|
ЛАФАЙЕТ, Мари Мадлен де
(1634 - 1693)
ЛАФАЙЕТ, Мари Мадлен де - творчество писателя
ЛАФАЙЕТ, Мари Мадлен де (La Fayette, Marie Madeleine de - 18.03.1634, Париж - 25.05.1693, там же) - французская писательница.
Лафайет (в девичестве - Піош де ла Вернь) родилась в дворянской семье. ее отец был воспитателем племянника кардинала Ришелье, а мать - дочерью королевского медика. В 16 лет, после смерти отца, Лафайет стала фрейлиной королевы Анны Австрийской. Политические события заставили его на некоторое время поселиться в монастыре Шайо, где она познакомилась с Луизой Анжеликой де Лафайет, бывшей фавориткой Людовика XIII. Благодаря этой встрече в 1655 г. состоялся брак Мари Мадлен из недавно овдовілим и обедневшим графом де Лафайет. Лафайет поселилась в Париже, где открыла литературный салон. «Грубое, почти мужскими чертами, лицо пропитано холодным достоинством, но в уголках тонко очерченных уст, в глазах, что светятся умом, скрытая насмешливая улыбка. Ни тени женского кокетства, скорее - властность, достоинство и проницательный ум», - такой изобразил Лафайет один из ее современников. Появившись в парижских литературных кругах, она привлекла к себе внимание не только острым умом, но и талантом глубокого ценителя в области литературы. В то же время она сыграла выдающуюся роль в интеллектуальной жизни аристократии того времени. Ее повесть «Принцесса де Монпансье» (La princesse de Montpensier», 1662) была одним из первых произведений, который обусловил поворот в эволюции французского романа от барочной пышности галантно-героических эпопей к классицистической краткости и простоты. Ближе к галантно-героических повествовательных традиций стоит роман «Зайа» («Zayde», 1670-1671). В 60-х гг. писательница тесно подружилась с Ф. де Ларошфуко. Общение с проницательным автором «Размышлений» оказало плодотворное влияние на творческое развитие Лафайет. В 1678 г. писательница напечатала роман «Принцесса Клевская» (La princesse de Cleves...») - один из нев'янучих шедевров классической литературного наследия Франции.
Действие «Принцессы Клевської» приходится на середину XVI в., на годы царствования короля Генриха II, и происходит в кругу придворного вельможного панства того времени. Внешне роман Лафайет присоединяется к тому жанру белетризованої исторической хроники, где говорится о разных галантные эпизоды из жизни французской аристократии. Этот жанр был особенно популярен в 60-90-х pp. XVII ст. Однако глубиной идейного содержания, тонкостью психологического анализа произведение Лафайет значительно отличается от других образцов этого жанра. Сюжет «Принцессы Клевської» исключительно четкий за построением и лишен каких-либо элементов внешней любопытства. Основное внимание автор уделяет изображению внутреннего мира трех главных персонажей своего произведения. С заманчивой простотой Лафайет рассказывает о сердечные переживания героини романа мадемуазель де Шартр, которая вышла замуж за принца де Клев, поскольку уважала его за внутреннее благородство, а впоследствии встретила на своем пути герцога де Немура, блестящего представителя тогдашней аристократической молодежи.
Драматический конфликт в «Принцессе Клевской» основывается на столкновении чувства и долга, что сближает этот роман с проблематикой классицистической трагедии. Как и в крупнейших трагедийных произведениях классицизма, описания этого конфликта в романе Лафайет психологически правдивое, проникновенное и лишено всякого дидактизма. Победа супружеского долга над чувством любви предстает в романе как необходимый результат напряженной внутренней борьбы. Героиня романа Лафайет - человек высокой моральной ответственности и высоких представлений о личном достоинстве и чести. Измена мужа унизила бы ее в собственных глазах, нанесла бы непоправимый ущерб осознанию внутренней цельности, которым она очень дорожит.
Центральные герои романа Лафайет - люди чистых помыслов и благородных чувств, но их судьба оказывается трагической, и пути к личному счастью для них закрыты. Безупречно точный психологический анализ, сделанный автором «Принцессы Клевської», наталкивает на малоутешительные выводы (близкие по духу к идеям янсеністів, которым Лафайет, начиная с 70-х pp., неприкрыто выражает свое сожаление) о пагубности страстей, о их разрушительное действие.
Творчества Лафайет чужд историзм в прямом смысле этого слова. Аристократическое среду она изображает в своем романе преимущественно под углом зрения моральной проблематики. Кульминационный момент в развитии внутреннего действия романа - переживания героини после смерти мужа и принятия ею решения. Рассуждения о верность памяти покойного принца - это скорее доказательство, которым она обосновывает свой поступок, чем истинный мотив поведения. Дело здесь не в абстрактном обязательны, а в причинах более конкретного характера. Настоящая причина сомнений героини заключается в ее боязни доверить свою судьбу легкомысленном герцогу Немурському.
«Принцесса Клевская» ознаменовала зарождение новой линии развития романа, характерной для французской литературы. Это тот тип романа, в котором глубокие жизненные обобщения достигаются обычно средствами психологического анализа.
Кроме «Принцессы Клевської» и упомянутых повести и романа, Лафайет является также автором двух мемуарно-исторических книг, изданных посмертно: «Жизнеописание Генриетты Английской» («Histoire de madame Henriette d'angleterre», 1720) и «Мемуары французского двора за 1688 и 1689 гг.» («Memoires de la cour de France pendant les annees 1688 и 1689», 1731).
За Ю. Віппером
|
|
|