ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛАРОШФУКО, Франсуа де

(1613 - 1680)

ЛАРОШФУКО, Франсуа де - творчество писателя

ЛАРОШФУКО, Франсуа де (La Rochefoucauld, Francois - 15.12.1613, Париж - 17.03. 1680, там же) - французский писатель.

Ларошфуко был представителем старинного дворянского рода. В 1629 г. участвовал в Итальянских походах, после чего остался при дворе. Был среди заговорщиков против кардинала Ришелье, первого министра Людовика XIII, на стороне королевы Анны Австрийской, управляемый рыцарскими чувствами. За придворные интриги его посадили в Бастилию, а затем сослали в Вертей, где он провел несколько лет. После смерти Ришелье и Людовика вернулся ко двору в надежде стать фаворитом королевы, но встретил соперника в лице кардинала Мазарини. Снова принимал активное участие в заговорах, влился в движение против Мазарини - Фронду, возглавляемую принцем Конде. После установки Людовиком XIV абсолютной монархии писатель потерял интерес к политической игры и полностью отдался придворному жизни и искусству. Зажили популярности малые художественные формы Ларошфуко: мадригалы, портреты, максимы, что передавались из уст в уста.

Первая сборка Ларошфуко вышла 1659 г. и открывалась «Портретом» автора. Это интересная психологическая зарисовка, в которой Ларошфуко утверждает, что наделен разумом, умеет сильно чувствовать, он горд и діткливий. В это же время Ларошфуко опубликовал отрывки из «Мемуаров» («Memoires», 1662), которые выйдут в свет в полном объеме лишь 1817р. Ларошфуко здесь подробно описывает события, связанные с Фронюю и придворными обычаями того времени. Ведущей мыслью «Мемуаров» является необходимость сохранения привилегий высшей знати и дворянства, без которых, по мнению автора, невозможно процветание великой Франции. Размышляет он и о причинах поражения Фронды, считая, что катализатором ее распада и гибели стал эгоизм ее отдельных руководителей.

В 1665 г. писатель издал первый том главного труда «Размышления, или Высказывания и мотальные максимы» («Reflexions, ou Sentences et Maximes morales», 1665). Книга была издана анонимно, но авторство ни для кого не оставалось загадкой. Впоследствии Л. постоянно дополнять свою коллекцию новыми максимами, будет шлифовать уже написаны. Они считаются классическими образцами афористического жанра. Унаследовав заветы теоретиков классицизма - Ф. Малерба и Н. Буало, Ларошфуко тщательно работал над формой своих произведений, стремясь к максимальной доходчивости мысли.

В «Размышлениях» очевидна опора на философские взгляды П. Гассенди и Г. Декарта, которые считали, что духовный мир индивидуума связан и нередко непосредственно обусловлен физиологической сущностью. Таким образом, человек является частью общего природного мира и развивается по тем же законам.

В конце жизни большое влияние на творчество писателя оказало самая известная романистка своего времени М. де Лафайет, автор «Принцессы Клевської». Благодаря ей, художник смягчил резкость своих высказываний. Ларошфуко считал, что общество развивается и движется вперед только благодаря таким человеческим качествам, как эгоизм и честолюбие. Правда, он оговаривается, что эгоизм и себялюбие бывают разными. Писатель признает только «высокий» эгоизм, который не несет в себе какого-либо негативного заряда. Ларошфуко понимает, что любому свойственно стремление к наслаждению и что человек не принимает страдания. Для достижения своей цели она руководствуется собственным интересом, который доминирует над остальными качеств. Согласно его философии, эгоизм сам по себе не несет этического заряда. Этическая оценка возникает лишь в случае столкновения нескольких частных интересов. Человек должен быть заинтересована действовать порядочно, а это также связано с его физическим самочувствием, и с состоянием общества, в котором она живет и действует. Эгоизм и себялюбие становятся отрицательными качествами в том случае, если не сдерживаются разумом. Общество нормально функционирует лишь там, где разум побеждает страсти, и государство должно в этом процессе играть свою положительную организующую роль. Как считал Ларошфуко, такая общественная организация как абсолютизм не способствует гражданскому миру и процветанию индивидуальных характеров. Абсолютизм побуждает частную человека к бунту. Такой взгляд на вещи понятен, поскольку оправдывает и личную судьбу писателя. За каждым высказыванием Ларошфуко угадываются известные исторические персонажи, его оппоненты и друзья.

На русском языке отдельные афоризмы Ларошфуко переложили Г. Доценко и Я. Кравец.



С. Фомин