ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ, Шарль

(1818 - 1894)

ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ, Шарль - творчество писателя

ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ, Шарль (Leconte de Lisle, Charles - 22.10.1818, Сен-Поль, о. Реюньон - 18.07. 1894, Лувесьєн близ Версаля), французский поэт, теоретик искусства.

Родился в г. Сен-Поль на о. Реюньон в семье фельдшера наполеоновской армии, который впоследствии стал плантатором на о. Бурбон (ныне Реюньон). Плантации и рабы достались отцу благодаря удачному браку. Еще ребенком Леконт де Лиль увлекся поэзией, писал стихи, много читал, отдавая предпочтение историческим романам В. Скот-и. После приезда во Францию учился в университете м.Ренн. Несмотря на все попытки, ему так и не удалось опубликовать свой первый сборник «Сердце и душа». Такая же незавидная судьба постигла и созданные им в столице журналы. Через неудачу Леконт де Лиль ненадолго вернулся на о. Реюньон, откуда вскоре был вызван в Париж друзьями-социалистами. В это время поэт увлекался идеями Ш. Фурье и Ф. Ламен. С 1845 г. жил в Париже, сотрудничал с фур'єристськими изданиями «Фаланга» и «Мирная демократия», в которых публиковал свои ранние стихи. Первые поэтические произведения он создал под влиянием известного еллініста Луи Менара, и все они оплодотворенные опытом греческой мифологе, хотя молодой поэт обращается с ней довольно свободно. Он механически соединяет античную форму с соціалістськими идеями своего времени.

Леконт де Лиль радостно воспринял события революции 1848 г. Особенно он гневно выступал против рабства во всех его проявлениях. Его деятельность была успешной, однако для самого поэта отмены рабства обернулось разрывом с семьей. Поражение революции принесла Леконту де Лилю разочарование в народе, который позволил снова надеть на себя «ярмо рабства». Отныне поэт посвятил себя «чистому искусству».

В 1852 г. вышел в свет сборник стихов «Античные стихотворения»(«Poemes antiques», 1852) с предисловием теоретического характера. Поэт открыто говорит об упадке «лирической поэзии романтиков» и о рождении новой литературной школы. Первое издание «Античных стихов» состояло из 31 произведения. Издание 1874 г. было дополнено и содержало 54 стихи. Основная их часть посвящена культуре Древней Греции, перед красотой которой Леконт де Лиль склонялся. Самые известные из стихотворений - «Елена», «Хирон», «Ниоба». Кроме «греческих» стихов, сборник содержала также произведения на индийские мотивы. Восток всегда интересовал поэта, который был уверен, что вдохновение должно прийти именно из экзотических стран, где жизнь полна поэзии. Завершаются «Античные стихи» «Разными стихами « главным героем которых стала природа. В отличие от романтиков, у Леконта де Лиля природа не созвучна человеку. Она имеет собственное содержание и неподвластная людям.

В 1862 г. Леконт де Лиль выдал «Варварские стихотворения» («Poemes barbares», 1862-1878), посвященные на этот раз культурам, проигнорирована греками и римлянами. Мифы «примитивных» народов интересуют поэта не меньше, чем классические образцы. В этой сборке он обращается к библейским сюжетам, мифов Древнего Египта, Персии и Полинезии. Особое место занимают легенды и предания народов Севера. Экзотика, опять же, необходима поэту для литературного эксперимента с формой. Именно форму идеализировали поэты, которые вошли в группы, управляемого Леконтом де Лілем, получивший название «Парнас». В группу входили такие поэты, как К. Мендес, Т. де Банвиля, Ж.М. де Эредиа и Ф.А. Сюлли-Прюдом. Организационное оформление группа получила благодаря изданию К. Мендеса «Ревю фантазист» (1861). В Париже заговорили о появление поэтов-язычников, пантеистов, которые творят «искусство ради искусства». Это был удобный способ отвлечься от действительности, которая многим художникам, впрочем числе и Г. Флоберові, представлялась глухими временами. 1866 г. поэты издали сборник стихов под названием «Современный Парнас», имя которой закрепляется за новой поэтической школой. «Парнасці» предлагают ліризмові поэзии романтиков противопоставить нейтральность, почти обезличенность. По их теории, стихи должны стать метафизическими, одетыми в чеканные пластические формы.

Примечательно, что Леконт де Лиль, несмотря на свой «парнасизм», не чурался и современности, отчасти страстно развенчивая те или иные ее недостатки. Подтверждением этого может служить, например, сонет «К современникам»:

Вы подло живете, без чувства, без грез,

Бесплодные, больные, не паленые печалью,

Навеки напуганы кровавой эпохой,

Фальшивые, влізливі, жадные, как пырей.

Погрязнув в грязи и в злобности жахній,

Вы этот бедный мир загидили собой,

Развратным дыханием, ничтожеством, позором,

Все обернули, все в мертвенный грязь и навоз.

О люди, близко время, когда на шаре злота

Богов убийцы - вы, как и хробота,

Прогризши вплоть до скал всю землю вокруг,

Взамен нищачись, ядовитые и бешеные,

Все набивая монетами карманы,

Бессмысленно умрете от грусти и скуки.

(Пер. Д. Павлычко)

Жизненный путь поэт завершил в зените славы. Леконт де Лиль стал членом Французской академии, куда он пришел на место В. Гюго. Он был также награжден орденом Почетного легиона. При жизни поэт издал еще один сборник стихов под названием «Трагические стихотворения» («Poemes tragiques», 1884). Посмертно вышел сборник «Последние стихи» («Derniers poemes», 1895). Несмотря на то, что «парнасці» стали объектом нападок и критики со стороны многих художников, которые подвергали сомнению стоимость поэзии этой группы, они значительно обогатили французскую и мировую поэзию.

В Украине отдельные стихи Леконта де Лиля перевели П. Грабовский, В. Щурат, М. Драй-Хмара, М. Зеров, М. Терещенко, Д. Павличко, Д. Паламарчук, М. Орест.



С. Фомин