи Ленау перевели И. Франко, П. Грабовский, Л. Череватенко.
В. Никифоров
|
|
|