ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КРУС, Хуана Инес де ла

(1651 - 1695)

КРУС, Хуана Инес де ла - творчество писателя

КРУС, Хуана Инес де ла (Cruz, Juana Ines de la (SOR JUANA INES DE LA CRUZ); автонім: Асбахе-и-Рамирес де Сантильяна, Хуана Инес де - 12.11.1651, Сан-Мигель-де-Непантла - 17.04.1695, Мехико) - мексиканская поэтесса.

С именем Хуани Инессы де ла Крус связанные кульминация и завершение эпохи барокко в литературе испанско-португальских колоний Латинской Америки.

Будущая поэтесса родилась в гасиенде Сан-Мигель-де-Непантла, что в штате Мехико. Она была внебрачным ребенком испанского капитана Педро Мануэля де Асбеджа и креолки Иса-бе Рамирес. Вероятнее всего, что отец не жил с семьей, поэтому она воспитывалась главным образом в доме маминого дедушки, Педро Рамиреса.

Феноменально одаренный ребенок, Хуана Инес в 3 года пошла вместе со старшей сестрой в школу для девушек и уговорила учителя научить ее читать и писать. С этого времени она заинтересовалась и дедовой библиотекой. В шестилетнему возрасте Крус начала писать стихи, через два года написала короткую драматическую поэму по случаю причастия, а вскоре уговорила родных позволить ей учиться в университете, переодевшись в мужскую одежду. Несмотря на ее юный возраст, в 1660 году Крус приехала в Мехико, где ее обучением занялся священник Мартин де Олівар. На его большое удивление, Крус освоил латинский язык на протяжении 20 уроков. В течение этого периода она придерживалась настолько строгого режима самодисциплины, что для наказания подстригала волосы каждый раз, когда не успевала выучить запланировано. Позже она признается:»...оказалось, что волосы растут быстро, а я учу медленно. Как следствие, отрезая волосы, я наказывала себя за невежество собственной головы, поскольку считала, что для головы знания - более желанная украшение». Слава Хуани Инес достигла апогея, когда в шестнадцать лет на публичном экзамене, организованном вице-королевским супругами, в присутствии выдающихся богословов, философов, математиков, историков, литераторов Новой Испании, она одержала блестящую интеллектуальную победу. Однако вскоре, отказавшись от светской жизни и будущего замужества, 16-летняя Хуана Инес ушла в монастырь кармелиток.

«Писательство для меня - не пустая прихоть, а потребность души, подаренная с неба... Или я не умоляла Господа потушить во мне огонь ума, поскольку, как считают многие, женщине ум не нужен и даже вреден. Но Господь не внял моим мольбам и тогда замыслила я похоронить себя, свое имя и в то же время и свой ум в монастыре».

Запершись в келье, юная монахиня начала заниматься поэзией и науками. Но характер ее стихов, слишком свободолюбивых и земных, ее научные занятия, которые основывались на эмпирических наблюдениях, а также ее самостоятельные теологические рассуждения («Ответ падре Віейре») не соответствовали господствующим догмам религиоВНОй схоластики. Выражая недовольство церковной власти, епископ Пуебли рекомендовал знаменитой монахини отказаться от светских дел, подписав свое послание именем сестры Філотеї. Вскоре появилась «Ответ поэтессы знаменитой сестре Філотеї» («Respuesta a sor Filotea», 1691), в которой Крус отстаивает право женщин на занятия науками и поэзией. Давление внешней среды побудил Хуану Инес отказаться от научной и поэтической деятельности. Распродав библиотеку, астрономические и музыкальные инструменты, она пожертвовала вырученные средства на нужды благотворительности. Когда в 1695 г. в стране вспыхнула эпидемия, Крус погиб, помогая больным сестрам. ей было сорок четыре года.

Первое издание стихов Хуани Инес де ла Крус появилась в Мадриде в 1690 г., вторая поэтическая книга - в Севилье в 1691 г., но на родине ее произведения вышли в свет лишь после смерти. Лишь в XX ст., после глубокой общественной и духовной трансформации в Мексике, творческое наследие поэтессы была достойно поцінована. ей посвящено немало исследований современных ученых; она стала героиней художественных произведений. Литературное наследство Крус обширен и раВНОобразен. Она является автором нескольких пьес светского содержания в духе П. де Кальдерона и религиозных ауто; богословских текстов, в том числе ответы на проповеди известного теолога Бразилии А. Вієри и упомянутой «Ответы сестре Філотеї», которую А. Рейес назвал лучшим образцом мексиканской прозы XVII ст.; трактатов о музыке, мораль. Но главной художественной ценностью является ее лирическая поэзия, представленная найрозмаїтішими формами и видами, а также поэмой «Первый сон».

В поэтическом творчестве Крус выражены две грани ее личности - эмоциональная и интеллектуальная. Первой отвечает интимная лирика, которая воссоздает полноту и свежесть женского чувства; второй - поэзия философского характера, вызванная невеселыми размышлениями о быстротечности жизни.

Мотив суетности земного бытия, столь характерный в целом для поэзии барокко, ощутимо звучит в сонете о розе (пышно расцвела и мгновенно увяла красавица-роза, «нас смертью мудрой повчаєш ты»). Мрачный тон сонета не случаен, он результат глубоких разочарований и безысходного внутреннего противоборства поэтессы. Скорбь перед злом и разрушением, ощущение бессилия в борьбе с ними - эти мотивы, типичные для мирового искусства барокко, в поэзии Крус были одновременно и выражением ее личной трагедии. Мрачный колорит («Безразлично глаз здесь увидит призраков, и тлен, и прах»), усложненная метафоричность, умышленная игра словами - на всем сказалось влияние Л. де Гонгори.

Гонгоризм Хуани Инес де ла Крус, но одновременно и ее неповторимая индивидуальность прослеживаются в ее главной поэме - «Первый сон», которая состоит примерно из тысячи строк - дванадцятискладових и семискладових. ЗигзагообраВНОе развитие мысли, - поэма похожа на некий словесный лабиринт, который заманивает читателя в скрытые и темные ее углы, - дал повод назвать «Первый сон» Крус мексиканскими «Усамітненнями» (так называется знаменитая поэма Л. де Гонгори).

Поэма фиксирует состояние человека в момент, когда, погрузившись в сон, она отдается фантазии. При этом воображение не отделяет себя от объективного мира, в котором, как и в микрокосмосе человека, постоянно борются два начала - день и ночь, свет и тьма. В поэме художественно цельно возникают внутренние связи, объединяющие мифологию и историю, науку и воображение, индивидуальное и общечеловеческое. Очевидно, существует стилистическая близость «Первого сна» к культеранізму - использование ученого лексики, латинских выражений, сложных метафор. Однако гонгористська поэтика не является здесь умышленная или привнесенной извне. Как поэтесса, Крус в своей поэме оригинальная и самостоятельная; она ищет собственные пути познания окружающего мира. Именно эти пути и привели монахиню Хуану Инес до стихийного восприятия некоторых идей рационализма, которые распространились в Америке лишь в следующем, XVIII веке.

Мастер стихосложения, человек необычайной для своего времени образованности, Хуана Инес де ла Крус обращалась к найрозмаїтіших поэтических форм, в том числе и фольклорных. Большинство его лирических стихотворений написаны в традиционных испанских размерах (романсы, редондільї, десіми, лиры). Она овладела и сонетну форму и обращалась к такой местной народной формы, как токотин. ее интересовали индейские поговорки, загадки и звуковые эффекты негритянских наречий.

Художественная, интеллектуальная одаренность Крус, которая заслужила уважительное имя «Десятой музы», была исключительной для тогдашнего среды и епохи. ее кругозор был несравненно шире мировоззрения креольской интеллигенции того времени. Творчество Крус - самое яркое явление в литературе Испанской Америки XVII в. и одно из ярчайших в литературе колониальной эпохи.

Творческое наследие Крус была собрана и опубликована в 3-томному издании «Произведения Несравненной американской поэтессы, Десятой Музы, сестры Хуани Инес де ла Крус» (1690), «Второй том сочинений сестры Хуани Инес...» (1692), «Слава и посмертные произведения Феникса Мексики» (1700).



По В. Кутейщиковою и И. Тертерян