ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КРОНИН, Арчибалд Джозеф

(1896 - 1981)

КРОНИН, Арчибалд Джозеф - творчество писателя

КРОНИН, Арчибалд Джозеф (Cronin, Archibald Joseph - 19.07.1896, M. Кардросс, Шотландия - 06.01.1981, с. Глион поблете. м. Мотре, Швейцария) - английский писатель.

Родился в семье ирландца-католика. Его детские годы прошли в небольшом шотландском городке Кардроссі. В 1914 p. Кронин поступил на медицинский факультет университета в Глазго. В годы Первой мировой войны служил медиком на военном корабле. Потом вернулся на студенческую скамью, получил диплом врача и на должности медицинского инспектора работал в шахтерских поселках Южного Уэльса. Целью своей деятельности видел в улучшении условий труда шахтеров, был увлечен своей профессией врача, а осознание пользы, которую он приносил, вдохновляло его. Не оставлял он и занятия наукой. В 1925 p. Кронин получил звание доктора медицинских наук. Однако вскоре из-за болезни ему пришлось прервать врачебную практику. Оторванный от повседневных обязанностей, он начал писать роман. И снова, теперь уже новый вид творческой деятельности захватил его. За короткое время он написал свой первый роман «Замок шляпника»(«hatter's Castle», 1931), более известен у нас как «Замок Броуди». Успех этой книги навсегда связал Кронина с литературой. Из мира науки и медицинской практики Кронин вошел в мир искусства и творчества. Не случайно одну из своих автобиографических книг он назвал «Приключения в двух мирах» («Adventure in Two Worlds, 1952). Оба эти миры были связаны для Кронина с напряженными поисками смысла жизни, идеей служения обществу, которая настолько близка и его любимым героям.

Кронин вошел в литературу в 30-х pp., обозначенных подъемом общественно-политической и антифашистской борьбы, и его романы тех лет стали заметным вкладом в литературу «бурного десятилетия». Писатель откликнулся на актуальные проблемы времени. Опираясь на свой жизненный опыт, на традиции предшественников, среди которых ему особенно дороги Ч. Диккенс, автор романа «Путь всякой плоти». С. Батлер, А. Беннет. Перекликаясь с современниками, и прежде всего с любимым С.Моемом, Кронин писал о жизни и людях, которых он хорошо знал, чьи устремления, надежды и разочарования были ему близкими. Творчество Кронина развивалась в русле реалистических традиций английской литературы.

Среди ранних вещей писателя, кроме «Замка Броуди», самыми известными являются романы «Звезды смотрят вниз «(«The Stars Look Down», 1935) и «Цитадель «(«The Citadel», 1937). В 30-х он написал также романы «Три любви» («Three Loves», 1932) и «Канарские острова» («Grand Canary», 1933). Новый период в жизни и творчестве писателя начался в связи с его переселением в США накануне Второй мировой войны. Здесь, в этом новом для него мире, которого он так и не смог принять, а потом и бросил, выбрав местом своего проживания Швейцарию, Кронин уже не чувствовал того творческого подъема, который он переживал на родине. Приходилось преодолевать глубокий духовный кризис, охвативший его. Кронин неоднократно писал в это время о одиночество, которую он тяжело переносил, состояние угнетения, об осознании своей ненужности.

В 40-60-х pp. Кронин создал романы «Ключи королевства» («The Keys of the Kingdom», 1940), «Лета зеленые» («The Green Years», 1944) и «Путь Шеннона» («Shannon's Way», 1948), образовавших дилогию с ярко выраженным автобиографическим направленностью, «Испанский садовник» («The Spanish Gardener», 1950) и «Вычеркнутый из жизни» («Beyond the Place», 1953); после переселения в Европу написал «Могилу крестоносца» («The Crusador's Grave», 1956), «Полярное сияние» (The Nothem Light», 1958), «Дерево Иуды»(«The Juda's Tree», 1961), «Песня о шестипенсовик» («The Song of Sixpence», 1964) и некоторые другие. Надежды на обновление мира писатель связывал с обращением к христианству, к религии. 1934 годом датируется значительной степени программная статья Кронина «Реализм в шотландской литературе». Здесь Кронин пишет о том, что писатель-реалист, а он всегда считал себя реалистом, изображает жизнь не таким, каким он его хочет видеть, а таким, каким оно есть. О свой жизненный путь, свои взгляды и принципы Кронин писал в книге «Приключения в двух мирах».

Мир романов Кронина не озарен ярким солнечным лучом, лишен чувства радости и ликования жизни; в нем доминируют сумеречные тона и ощущение трагедийности бытия человека. Это осознают его герои, не становится, однако, для них препятствием для выявления доброты, милосердия и сострадания. Писатель верит в возможности человека, в его силу и стойкость, готовность и право отстаивать свое достоинство. Главные проблемы романов Кронина связанные с поисками смысла жизни, ответа на вопрос о назначении человека, с критикой несправедливости общественных законов. Он пишет о том, как распадаются родственные связи, погибает любовь, теряются иллюзии, надежды на счастье, сочувствует бедам и страданиям человека. Овеянные лиризмом автобиографические произведения Кронин. Морально-этическая тема, которая так сильно звучит в произведениях Кронина, связанная с критикой социальной несправедливости и антигуманных порядков.

«Замок Броуди» - первый и важный шаг на писательском пути Кронина. В нем сформировалась его своеобразная творческая манера, наметились связи с реалистической традицией (Диккенс, Дж. Голсуорси), что проявилось в пристальному вниманию к характерам героев, их особенностей. Роман задуман как «трагическая повесть об эгоизме и жестокую гордыню». Кронин обратился к теме эгоизма, к истокам, которые его порождают, к анализу причин и последствий, с ним связанных. Эгоизм и владельческое психология неразделимы, они - источник страдания и гибели людей, порождают трагедию. В трагическом ключе, который не лишен мелодраматизма, и написано «Замок Броуди». Джеймс Броуди, владелец магазина головных уборов в шотландском городке Лівенфорді, воплощает в себе пороки эгоизма и жестокой гордыни. Его жертвами становятся члены семьи Броуди. Но и сам глава семьи - самодур и деспот - является жертвой среды и обстоятельств. Незаурядная натура Броуди - сильного и мужественного человека - искажена предрассудками и ложными представлениями о жизни и его настоящие стоимости. Его дом-крепость превращается в дом-тюрьму. Из нее вырывается старшая дочь Мэри, уезжает сын Мэт. Гибнут те, кто смиряется. В доме-тюрьме томится, как бессловесная пленница, жена Маргарет Броуди; страдает и погибает маленькая Несси. Замок Броуди опустел. Обречен и сам Броуди. Он разорен и одинок. «Память его была темная, как небо, сплошь затянутое тучами, сквозь которые не может пробиться ни один луч».

О жизни и борьбе за свои права шахтеров Южного Уэльса Кронин рассказал в романе «Звезды смотрят вниз», судьбы героев которого драматические. Три герои находятся в поле внимания писателя: рабочий Дэвид Фенвик, сын владельца шахты Артур Баррас, делец и карьерист Джо Гоулен. Дэвид присоединяется к борьбе против социальной несправедливости, берется за политическую деятельность, становится депутатом парламента. Убедившись в предательстве реформистов, которые только на словах выдают себя за друзей народа, отказавшись от попыток преобразования общества, Дэвид возвращается на шахту. Не достигает своей цели и Артур Баррас, который стремился улучшить условия труда горняков. Он убеждается в том, что ни единичные реформы, ни филантропия не в состоянии изменить существующий порядок. Процветает и достигает желанной цели лишь Джо Гоулен. Его путь к успеху основывается на беспринципности, компромиссах с совестью, ловких махинациях. Финал романа пессимистический и безысходный.

Самое известное произведение Кронина - «Цитадель» - привлекает социально-этической темой, которая звучит в нем, определенностью утверждаемых моральных ценностей, достоверностью приведенных фактов о медицинское обслуживание, реалистичностью картин обычаев. Традиционная тема юношу, который вступает в жизнь, разработанная Кроніним в подчеркнуто «профессиональном» ключи. Герой Эндрю Мэнсон показан в повседневном труде, в атмосфере врачебной деятельности, что полностью поглощает его, составляет главный смысл его существования, наполняет жизнь не только изнурительной напряженным трудом, но и радостью, удовольствием, счастьем. Мэнсон - талантливый человек, натура творческая. Смысл своей деятельности он видит в служении людям. Однако реализовать желаемое оказывается не просто. Мэнсон сталкивается с противодействием коллег, заведений, с рутиной устоявшихся норм и обычаев. Стать победителем в этом столкновении почти невозможно, но выстоять и сохранить свое человеческое достоинство, верность своим идеалам и принципам, остаться неподкупным и честным необходимо. В такой ситуации и оказывается Мэнсон, который штурмует цитадель дельцов от науки, переживает кризис, идет в какой-то момент на компромиссы с совестью, за что приходится расплачиваться самой дорогой ценой, и вновь находит себя в работе, в помощи людям. Динамика событий в романе связана с пристальным вниманием автора к нравственной жизни героя, изменений, которые в нем происходят, колебаний, открытий. Выразительность этического идеала придает произведению завершенность и целостность.

Акцентацию моральных первнів бытия, интерес к становлению характера и этических принципов героев присущи всем произведениям Кронина. О смысле жизни и пути его улучшения говорится в романе «Ключи королевства»; проблемы выбора пути предстают перед Шенноном (дилогия «Лета юности» и. «Путь Шеннона»), перед героями драмы «Юпитер смеется» (1940); борцом за справедливость и моральные ценности показан Генри Пейдж, герой романа «Северное сияние».

Кронин последователен в своих симпатиях. В его романах и очерках звучит тревога за судьбы простых людей, которые живут в антигуманному мире. В романе «Северное сияние», который воспроизводит события 1956-1957 гг., речь идет об угрозе новой мировой войны. Творениях Кронина 50-х годов используются приемы детективного повествования. Характерен с этой точки зрения роман «Вычеркнутый из жизни», сюжет которого основан на поисках убийцы, который совершил преступление за пятнадцать лет до тех событий, которые описаны в романе. Поисками преступника занимается Пол Мерфи, который совсем не является профессиональным детективом. Он делает это, стремясь установить истину и освободить из заключения несправедливо обвиненного отца. Под пером Кронина детективная история перерастает в роман с внятно прописанной социальной проблематикой. Внимание читателей переключается с криминальной линии сюжета на такие явления, как юриспруденция и ее общественное назначение, организация судопроизводства, фабрикация ложных показаний и осуждения невиновных в тех случаях, когда это оказывается необходимым для власть имущих, говорится также о роли прессы, работу полиции, описываются места заключения. Тема поисков правды и справедливости становится главной в романе.

Став известным благодаря своим ранним романам, Кронин не поднялся до их уровня в своих поздних вещах, оставшись в памяти читателей автором своего поколения «Замка Броуди» и «Цитадели».

В Украине отдельные произведения Кронина перевели П. Шарандак, В. Ионкин, В. Бакулин.



Н. Михальсъка