ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЛАҐЕРЛЕФ, Сельма Оттілія Лувіса

(1858 - 1940)

ЛАҐЕРЛЕФ, Сельма Оттілія Лувіса - творчество писателя

ЛАҐЕРЛЕФ, Сельма Оттілія Лувіса (Lagerlof, Selma Ottiliana Lovisa - 20.11. 1858, Морбакка - 16.03. 1940, там же) - шведская писательница, лауреат Нобелевской премии 1909 г.

Лаґерлеф родилась в семье владельцев имении Морбакка в провинции Вермланд. ее отец был отставным военным, мать - учительницей. С детства она окунулась в мир народных сказок и легенд, которые рассказывали ей и ее братьям и сестрам бабушка и няня. Сельма была особенно внимательной слушательницей, поскольку в три года ее разбил паралич, и она не могла играть, как все дети. Только после длительного лечения в госпитале Стокгольма 1867 г. Ей вернули способность двигаться. Она страстно увлекалась книгами: читала шведов Е. Теґнера, К. М. Бельман, датчанина Г. К. Андерсена, англичан В. Скотта и Т. Майн Рида. Их произведения переносили ее в волшебный мир вымысла. О своей жизни и увлечениях она писала в новелле «Сказка о сказке» («En saga om en saga», 1908), где заметно влияние Г. К. Андерсена, который назвал книгу «Сказка моей жизни», в книгах «Морбакка» («Marbacka», 1922), «Мемуары ребенка» («Ettbams memoarer», 1930), «Дневник» («Dagbok», 1932).

Писательница признавалась, что желание посвятить себя литературе возникло у нее еще в семилітньому возрасте; ей все казалось, что придет кто-то умный и добрый, кто прочитает написанное ею и выдаст. Но сложные условия жизни, разорение семьи, которой пришлось продать Морбакку, заставили ее поступить в Учительскую семинарию (1882 - 1885), окончив которую она стала работать в школе в небольшом поселке Ландсткруна (1885-1895). Все эти годы она пыталась писать. Но это было время господства в литературе реализма, а те впечатления, которые теснились в ее голове, не укладывались в жесткие рамки реалистического анализа современности. Но как-то Лаґерлефдала себе волю и написала две новеллы, в которых повествование приобрело романтической яркости, эмоциональной насыщенности, идо них вошел тот элемент фантастики, который сохранился в ее сознании под влиянием сказок, которые она услышала в детстве и жили все эти годы в ее душе.

В 1890 г. газета «Идун» объявила конкурс на лучшую новеллу. Лаґерлеф решила принять участие, но трудно было найти время, свободное от занятий, а тут еще ей пришлось поехать в гости, и только за последнюю ночь объявленного срока она сумела завершить начатое. Неожиданно для самой себя она получила первую премию и предложение продолжить работу. Друзья дали ей пристанище и освободили от бремени учительского труда. Так она смогла завершить начатое, и в 1891 г. появился ее первый и самый знаменитый произведение «Сага о Єсту Берлінґа» («Gosta Berlings saga»). Назвать эти 36 новелл, объединенных образом главного героя, лишенного сана священника Еду Берлінґа, романом невозможно - это воспроизведение прошлого Швеции, в котором органично сочетаются реальность и сказочный колорит со всеми его сверхъестественными событиями. Это действительно сага - сказание. Сам образ главного героя трансформировался из рассказа отца писательницы о какого-то молодого человека, чрезвычайно веселого, способного развлечь любую компанию, чарам которой не могла противостоять ни одна женщина; впоследствии он стал пастором. У писательницы он получил свое имя, а его пасторская карьера началась еще до первых страниц «Саги».

На первых страницах Єста встает пастором-пьяницей, которому приходится самому покинуть свой приход, он опускается до того, что пропивает санки с мешком муки, доверенные ему голодным ребенком. Протрезвев, ободранный, без копейки в кармане, голодный, герой понимает, что должен сам себя казнить за это непрощенный преступление: ложится в сугроб, чтобы там замерзнуть. Его вирятовує майорша с Екебю - самый богатый и найвладніша женщина в окрестности. Он поселяется у нее в т. наз. «кавалерському» корпусе, где живут господа, которые по тем или иным причинам оказались на обочине жизни. Майорша дает им приют, пищу и одежду. Каждый из ее кавалеров - личность, у каждого есть свое нереализованное призвание. Но ни в коей трудом они не могут заниматься - только танцевать на балах, если еще сохранили силу, рассказывать интересные истории, а то и просто обманывать наивных жителей окрестности. Над всеми верховодит Єста.

Действие начинает стремительно разворачиваться с того момента, когда в рождественскую ночь до кавалеров приходит нечистый и они решают по его наущению прогнать с Екебю майоршу и заправлять всем самим. Єста подписывает своей кровью договор с чертом. «Сага» рассказывает теперь об искуплении, которой подвергается сама майорша, о непростое решение вопроса о вине и раскаянии, об ответственности и марнотратництво, о тяжелом труде и тех, кто своим бездельем лишает простой люд заработков. Кавалеры, которые воцарились в Екебю, разорили всю окрестную, остановили работу на всех заводах и кузницах, неслыханная засуха сделала еще хуже положение простых людей, которые решили уничтожить непутевых кавалеров.

Сложно и одновременно логически раскрывается характер Еду в разных ситуациях: казалось бы, непутевый гуляка становится носителем и защитником справедливости. Писательница показывает, какую Єсті растет чувство ответственности не только за себя, но и за свой край, свой народ.

Немало страниц «Саги» посвящен прекрасным женщинам, «нежным, как бельчата», способным зажечь в мужчинах страстное чувство и готовых к самопожертвованию. Любовь в этом романе первоначально возникает как легкая игра, благодаря Єсті, но всегда приобретает высокого гуманистического звучания. В основе этого произведения лежит идея милосердия: на вопрос о том, какая ее любимая добродетель, Лаґерлеф отвечала: милосердие. Но милосердие в нее обязательно сочетается с трудом. В финале Єста от имени всех кавалеров отрекается от возможности быть наследниками майорша Екебю, ведь безделье снова развратит их всех. Он избрал для себя возможность трудиться на своем маленьком наделе, а для своей жены, бывшей графини, - лечить окрестных жителей.

Вторая главная мысль писательницы тоже находит отражение во всех ситуациях произведения: она считала, что самым большим несчастьем является способность или возможность ранить чувства других людей. Большего внимания к человеческому чувству, к его уязвимости, чем в «Саге», трудно найти в мировой литературе. Возможно, через это и еще и потому, что мир природы в ней так же одухотворенный, как и человеческий, «Сага» стала одним из самых известных произведений конца XIX ст.

Своеобразны не только язык и колорит «Саги» - необычный способ изображения характеров. Писательница не исследует их, возникают лишь бы наброски или образы далекого прошлого, закрыты пеленой времени, всплывают в сознании рассказчицы. Но это не недостаток, а в духе времени апелляция к творческого восприятия произведения читателем. С «Сагой» Лаґерлеф в шведской литературе утвердился неоромантизм, а в духовной жизни еще раз заявил о себе христианский гуманизм, в духе которого решаются самые сложные и неразрешимые в реальности противоречия.

«Сагой» не иссякли истории про кавалеров - писательница еще неоднократно обращалась к ним в своих новеллах, которые приобщаются к главного произведения. Положение бедняков родного Вермланда, да и всей Швеции, заставило писательницу пристальнее присмотреться к идеям социализма. Роман «Чудеса Антихриста» («Antikrisis mirakler», 1897) объединяет идеи христианского гуманизма с социализмом, но успеха произведение не имел нигде. Безрадостная судьба крестьян-сектантов, которые верят v новое пришествие Мессии, стала материалом романа «Иерусалим» («Jerusalem», 1901-1902).

Вторым выдающимся и уникальным произведением Лаґерлеф стала «Чудесное путешествие Нильса Гольгерсона с дикими гусями по Швеции» («Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige», 1906 - 1907), задумана как учебник для учащихся первого класса. В форме, доступной для ребенка, и в то же время интересной, лишенной академической скуки и назидательности, писательница рассказывает об истории Швеции, ее географии, этнографии, жизни животного и растительного мира. Все это стало возможным благодаря тому, что научные данные помещены в сказке про злого и ленивого мальчика Нильса, сына бедных крестьян, который, пошутив с домового, был настолько уменьшен в размерах, что стал не большим лягушку. Случилось это ранней весной, когда над домом Нильса пролетали дикие гуси и к ним решил присоединиться домашний гусь Мартин, уцепившись за шею которого и пытаясь задержать его дома, отправился в путешествие и сам Нильс, ничуть того не желая. Путешествие заканчивается поздно осенью. За это время Нильс, который, став крохой, изучив язык всех птиц и зверей, под руководством старой мудрой гусыни Акки постепенно приходит к пониманию того, что главным для любого живого существа, и для человека особенно, является забота о других и помощь другим.

Жестокий и ленивый парень, который раньше с удовольствием выдергивал из-под матери, которая доила корову, скамейка тянул за хвост кота, все летние месяцы только тем и занимается, что спасает кого-нибудь из зверей или птиц. И происходит это не потому, что ему так велят делать, а потому, что иначе он просто не может поступать, потому что видит вокруг себя именно такое отношение всех добрых зверей и птиц до всех других зверей и птиц. Не раздумывая об этом, он начинает воспринимать заботу о других и помощь другим как нечто само собой разумеющееся.

Моральное перерождение Нильса происходит одновременно с тем, как он все больше узнает немало интересного про свою страну и свой народ. Книга вызвала бурную полемику, некоторые критики считали ее вредной, поскольку писательница не ставила перед собой задачу воспитания человека в духе христианской религии, она наделяла животных несвойственными для них чертами, где-то погрешила против точных научных данных. Но сами дети высоко оценить ее произведение, а летом 1907 г. после выхода в свет книги Лаґерлеф избрали членом Упсальского университета, 1909 г. она стала лауреатом Нобелевской премии, а в 1914 г. была удостоена чести стать одним из восемнадцати членов Шведской Академии.

Писательница тяжело пережила события Первой мировой войны, откликнувшись на них романом «Изгой»(«Bannlyst», 1918). 1914 г. она вновь обратилась к жизни простого народа Швеции, исследовав психологию крестьянина в романе «Король Португалии» («Kejsaren av Portugallien»). По глубине психологического анализа роман сравнивали с романами Ф. Достоевского. Самой выдающейся в позднем творчестве Лаґерлеф стала трилогия о Левеншельдів - «Перстень Левеншельдів» («Lowenskoldskaringen», 1925), «Шарлотта Левеншельд» (1925), «Анна Сверд» («Anna Svard», 1928) - исторический роман о пяти поколений.

Идя в русле европейской литературы кон. XIX - нач. XX ст., когда истории семей становятся в литературе довольно распространенным явлением, Лаґерлеф создала особый тип исторического романа, где история государства является только очень отдаленным фоном для развития событий, связанных с вымышленными героями, которые передают особенности психологии эпохи, специфику быта, убеждений и верований. Здесь представлены три истории семей крестьян, шляхтичей и мещан, которые развиваются параллельно. Есть здесь и тема преступления и наказания, что объединяет всех героев, тайные предсказания и проклятия, которые сбываются на протяжении жизни ряда поколений. Писательница, с детства связана с народными поверьями, здесь придерживается взглядов, что отразились в легендах. Однако над всем стоит добрая воля человека, любовь, способная победить лицемерие, корысть и эгоистический интерес. Развитие характеров главных героев, как обычно в Лаґерлеф, идет по пути обретения духовной самостоятельности и милосердия. Немало тем «Саги» возникают и здесь. Проблемы истории становятся под ее пером проблемами гуманизма.

В последние годы жизни в сложных международных событиях Лаґерлеф осталась верной гуманистической направленности своего творчества и жизни и выступила против расизма и фашизма.

В Украине отдельные произведения Лаґерлеф перевели И. Франко, Днипрова Чайка, 3. Левицкая, Н. Романович, А. Сенюк.



Г. Храповицкая