ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КРУС, Рамон Франсиско де ла

(1731 - 1794)

КРУС, Рамон Франсиско де ла - творчество писателя

КРУС, Рамон Франсиско де ла (Cruz, Ramon Francisco de la - 28.03.1731, Мадрид - 05.03.1794, там же) - испанский драматург.

Крус, полная фамилия которого - Крус Кано-и-Ольмеділья, родился в бедной дворянской семье, настолько бедной, что не смог закончить своего образования и вынужден был идти работать чиновником в департамент юстиции. Кроме службы, Крус занимался переводами В. Шекспира, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера, К. Гольдони. Ради заработка Крус переделывал комедии П. де Кальдерона в соответствии с требованиями современного ему музыкального жанра. Разочаровавшись в юности в целесообраВНОсти создания комедий и трагедий за классическими образцами, причиной чего было равнодушие публики, он сосредоточился на продолжении и развитии древней традиции испанского театра малого комедийного жанра интермедии, или сайнету, как его называли в XVIII в. Сайнет - это одноактный спектакль с музыкой и танцами, который обычно ставили вместе с большой пьесе. Крус написал около 500 сайнетів. Вершина его популярности приходится на середину 60-х pp. Тогдашние зрители часто посещали театр только ради сайнету. Среди его сторонников были представители всех слоев городского населения. Организована его поклонниками подписка дала возможность распечатать в 1786-1791 гг. десятитомне собрание его пьес. В предисловии к этому собранию Крус заявил, что его сайнети «копии того, что видят мои глаза и слышат мои уши. Эти картинки являются историей нашего века».

Действительно, сайнети Круса создают богатую и детальную картину городской жизни эпохи: обычаев, народных развлечений, отношений между различными классами общества. Сайнети имеют свою среду (средние и низшие классы, весь третий состояние и небогатые слои дворянства и духовенства), свой пейзаж (несколько древнейших кварталов Мадрида, где неторкнутим оставалось уличное жизни испанского города со странствующими торговцами, нищими, серенадами, драками и т. д.

Хотя сайнети Круса кажутся неприхотливыми и простыми сценками, они подчиняются своему жанровому делению. Значительная группа сайнетів близка к комедии характеров. В них имеется, пусть самая простая, фабула, основанная на по-ганьбленні определенного персонажа, который заслужил это. Бывшая служанка, выйдя замуж за хозяина-вдовца, превращается в вельможну дамы и выдает себя за богатую аристократку, пока неожиданное появление в разгар устроенного ею светского приема сельских родственников не развенчивает ее лжи («Обсміяна гордячка» - «La presumida бурлада»). Аббат, который обошел по очереди всех знакомых, не может нигде пристроиться к обеденному столу и возвращается ни с чем («Аббат Гострозуб» - «El Abate Diente Agudo»). В сайнетах этого вида драматург часто использует мольєрівські сюжеты, украшая их испанскими бытовыми деталями.

Вторая, гораздо более многочисленная группа сайнетів представляет сцены из жизни мадридского простонародья, связанные определенной фабульною единством, но которая как бы растворяется в бытовой материи. Соперничество двух женщин, торговки каштанами и владелицы плотницкие, через жениха («Сердитые торговки») или двух девушек за серенады, которые заказывают их поклонники («Петра и Хуана»), невыполненные обещания жениться, ревность, зависть и др. - повод для развертывания перед зрителем многолюдных сцен, в которых бранятся, примиряются, танцуют и поют сегідилью жители бедных кварталов Мадрида. В этих сайнетах нет разоблаченного порока и споры обычно разрешаются счастливо.

Один из излюбленных композиционных приемов Круса - описание вечеринки или гулянки, где страсти постепенно накаляются, пока приход судьи или альгуасила не прекращают неудержимые, но слишком шумные веселье («Театральное фанданго», «Сердитые торговки» и др.). Один из самых оживленных и искусно обработанных сайнетів этого вида - «Очная ставка». В разгар вечеринки, устроенной крамаркою Олайєю для соседей, появляются альґуасили и ведут всю компанию к судье, поскольку единственная «дама», которая живет на этой улице, чопорная милашка, обиделась на то, что соседки не проявили к ней уважения и пожаловалась судье, что во время вечеринок случаются шумные драки. Во время очной ставки девушки, парни и приглашены как свидетели слепые музыканты действуют так дружно и изобретательно, что судья отпускает всех продолжать веселиться, а госпожа вынуждена подыскивать новую квартиру. Испанский народный характер - гордый, независимый, неподкупный - раскрывается в поведении «коллективного персонажа» этого сайнету.

Третья группа сайнетів лишена каких-либо подобия фабулы. Это действительно обычная сценка, в которой обычно изображено какое-то людное место: рынок, центральная площадь, гуляния («Главная площадь», «Утренние растро», «Поляна Сан-Ісід-ро»). Фигуры, голоса перекрещиваются, теснят и сменяют друг друга.

Наконец, четвертая группа сайнетів (сюда относятся преимущественно поздние произведения Круса) откровенно пародийная. Чаще всего драматург пародирует героическую драму Золотого возраста, пародирование имеет характер фарсового осмысления, снижение характерного для высокой драмы сюжета. Так, драма часто превращается в бурлескну драку между двумя парнями, которые только что вернулись из тюрьмы. Крус пародирует в сайнетах и классицистическую трагедию («Інесілья из Пинто»).

Пародии Круса направленные против всех форм высокого театрального искусства. Литературным жанром с их внутренними суровыми законами, подчиняют жизнь заранее известной схеме, противостоит сайнет как свободное, зеркальное отражение жизни народа. Сайнет не признавал правил интриги и конфликта. Он мог возникнуть из ничего, из воздуха мадридской улице, и Крус демонстрировал это, как бы перенося на сцену любой перекресток и заставляя его полчаса жить своей обычной жизнью перед зрителями. Это отсутствие нормативности, гибкость и «всеядность» сайнету чрезвычайно ценили испанские реалисты XIX в., считая Круса своим непосредственным предшественником.

Лит.: Штейн Ф.Л. История исп. л.-ры. - Москва, 2001; Moore J.A. Pamon de la Cruz. - New York, 1972.



По И. Тертерян