ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛЕ ҐУІН, Урсула

(рожд. 1929)

ЛЕ ҐУІН, Урсула - творчество писателя

ЛЕ ҐУІН, Урсула (Le Guin Ursula - нар. 21.10.1929, Беркли, США) - американская писательница-фантаст.

Ле Ґуїн (полное фамилия Кребер Ле Ґуїн) родилась в Беркли, что в штате Калифорния. Она - дочь известного ученого-антрополога Альфреда Крешера и писательницы Теодоры Кребер. Получила степень бакалавра в колледже Рэдклифф в Кембридже (штат Массачусетс) в 1951 p., а в следующем году защитила магистерскую диссертацию в Колумбийском университете «Романтическая литература средних веков и эпохи Возрождения», выбрав специализацию - французский язык и литература. Преподавала в университете Мэкон (шт. Джорджия) и университете шт. Айдахо в Москве (шт. Айдахо), вела творческие курсы по НФ в университетах США, Австралии, Англии. Перед тем, как обратиться к фантастике, писала стихи, реалистическую прозу и произведения для детей. Первая публикация - «Апрель в Париже» (1962). Ле Ґуїн является лауреатом ряда высших премий в области детской литературы, почетным доктором литературы многих университетов США. Живет в Портленде (шт. Орегон).

Звезда Ле Ґуїн, одна из самых ярких и самобытных на небосклоне американской «мягкой» (гуманитарной) НФ, взошла в середине 60-х pp., сразу после публикации первых произведений письменниці. ее ранние произведения были тесно связаны с «хайнським» циклом (хайн - гипотетическая надцивілізація, «прародительница» разумной жизни в Галактике), образуя органическую и богатую на оригинальные детали и находки историю будущего. В отличие от П. Андерсона, Л. Нивена, Г. Хайнлайна и др. представителей правотехнократичного крыла американской НФ, Ле Ґуїн выстраивает свою Галактическую цивилизацию - Лигу Миров, или Екумену (Ойкумену) на принципах гуманизма и особой, тщательно разработанной этике контакта, исключающей насильственное вмешательство и серьеВНО ограничивает «прогресорську» деятельность, сразу сводя ее к индивидуальному контакту личностей, психологий, философий, культур. Экумен, история которой описана в 5 романах, 2 повестях и нескольких рассказах, простирается на 2500 лет, начиная с 23-24 веков, является беспрецедентной в американской НФ попыткой построить будущий «всемирный порядок» на принципах скорее гуманитарным, чем торговых, технологических. Произведения «хайнського» цикла поражают богатством изображенных в них культур (что не удивительно для автора, который воспитывался в семье антропологов и этнографов), а также беспрецедентной в такой литературе психологической глубиной характеров - землян и инопланетян.

Одно из ранних рассказов Ле Ґуїн, «Ожерелье Семлі», стало разделом - прологом к первому (по времени выхода) романа «хайнського» цикла - «Мир Роканнону» («Rocannon's World», 1966). Герой романа - ученый-этнограф, посвятивший себя изучению примитивных культур далекой планеты и погиб, спасая планету, «в обмен» на дар телепатии, которым владели аборигены. Следующей в порядке внутренней хронологии идет повесть «Быстрее и медленнее империй» (1971; премия «Небьюла» - 1973), в которой контакт с разумным растительной жизнью устанавливается благодаря эмпатии. Действие романа «Планета изгнания» («Planet of Exile», 1966) разворачивается тысячелетия подряд на планете, где земная колония в союзе с мирными аборигенами борется за существование, сталкиваясь с агрессивными ордами другой местной расы. Один из колонистов (или их потомков) стал героем третьего романа - «Город иллюзий» (City of Illusions», 1967): прибыв на Землю, оккупированную инопланетянами («телепато-лжецами», которые убрали подобие землян), он с помощью природного таланта распознавать «мысль-ложь» становится предвестником скорого освобождения от захватчиков. Во всех трех произведениях намечены основные принципы оригинальной философии Ле Ґуїн - уникальное сочетание восточного даосизма, диалектики, структурной лингвистики, юнгівських архетипов и западного либерализма, - органично вплетеної в литературный контекст. Эта философия, как фрагменты голограммы, отражается в каждом отдельном элементе повествования.

Завершением своеобраВНОй тетралогии - и, по мнению многих критиков, венцом творчества Ле Ґуїн в целом - стал один из лучших романов американской НФ последних десятилетий - «Левая рука Тьмы» (The Left Hand of Darkness», 1969; премии «Хьюго» - 70, «Неб'юла» - 69). Герой романа Гэнли Аи - Посланник богословские труды на заснеженной планете Гэтен, или Зиме, которая выступает метафорой замершего в историческом развитии мира, который не знаком со словом «прогресс». Причина такого «застоя» - за особые условия эволюции на планете сформировались андрогіни (сексуально нейтральные большую часть своей жизни, но в особые периоды по воле случая становятся «мужчинами» или «женщинами»); в цивилизации андрогинов отсутствуют механистические противопоставление света тьме», «прошлом будущем», «добра злу» и т.п., что приводит к созданию своеобраВНОй истории, культуры, лингвистики, религии и мифологии жителей планеты. Гэнли Аи пытается найти ниточку взаимопонимания (по неписаным этическим правилам Лиги - сначала обязательно индивидуального) и находит - преодолевая предрассудки, враждебность, непонимание и культурные барьеры (все это уособлено в художественном образе ледника, который преодолевают герои в их мифологической путешествия), - товарища, соратника и любимого (или любимую, что на планете Гэтен все равно), местного сановника Естравена, который первым на планете понял опасность самоизоляции от богословские труды и ценой собственной жизни помог Посланнику в выполнении его миссии. Обычные для творчества Ле Ґуїн богатство и фантазия в изображении инопланетных культур в данном случае сведены к более «узнаваемых» - феодальной загнивающей государству Кархайд, управляемому безумным монархом, и бурно растущем тоталитарно-корпоративной Орґорейну.

Четыре романа вместе с повестью «Слово для «леса» и «мира» - одно» (The Word for World is Forest», 1972), также вписанной в рамки «хайнського» цикла, опубликованные под одной обложкой в книге «Пять полных романов» («Five Complete Novels», 1985). Следующим значительным произведением цикла и новой вершиной творчества писательницы стал сложный и многоплановый роман «Отверженные» («The Dispossessed», 1974 - премии «Хьюго» - 1975, «Неб'юла» - 1974), который имеет подзаголовок «двуликая утопия» и стал классикой современной утопической литературы. В пределах внутренней хронологии цикла этот роман занимает место романа-пролога. Действие произведения происходит на двух планетах-антагонистах - «капиталистическом» Уррасі и его спутнику Анарресі, некогда заселенном коммуной анархистов с Урраса, которые придерживаются взаимного нейтралитета. Герой «Отверженных» - гениальный анарреський физик Шевек, изобретатель «ансібла» (средства мгновенного «над-пространственного» связи, который обеспечивает материальные предпосылки к созданию Лиги Миров), осуществляет первую за долгий исторический период путешествие на Уррас, и в сопоставлении двух миров и двух оппозиционных политических систем обнаруживает «плюсы» и «минусы» каждой. Мастерски организованная художественная структура романа, почти растворяет в себе неизбежный в подобных произведениях социально-политический «манифест», а также самобытная философия Ле Ґуїн позволили создать своего рода эталонную - в смысле «открытости» - утопию - антиутопию, лишенную обычных в таких случаях дидактики и назидательности; в то же время очевидная аргументация в пользу (хотя бы и частичную) «коммуны» не имеет аналогов в западной НФ последних десятилетий.

К «хайнського» цикла принадлежит и рассказ-пролог «Накануне революции» (1974, премия «Неб'юла» 1974). Моральные проблемы сочетания целей и средств для достижения общественного идеала рассматриваются в рассказе «Те, кто покидает Омелас» (1973; премия «Небьюла» - 1974). Среди других повестей и рассказов Ле Ґуїн, что вошли в сборник «Двенадцать румбов» («The Wind's Twelve Quartest», 1975), «Лучшее Урсулы Ле Гуин» («The Best of Ursula Le Guin», 1979), «Бізонячі девочки и другие представители животного мира» («Buffalo Yals and Other Animal Presences», 1971-1987), следует выделить «Мастеров», «Девять жизней», «Выше звезд», «Сур: краткий отчет об антарктической экспедиции «Єльчо» в 1909-191 Ороках» и др.

Не меньшего успеха добилась Ле Ґуїн в жанре фэнтези. В первую очередь этот успех связан с теперь уже классической серией романов о Земноморье: «Волшебник Земноморья» («A Wizard of Earthsea», 1968), «Гробницы Атуану»(«The Tombs ofAtuan», 1971), «Последний берег» («The Farthest Shore», 1972). В 1990 г. писательница написала заключительный роман серии - «Техану: Последняя книга о Земноморье» («Tehanu: The Last Book of Earthsea»; премии «Неб'юла» - 1990, «Локус» -1991). Действие названных произведений разворачивается на островах неизвестной страны, где «работает» магия (описана, однако, настолько тщательно и внутренне непротиворечиво, что о ней можно говорить как о альтернативную науку), а их главным героем является мальчик Гед, который проходит все ступени посвящения в маги. В заключительном романе серии чувствуется растущее увлечение Ле Ґуїн идеями феминизма: героя, который потерял свою удивительную силу, меняет героиня. К серии о Земноморье принадлежат также рассказы «Слово освобождения « (1964) и «Правило имен».

Другим ярким примером фэнтези Ле Ґуїн есть современная «сказка» - «Место, где все начинается» («The Beginning Place», 1980), юные герои которой убегают от рутинной обыденности окружающей жизни в «потаенное место» - параллельный мир, который скрывает загадочное, во многом противоречивую утопию. Заслуги Ле Ґуїн в развитии жанра фэнтези в 1979 г. были отмечены премией «Ґандальф».

Ле Ґуїн написала также ряд позасерійних книг. Герой романа «Пробный камень неба» («The Lathe of Heaven», 1971) имеет уникальный дар во сне изменять окружающую реальность, и основной проблемой для него и психолога, который изучает его, становится контроль над снами, которые дают все более страшные результаты. Повесть «Глаз цапли» («The Eye of the Heron», 1978) и самый объемный из романов Ле Ґуїн - «Всегда возвращаясь домой»(Always Coming Home», 1985) продолжают утопические поиски писательницы, правда, с феминистским уклоном. Последний роман, действие которого происходит в Калифорнии близкого будущего, пережившей глобальную катастрофу, выделяется обстоятельностью в обрисовке культурного фона (прилагаются даже кассеты с записями «местной» музыки).

В выдуманную центральноевропейскую страну помещены сюжеты квазиисторического романа «Малафрена» («Malafrena», 1979) и связанных с ним новелл из сборника «Орсінійські рассказы» («Orsinian Tales», 1976). Кроме того, Ле Ґуїн является автором повести для юношества «Далеко-далеко отовсюду» («Very Far Away from Anyway Else», 1976) и многочисленных статей, которые составили сборник «ночи Языка: Эссе о фэнтези и научную фантастику» («Languages of the Night: Essays on Fantasy and Science Fiction», 1979) и «Танцы на краю мира: Мысли о слова, женщин, места жительства» («Dancing at the Edge of the World; Thoughts on Words.Women, Places», 1989). В 1989 г. ассоциация «Исследователи научной фантастики» присудила Ле Ґуїн ежегодную премию «Пилигрим».

На украинском языке тетралогию Ле Ґуїн «Волшебник Земноморья «перевел А. Саган.



По В. Гаковим