ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛАМАРТИН, Альфонс Мари Луи де

(1790 - 1869)

ЛАМАРТИН, Альфонс Мари Луи де - творчество писателя

ЛАМАРТИН, Альфонс Мари Луи де (Lamartine, Alphonse Marie Louis de - 21.11.1790, Макон, деп. Сона и Луара - 28.02.1869, Париж) - французский поэт.

В Ламартіна были основания впоследствии написать, что когда он входил в отечественную литературу, «только и слышно было голоса о непоправимый упадок, о полной смерти и покійницький холод этой загадочной деятельности человеческого духа, которая зовется поэзией». И действительно, он застал французскую лирическую поэзию в тяжелом, едва не агонізуючому состоянии. Господствующая в Первой империи духовная и психологическая атмосфера отнюдь не способствовала самоуглублению личности, сосредоточенности на жизни души. Этой атмосфере имманентным была классицистическая поэзия, замешанная на риторике и «гражданском пафосе», рифмованные дискурсии Вольтера и его последователей. Но это не означает, что романтическая поэзия Ламартіна возникла на пустом месте: его появление готовила проза Же. Ж. Руссо, и, особенно, Ф. Г. де Шатобриана, в которой веяли романтические умонастроения, а также иностранные влияния - «Песни Оссиана» Дж. Н. Г. Байрон, И. В. Гете и немецкие романтики, с которыми Ламартин знакомился по книге Ж. де Сталь «О германии».

Сын обедневшего дворянина, Ламартин воспитывался в иезуитском колледже, затем находился на дипломатической службе. В 1820 г. появился его первый сборник « Поэтические медитации» («Meditations poetiques»), которая имела большой успех у читателей и прославила автора. Этот успех был продолжен и углублен сборником «Новые поэтические медитации», увидевшая свет в 1823 г. За пять лет, прошедших после падения Наполеона до появления первого сборника Ламартіна, атмосфера в стране ощутимо изменилась, ее образованные круги созрели для восприятия имманентно-романтических мотивов и умонастроений. Этот сборник, хотя в ней и присутствуют определенные реликты старой поэтической традиции в целом была глубоким прорывом романтической лирической поэзии во французскую литературу.

Основным содержанием «Поэтических медитаций» и их продолжением является жизнь души лирического героя, которого с полным правом можно назвать романтическим. Это герой уединенный, он сторонится «толпы» и суетности и живет такими реалиями бытия, как природа и любовь, жизнь и смерть, Бог и бесконечность. Он их воспринимает и переживает как загадку, он ставит вопросы и ищет ответы, оставляя их, однако, в неопределенности, перенося акцент на сам поиск истины, остается утаєною. Это умонастроение, характерный для романтизма, Ламартин впервые во французской литературе сделал предметом поэзии.

За Ламартіном, поэзия должна быть «на том языке, который слышать, что она говорит, что отражается в человеческой душе, что есть живой душой наших самых интимных чувств, мелодией нашей мысли». Она является, прежде всего, самовыражением поэта, самым глубоким и самым непосредственным. «Я никого не подражал, - небезосновательно заявлял впоследствии Ламартин, - я выражал только самого себя, для себя же. Это не искусство, это была отрада моего сердца, которое захлебывался в рыданиях. Эти стихи были стоном или криком души. Я кадансував этот крик».

Огромное место в поэзии Ламартіна принадлежит природе, однако это не является пейзажная лирика в традиционном смысле слова. Эта поэзия и в дальнейшем усугубляла (после Шатобриана) романтическое переживание природы, связанного с религиозным умонастроением. В Ламартіна природа не просто изображается чувствуется, а именно переживается, при этом она настолько сближается и сливается с чувствами, настроениями, душевными состояниями лирического героя, что становится их выражением, эхом его жалоб и воплей, экстазов и кризисов.

Еще одна сквозная тема лирической поэзии Ламартіна - тема любви, но возникает она в него в специфическом ракурсе, как болезненные и сладкие воспоминания о любимой женщине, о потерянном счастье, которому нет возврата. Эта тема имеет автобиографическую основу - любовь поэта к Жюли Шарль, молодой женщины, с которой он сблизился в 1816 г. и которая умерла осенью 1817 г. Концентрированное обобщенно-поэтическое воплощение эта тема нашла в знаменитом стихотворении Ламартіна «Озеро», который историки литературы назвали первым шедевром французской романтической лирики:

В часе, остановись! Спиніться, в минуты

Пьянящего чувства!

Как удержать это счастье навек непрерывное,

Лучший день в жизни?

И я зря прошу хоть немного на последок

Остановиться мгновение, - не ждет.

Умоляю ночь: « " Остановись!», но ясный рассвет

Уже на смену идет.

(Пер. М. Терещенко)

Любви, соединенное с ощущением эфемерности жизни, в непременном кадре живописной природы, окутанной элегическим унынием, - такая постоянная ситуативность лирической поэзии Ламартіна. Охваченный беспокойством и грустью, ощущением неуверенности и потерянности в прекрасном, но мучительном мире, поэт обращается с меланхоличными вопросами и воплями к Богу, ибо только Он может раскрыть загадки жизни и смысл страданий, открыть доступ в миры иные, в бесконечность. Порыв к Богу, к бесконечности, ощущение тесноты материально-чувственного мира и стремление сбросить телесные оковы и достичь свободы чистой духовности - это один из ведущих философских мотивов поэзии Ламартіна. Он любил на крыльях религиоВНО-мистического экстаза подниматься в «мировые сферы», где вместе с тенью земли исчезают время и пространство. «едоки на земле я буду бередит раны? // Между нами общего нет ничего более», - заявляет поэт в стихотворении «Одиночество». Названные интенции особенно присущи третий сборке Ламартіна «Поэтические и религиозные гармонии» («Harmonies poetiques et religieuses», 1830), которой завершается его творчество периода Реставрации.

Тогдашних французских читателей поразила музыкальность поэзии Ламартіна, которая является ее внутренним органическим качеством. Другими словами, она не сводится к звучности рифм, ассонансов и аллитераций, а вытекает из основ его мировосприятия, в чем он близок к немецких романтиков. Для него природа была «божественным концертом», а Бог - великим музыкантом. «Природа, - писал Ламартин, - это творение, которому Он (Бог) дал ритм и мелодию». Леса и ветер, реки и моря - это непревзойденные инструменты, которыми исполняю мелодии и гармонии этой музыки, с которой не могут сравниться даже симфонии В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Ставя цель перекладывать эту музыку языком поэзии, он часто называл свои поэтические произведения прелюдиями, сонатами, гармониями и другими музыкальными терминами. В своих стихах Ламартин выходил из традиционных размеров, часто обращался к александрийского стиха, но уделял большое внимание их інструментуванню и мелодичности, предоставлял им внятного, хоть и несколько монотонного звучания.

Для полноты представлений о поэзии Ламартіну важно сказать еще и о ее философичность, на что указывают и названия его сборников. Это была не только личностная лирика, но и размышления о тайнах мироздания и глубокие проблемы бытия. К характеризованих сборников входят его поэмы «Бог», «Человек» и др., где эта проблематика находит концентрированное выражение. В них наиболее отчетливо проявляется присущее поэту стремление к своеобраВНОму синтезу философии, религии и поэзии. Он вынашивал замысел грандиоВНОго «эпоса человеческого духа», фрагментами которого являются две большие поэмы 30-х годов: «Жоселен» («Jocdyn», 1836) и «Падение ангела»(1838).

Под влиянием Июльской революции 1830 г. произошли значительные изменения в мировоззрении и творчестве Ламартіна. В общественно-политической сфере он стал роялистом-конституціалістом» и дальше эволюционировал до республиканизма, в сфере творчества отказался от «стиля расплывчатой и непонятной символики», как скажет лично в статье «Судьба поэзии» (1834), и провозгласил себя сторонником общественно полеВНОй поэзии, народной и принятой народом», такой, что «летит полей и хижин». Однако это отнюдь не приводит к поднятию поэзии Ламартіна на новую, высшую ступень, наоборот, она теряет свою оригинальность и приближается к рядовому усредненного уровня, не лишаясь при этом и «туманной символики», о чем свидетельствуют хотя бы упоминавшиеся поэмы «Жоселен» и «Падение ангела». Обращался он в это время и прозаических жанров, в частности издал произведения «Рафаэль» («Raphael», 1849) и «Ґраціела» («Graziella», 1852), которые, собственно, являются мемуарами, оформленными как романы. Обращался поздний Ламартин и к историческому жанру, написал «Историю жирондистов» (1847), приближенную по стилю к литературной прозы. В 30-х гг. он стал активным политическим деятелем либерального толка, а после Февральской революции 1848 г. - министром в правительстве Второй республики, где играл ведущую роль.

В истории литературы Ламартин остался прежде всего благодаря своим поэтическим сборникам 10-20-х годов, которые были новым и оригинальным явлением тогдашней французской поэзии, важными вехами на пути развития романтизма во Франции.

Отдельные стихи Ламартіна перевели В. Щурат, М. Терещенко, Be. Ткаченко.



Д. Наливайко