|
ЛАБРЮЙЄР, Жан де
(1645 - 1696)
ЛАБРЮЙЄР, Жан де - творчество писателя
ЛАБРЮЙЄР, Жан де (La Bruyere, Jean de - 16.08. 1645, Париж - 10.05.1696, там же) - французский писатель.
Лабрюйер родился в семье небогатых мещан, занимался юридической деятельностью и служил у принца Конде воспитателем. Его «Характеры, или Нравы этого века» («Les caracteres, ou Les moeurs de ce siecle», 1688) - один из величайших произведений французского классицизма XVII в. «Характеры» Лабрюйер сначала задумал как приложение к переводу на французском языке одноименной книги древнегреческого писателя Теофраста. Это приложение, по обычаям современников, имел приобщить к наблюдениям Теофраста наблюдения Лабрюйера. Но с каждым следующим изданием книги (при жизни автора их было девять) приложение расширялся, увеличивался в объеме и постепенно из приложения стал главным. В последнем прижизненном издании «Характеров» Лабрюйера само произведение Теофраста стал, по сути, приложением.
По жанру «Характеры» во многом продолжают традиции М. де Монтеня и Ф. де Ларошфуко. Это книга очерков, афоризмов, фрагментов, размышлений. Основное в ней - размышления о духовном составе человека, о «настроение» ее ума и сердца. При этом Лабрюйер считает, что характер не выстраивается на какой-либо одной психологической черте (например, скупости или самовлюбленности). Лабрюйер раздражает в маниакальном, «однобоком» характере збіднілість его содержания, неспособность впитать в себя всю многогранность человека.
Утверждая о классицизм Лабрюйера, не стоит забывать о наличии в нем реалистических тенденций. Эти тенденции не следует рассматривать как нечто противоположное или враждебно класицизмові, но они расширяют содержание классицистической системы по сравнению с тем, как она представлена, скажем, в П. Корнеля, Ж. Расина или Н. Буало, вводит в нее ряд принципиально новых моментов. Эти тенденции проявляются в том, что писатель часто объясняет приобретенные человеком качества не ее внутренним миром и даже не влиянием на нее других людей, а действием социальной среды в целом. Характер он связывает с образом жизни. Так, поведение и поступки человека, которая находится на значительной должности, определяются, по мнению писателя, этой должностью. А человек, от природы веселая и щедрая, под влиянием обстоятельств становится в Лабрюйера мрачной, скупой, запопадливою, черствой. Противореча теоретическим канонам классицизма, Лабрюйер протестует против трактовки человеческого характера как чего-то неизменного. Он уверен, что люди на протяжении своей жизни становятся непохожими на себя самих. Вследствие признания принципа развития характера, его сменяемости особую роль в Лабрюйера играют качества «приобретенные».
Лабрюйер не имеет дела с человеком в целом. Вслед за Ж.Б. Мольером, в первую очередь он уделяет большое внимание принадлежности человека к определенному сословию. В связи с этим очень существенным для него является тема богатства и бедности, имущественных контрастов, которая наитеснее переплетается с темой сословной иерархии и юридического неравенства. Особенно важной для Лабрюйера есть мнение о различиях, которые существуют в обществе между привилегированными сословиями и подавляющим большинством простонародья, лишенного привилегий: между дворянами, вельможами, министрами, чиновниками, с одной стороны, и людьми низкого состояния, с другой.
Все способы обогащения Лабрюйер считает «некрасивыми», связанными с каВНОкрадством, обманом, разорением других. Люди, озабочены стяжательством и обогащением, «даже не являются людьми», убежден автор «Характеров». Возражения Лабрюйера богатства и великолепие, введение в изображаемый мир образов вельможи и простолюдина, богача и бедняка добавляют дополнительного смысла его идеальному образу мудреца, типичного для классицистического мировосприятия. Неслучайные замечание Лабрюйера о том, что при дворе не нужны ум и способности, поскольку их заменяют добронравие, умение поддерживать разговор и т. п., богатый дурак - отнюдь не исключение. Мудрец для Лабрюйера не только тот, кто умный, а тот, кто работает. Трудолюбие - неотъемлемый признак мудреца. Она сближает его с «человеком из народа», с крестьянином, поскольку главный смысл жизни последнего - труд. Притяжение Лабрюйера до Просвещения (причем в его радикальной, руссоїстській форме) здесь особенно заметно.
Мнение о недостаточности для «мудреца» его интеллектуальных преимуществ усиленная рассуждениям о «сановников» и «умных людей». Различая тех, у кого «нет ничего, кроме сана», и тех, у кого «нет ничего, кроме разума», Лабрюйер противопоставляет тем и другим «добропорядочном человеке». Во втором разделе «Характеров» писатель рассуждает о «героях», которые встречаются и среди судей, и среди ученых, и среди придворных. Но ни герой, ни большая человек не доривняються, по мнению Лабрюйера, к «подлинно нравственного человека». Нравственность и этическая добродетель становится в «Характерах» главным мерилом поведения. Лабрюйер считает благородным лишь то, что лишено эгоистического, а настоящей великодушием - то, которое непринужденно, мягко и сердечно, просто и доступно «движимое добротой».
Однако, несмотря на все, судьбу человека Лабрюйер представляет настолько безрадостной, что знакомство с ней, по его мнению, может только отбить охоту к жизни.
Писатель сомневается также и в могуществе разума, не верит в его способность управлять человеческим поведением. В юности, утверждает Лабрюйер, человек живет инстинктами; в зрелом возрасте ум развивается, но его усилия оказываются тщетными из-за страсти, врожденные пороки; в старости ум работает на полную силу, но он уже подавлен годами неудач и лишений, підточений телесной немощью. Меняются, считал писатель, только одежда, речь, манеры, вкусы, а человек остается злой и непреклонной в своих развратных целях. Автор «Характеров «считает, однако, что не следует «возмущаться» из того, что люди эгоистичны, неблагодарны, несправедливы, напыщенные, - «такова их природа». А если так, то и борьба с этим лишена смысла.
Примирение с действительностью приобретает в «Характерах» черт традиционализма. Рассуждая, например, о всесилии денег в современном обществе, Лабрюйер объявляет это всесилие абсолютным, обусловленным конкретными обстоятельствами, ссылаясь на богачей, которые господствовали над людьми еще в античном мире. Черты традиционализма в «Характерах» тесно связаны с призывами Лабрюйера «излечиться от ненависти и зависти». Человек должен отказаться от преклонения перед высшими рангами, от пресмыкательства и униженности. Но призывы к чувству собственного достоинства, гордости перемежаются с высказываниями о бесполеВНОсти борьбы за какие-то изменения. Следует довольствоваться тем, что есть, утверждает автор.
Особого смыслового оттенка приобретает в связи с этим и обраВНОсителя мудрости у Лабрюйера. Мудрость должна замирювати с успехами «злых», с отданием предпочтения недостойным. Мудрость мудреца - в соблюдении нейтралитета. Он должен ограничиться ролью зрителя.
Строгая логичность изложения мыслей, типизация, обобщение, риторичность, торжественность стиля - такие характерные черты книги Лабрюйера, которую трудно соотнести с какой-то определенной форме или жанру. В ней причудливо сочетаются портрет и афоризм, моральное наставление и литературная критика, диалог и новелла, политическая сатира и утопия. Все эти раВНОобразные литературные формы, использованы последним крупным классицистом XVII ст., призваны наиболее полно раскрыть основную общую идею его «Характеров» - познание обычаев многих людей.
За Д. Обломієвським
|
|
|