ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛАКСНЕСС, Гальдоур Кільян

(1902 - 1998)

ЛАКСНЕСС, Гальдоур Кільян - творчество писателя

ЛАКСНЕСС, Гальдоур Кільян (Laxness, Halldor Kiljan; автонім: Ґвюдйоунсон, Гальдоур - 23.04.1902, Рейкьявик - 08.02.1998, там же) - исландский романист, лауреат Нобелевской премии 1955 г.

Один из самых выдающихся, по мнению А. Фадеева, художников современности, Лакснесс родился 23 апреля 1902 г. в Рейкьявике в семье инспектора на строительстве дорог. В 1905 г. семья перебралась на выкупленную отцом ферму вблизи Рейкьявика, которая называлась Лакснесс («полуостров лосося»). Позже это название станет литературным псевдонимом писателя. Начальное образование Лакснесс получил в местной школе, затем учился в столичном профессионально-художественном училище, а в 1918-1919 гг. продолжил образование в высшей народной школе, которую, однако, не закончил, увлекшись литературным творчеством. В 1919 г. Л. совершил путешествие по Скандинавских странах, в 1921 г. - по Германии и Австрии, а в 1922 г. - уехал во Францию, где познакомился с сюрреализмом. В 1923 г. Л. перешел из лютеранской в католическую веру и выбрал псевдоним Лакснесс. В течение 1928-1929 гг. он жил в Америке и Канаде. В 1932 г. писатель посетил СССР, в 50-х гг. возглавлял общество «Исландия-СССР». Умер писатель 8 февраля 1998 г.

Свой первый роман «Дитя природы»(«Barn natturunnar») Лакснесс написал в 1919 г. Это несколько сентиментальный рассказ о исландца Рандвера Оулафсона, который, хотя и разбогател в Америке, куда его забросила судьба, но не нашел там душевного счастья. Он возвращается на родину, где пытается вернуть утраченный душевный покой в сельскохозяйственной труда и любви к обычной крестьянской девушки. В ранний период творчества Лакснесс, обозначенный сюрреалистическими увлечениями (1919-1931), доминируют автобиографические мотивы, перемежающихся с философскими размышлениями писателя над проблемами современной ему культуры, эстетики, религии и т.п.: философский трактат «Красная тетрадь» (1921) - размышления над философскими и эстетическими концепциями А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Брандеса, Г. Ибсена, Же. Ж. Руссо, Л. Толстого и др.; прозаическая сборник «Некоторые истории» («Nokkrarsogur», 1923); роман «У подножия священной горы» («Undir Helgahnuk», 1924), в котором говорится о детстве исландского мальчика и возбуждено проблему поисков Бога и своего места в жизни; религиозная труд «Из католического взгляда» («Kajrolsk vi Shorf, 1925). На начало 20-х гг. приходится и работа Лакснесса над автобиографией «Я дом оставил»(«Heiman eg for») и романом «Между жерновами», который, по замыслу Лакснесса, должен был символически выразить «историю души» писателя, его место между церковью и современной культурой. Центральным произведением этого периода стал роман «Великий ткач из Кашмира» («Vefarinn miklifra Kasimir», 1925). В его основе - сага «о великого ткача, который имел мудрость двенадцати королей» и создавшего «ткань жизни и духа». Восемь книг, разделенных на сто разделов, напоминают «Божественную комедию» Данте, с ее картинами реальной жизни и мистикой, с четкой последовательностью событий и философскими отступлениями. Действие романа происходит в Исландии и Италии, в центре произведения - Стейді Едліді, который наделен автобиографическими чертами и противоположен буржуаВНОму обществу. По словам самого автора, в романе «разграничены две разные культуры», возбуждено проблему одиночества, трагедии человеческой души.

Второй период творчества Лакснесса, который длился на протяжении 30-х pp., открывает роман, принесший писателю мировую славу, - «Салка Валка» («Salka Valka», 1931 - 1932). Роман состоит из двух частей - «Ты чистая виноградная лоза» и «Птица на берегу». События произведения происходят в небольшом рыбацком поселке Осейрі. В центре романа - история Сігурліни Йоунедоттір и ее внебрачной дочери Сальвор Вільгердур, которую прозывают Салкой Валкой, поданная на фоне широкой панорамы тяжелой жизни исландских рыбаков в 20-х pp. XX ст.

В книге очерков «Путь на Восток» («И Austur-vegi», 1933) Лакснесс делится впечатлениями от своего пребывания в СССР и о том, что эта поездка помогла ему лучше понять классовую структуру общества и психологию различных групп крестьянства.

В художественной форме этот опыт был воплощен в романе «Самостоятельные люди» («Sjalfstett folk», 1935). Основная социально-философская концепция его романа связана с идеей «самостоятельности» крестьянина, который мечтает о собственном клочке земли и хутор, но жестоко разочаровывается в своих иллюзиях. Такими героями в романе выступают фермер Гудб'яртур Иоунсон или просто Б'яртур (то есть «светлый») и его дочь Соуліля («солнечная лилия»). После опубликования этого романа в США за Лакснессом закрепилась слава выдающегося из исландских писателей. Завершающим произведением второго периода творчества Лакснесса стала тетралогия «Олафур Карасон Льйосвікінг» («Свет мира», 1937; «Замок в Сомерланді», 1938; «Дом Освальда», 1939; «Красота неба», 1940). Это эпическая сага о бедном поэте Олафура, стержнем которой является конфликт между любовью поэта к красоте и его неприятием социальной несправедливости. Документальной основой романа послужили дневники и биография поэта Магнуса Яльтасона (1873-1916). Лично Лакснесс считал его своим лучшим романом.

Центральным произведением 40-х гг. стала романная трилогия «Исландский колокол» («islandsklukkan», 1943), по мнению критики, «самый русский из книг Лакснесса». Это историческое произведение, события которого происходят в XVII ст., в период дансь-кого господства в Исландии. В центре изображения - формирование национального сознания, духа патриотизма у лучших представителей исландской нации, героическая борьба народа с иноземными поработителями. Творениях 40-60-х pp. Лакснесс обратился к социально-политической действительности, к проблемам, которые волновали тогдашнее исландскую общественность: роман-памфлет «Атомная база» («Atomstodin», 1948), в котором с «левых» и даже коммунистических позиций писатель критикует моральный упадок Исландии после Второй мировой войны и настаивает на необходимости такой политической позиции для страны, которая бы исключила потенциальную возможность превращения Исландии в театр военных действий; роман «Ґерпла» («Gerpla», 1952) - сатирическое опровержение воинственного духа, присущего и духа викингов, и современности; романы «Летопись хутора Бреккукот» («Brekkukot-sannal», 1957) - противопоставление «двух певцов и двух путей в искусстве, один из которых олицетворяет бедный, но честный юноша Аульфгрімур, а другой - богатый артист Гардаром Хоулм, который продает себя ради рекламы; «Возвращенный рай» («Paradisarheimt», 1960) - о судьбе исландских переселенцев в Северной Америке (герой романа Стенер Стенсон попадает в среду мормонов, но, несмотря на давление и тяжелые жизненные испытания, не изменяет своей вере); «Христианство у подножия ледника» («Kristnihald undir jokli», 1968). В художественном аспекте произведения Лакснесса этого периода отмечены стремлением к художественным экспериментам, модернистских поисков, обусловленных убежденностью писателя в кризисе реалистичной формы.

Эти же тенденции присущи и драматургии Лакснесса этого периода: «Серебряный месяц» («Silfuvtungliu», 1954), «Каменная труба» («Strompteikurinn», 1961), «Трикотажное ателье» («Prj6nastofan solin», 1962), «Банкет с зажаренными голубями» («Dufna-veislan», 1966). Активная общественно-политическая и литературная деятельность Л. с начала 50-х гг. получила общеевропейский резонанс. В 1953 г. писатель стал членом Всемирного Совета Мира, лауреатом Международной премии этой организации, первым в 1953 г. получил только что введенную премию имени М. Андерсена-Нексе. В 1955 г. Лакснессу была присуждена Нобелевская премия по литературе «за яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии». Кроме художественных, Лакснесс написал также значительное количество публицистических и литературно-критических работ: «Русская сказка»(1938), «Исландские поэты XVII в. «(1938), «Старое и новое о исландскую литературу» (1939), «Арена день» (1942), «Писатель и его творчество « (1942), «Время поэтов «(1963), «Скрытые места «(1972) и др.

Украинский язык отдельные произведения Лакснесса перевели Н. Лисовенко, Г. Равлюк и др.



В. Назарец