|
ЛАҐЕРКВІСТ, Пер Фабиан
(1891 - 1974)
ЛАҐЕРКВІСТ, Пер Фабиан - творчество писателя
ЛАҐЕРКВІСТ, Пер Фабиан (Lagerkvist, Par Fabian - 23.05.1891, м.Вексьо - 11.07. 1974, Стокгольм) - шведский писатель, лауреат Нобелевской премии 1951 г. Сын желеВНОдорожника и крестьянки, изучал историю искусств в университете Упсалы (1911-1912). 1940 г. стал членом Шведской академии, 1951 г. получил Нобелевскую премию. Значительное влияние на мировосприятие Лаґерквіста оказала Первая мировая война, которая убедила его на всю жизнь в абсурдности всего, что происходит в мире. Отказ от прежних иллюзий, отчаяние и непонимание сути того, что происходит, отразились в его первом цикле новелл «Железо и люди» («Jam och Man-niskor», 1915) и сборнике стихов в прозе «Страх» («Angest», 1916). Его творческий метод этого времени близок к экспрессионизму.
В 10-х pp. XX ст. Лаґерквіст был связан с либеральными изданиями, но собственно политикой не занимался: его более всего волновали проблемы добра и зла, их борьба и сущность. Под непосредственным влиянием А. Стриндберга он написал манифест «Современный театр» («Modern Teater», 1918). Л. считал необходимым отказаться от копирования действительности, присущей реализма и натурализма, от «обволакивания ясных контуров реальности легким и прозрачным туманом», характерного для символизма. Он призвал к яркой выразительности аллегории, ее однозначного условности, использование лейтмотивов, способных четко определить авторскую позицию.
Особенно значительная из идейного и художественного взглядов апокалиптическая драма «Последняя люди-Ha»(«Sista manniskan», 1918). Мужчина с женским именем Гамма и женщина с мужским именем Вюр, что, по мнению автора, должно указывать на уничтожение разницы между полами, окруженные неполноценными существами - это Расслабленный, Одноногий, Сумасшедший. Хоры мертвецов в финале молят Бога не возрождать на Земле жизнь после смерти последнего человека. Апокалиптическим ужасом веет от этого произведения, практически лишенного сюжета в привычном понимании слова, где само время будто остановилось вместе с завершением жизни Земли. Но не все драмы Лаґерквіста настолько условные и обобщенные. В «Воскресшем человеке» («Han som fick leva om sitt liv», 1928) в бытовых ситуациях, хотя тоже с принципиальной установкой на условность, главный герой, который убил любимую женщину, получает возможность прожить еще одну жизнь.
Его второе земное существование доказывает, по мнению автора, что ничто не проходит для человека бесследно; во время своего второго существования он должен сохранить память о первых, и это становится причиной его новых преступлений и разрушения счастья.
Роман «В мире гость» («Gast hos Verkligheten», 1925) открыл ряд выдающихся прозаических произведений Лаґерквіста. Автобиографично и одновременно не только отражает путь формирования души мальчика и юношу, который впоследствии стал писателем, но и исследует важные для автора проблемы веры и разочарование в ней, обыденности существования с раз и навсегда установленными обычаями и разрушения стереотипов. В заметках и очерках, посвященных вопросам литературы, Лаґерквіст признался: «Я вырос в семье, где литературу не просто совсем не знали, а и, не зная, еще и презирали». Его близкие, люди верующие, в доме которых была только Библия, чтение любых книг считали грехом, а их писания - «нелепым и возмутительным». Лаґерквіст своим лозунгом сделал слова: «Подвергай все сомнению. И тогда научишься верить во все. Я ищу свет. Чтобы обрести истинную веру в жизнь. Поверить, что жизнь является добром». Он действительно стал искателем истины и искателем добра, и поэтому такими непримиримыми к любому проявлению зла есть его книги. Они лишены сюжета как такового, поскольку интригу автор считает бессмысленным, если она только ради интриги; он стремится «написать книгу, в которую будут входить размышления, афоризмы, не для того, чтобы возвестить истину, а чтобы искать разные ее грани, сделать богаче, человечнее». Однако человечности в окружающем мире он не видит, и предполагает будущий разгул насилия, дегуманизации, демагогии и откровенной звериной ненависти ко всему доброму, гуманистического. Так появился его уникальный роман «Палач» («Bodeln», 1933). Год написания весьма знаменательный - это год победы фашистского путча в Германии.
В этом своеобраВНОм романе, где интрига заменена двумя картинами в двух кабаках разных эпох, имеются две временные планы, которые объединены одним общим героем - палачом, существом вневременной. Палач сидит невозмутимо, неподвижно устремив тяжелый взгляд в темноту. В средневековом кабаке к нему относятся как к носителю не только злого, но и доброго начал: он вершит суд по велению закона, он своей колдовской силой иногда помогает неизлечимо больным. Эта фигура окружена страхом и благоговением одновременно. В немецком ресторане XX в. кат - это «шикарный парень». Пожилой мужчина в военной форме, проходя упругим шагом (таким автор видит победного фашиста), обращается к палачу со словами одобрения: «Замечательно, что будет порядок, господин палач! Народ стал бессовестный, время... его приструнчити!» Посетители, которые окружают ката, говорят о том, что «насилие является проявлением высших не только физических, но и духовных сил человечества», что «инакомыслящих следует кастрировать», что чрезвычайно приятно присутствовать во время «основательного избиения непокорных. Ощущение такое, будто ты участвуешь в воспитании человечества для новой, высшей жизни, в его совершенствовании».
Заставляя своих героев изъясняться, Лаґерквіст демонстрирует их умственное убожество, а не только жестокость. Демагогия и славословия насилия как формы жизни и его нормы достигают апогея в возгласе толпы: «Слава убийцам! Слава убийцам!» Такой лозунг вполне логичный в мире абсурда. Завершается роман монологом палача, который устал от своей роли. Распяв того, кто называл себя Спасителем человечества, палач обратился к его отцу-Богу с просьбой освободить его от должности палача, но Бог молчал. И палач вернулся к своим обязанностям. Он понял, что распят не был сыном Божьим, потому что тот оказался слишком слабым, чтобы спасти человечество. «Я ваш Христос, - заявляет палач, - с катівським клеймом на лбу! Послан вам свыше! Ради вражды на земле и человеческого влечения к злу!.. И меня никогда не розіпнете!.. Я стремлюсь к тому времени, когда вы будете стерты с лица земли, и моя рука наконец опустится». Лаґерквіст довел свою мысль до логического конца - этим людям нужен не носитель любви и мира - не Христос, а квинтэссенция насилия - кат, это их новый бог. Идеологию фашизма Лаґерквіст разоблачает силами своего гротескный, сатирического и патетического искусства одновременно. «Палач» имел и сценический вариант. Драма по этому роману обошла немало театров мира.
Второй этапное произведение Лаґерквіста «Карлик» («Dvargen», 1944) также навеян событиями мировой войны. Однако здесь автор пытается решить общечеловеческие проблемы, не связанные непосредственно с идеологией насилия и фашизма. Место действия - Италия эпохи Возрождения, но ее конкретных примет не подается. Тема войны хоть и присутствует в произведении, но подчинена проблеме поисков истинного, сущностного и мнимого, выявлению внешнего, расхождения между словом, выражением лица и значением этого слова и взгляда. А это расхождение связано непосредственно с поисками смысла жизни, с однозначностью и многозначностью явлений, мнений и характеров, а также человеческих чувств. Примерно в это время Лаґерквіст писал: «В произведении, как в жизни, все перемешано - смешное, патетический, грубое, нет однозначности, нет символов, а есть жизнь. Искренность, непосредственность». Устанавливать связь с Вечностью, с Сущим Лаґерквіст стремился всю жизнь, и его поиски определили содержание «Карлика» , где, как и в «Кате», нет сюжета в привычном понимании, а является созданный автором дневник герцогского карлика, который фиксирует как свои поступки, так и собственные наблюдения и размышления.
Устанавливается почти неразрывная связь между карликом и его герцогом. Карлик при этом замечает, что каждый человек имеет своего карлика, который высовывается наружу в самых неожиданных ситуациях. Так создается представление о двойной существо, в котором все видят человека, но не всегда замечают ее карлика. Человек может казаться умным, увлеченным высокими идеями, может изображать из себя борца за справедливость и гуманність. ее карлик, лишенный человеческой способности одновременно выражать своим взглядом несколько настроений и мыслей, иметь одновременно несколько противоречивых желаний, распознает почти все скрытые намерения своего господина и выполняет даже то, что человек не выразила вслух. Это невысказанное всегда скрывает антигуманный или преступный основы. Раздвоенность присуща здесь не только герцогу, который имеет своего карлика - свое второе «Я», но и великому маэстро Бернардо, который пишет удивительные полотна, работает над своим шедевром «Тайная вечеря», но всегда недоволен своими картинами и считает их незавершенными, хотя все убеждены, что лучше сделать невозможно. Тот же Бернардо рисует Мадонну, используя портрет жены герцога, известного своей беспринципностью, и люди молятся ей, как своей защитницы. Бернардо еще и выдающийся механик: во время войны он создает для герцога чертежи машин, которые, если бы они были построены, так безжалостно уничтожали бы людей на поле боя, что самому карлику, лишенном сентиментальности, становится жутко. Не великий Леонардо да Винчи служил прототипом маэстро? Тогда и в душе художника есть свой карлик. И карлика избавиться невозможно - его приходится лишь на определенное время выгонять после очевидных проявлений жестокости.
«Кат. Карлик. Паломник. Три ипостаси путешествующего человека», - писал Лаґерквіст. Каждый является паломником всю свою жизнь, ибо, странствуя жизнью в пространстве и времени, человек становится сама собой и приближается к истине. Неслучайно свой первый роман он назвал «В мире гость». Задумывая воссоздать историю развития человека, поиски им истины, Л. написал триптих на сюжеты из истории христианства «Варавва» («Barabbas», 1950), «Сивилла» («Sibyllan», 1956) и «Смерть Агасфера» («Ahasverus dod», 1960). Все эти произведения автобиографичны, но не сходством событий, а близостью путей духовного движения личности. Триптих лишен условности, но в нем отдаленные события на тысячелетия и поэтому дают больше возможности взглянуть на них сбоку. При этом не стоит забывать, что Лаґерквіст не стремился воссоздать реальные факты жизни Сивілли или Вараввы, а с помощью этих людей далекого прошлого помочь себе и своим современникам познать самих себя.
Осмысление и переосмысление идей христианства было налицо уже в романе «В мире гость». Оно сохраняется на протяжении всего творчества Лаґерквіста (напр., сборник «Злісаги» - «Ondasagor»), потому что поиски истины - это основа всего созданного им. Тема любви не основная в произведениях Лаґерквіста-философа, но ему принадлежат слова: «Любовь - единственная ценность. Все остальное лишь кулисы, только сцена». Создавая «Маріамну» («Mariamne», 1967) на библейский сюжет, писатель размышлял: «Любовь должно быть глубоким и всеобщим, как все самое большое, самое высокое и самое святое в жизни, - оно существует как удивительная мечта, оно не выдерживает действительности, пробуждение. Но оно есть». Всеобщность в сочетании с тендітністю крупнейшего и самого высокого чувства стала содержанием трагической истории прекрасной, благородной и гордой Маріамни, которая сумела вдохнуть настоящие чувства страшном в своей жестокости царю Ироду и на некоторое время смягчить его сердце. Одновременно это и глубокое психологическое исследование двух совершенно разных душ.
Сложным был путь писателя, очень непохожие формы его произведений, но он искал свет и пытался помочь другим найти его.
В Украине отдельные стихи Лаґерквіста перевела Г. Кирпа. Произведения Лаґерквіста («Палач», «Карлик», «Варавва», «Паломник» , «Маріамна») в переводе А. Сенюк вошли в книгу «Маріамна» (1988).
Г. Храповицкая
|
|
|