ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КРЕЙН, Стивен

(1871-1900)

КРЕЙН, Стивен - творчество писателя

КРЕЙН, Стивен (Crane, 1871 Ньюарк, штат Нью Джерси - 05.06.1900, Баденвейлер, Германия) - американский писатель.

Родился в многодетной семье методистского священника. Потеряв отца в девятилетнем возрасте, был вынужден с ранних лет зарабатывать на жизнь. Учился в семинарии, двух колледжах, год в университете г. Сиракуз (шт. Нью-Йорк), где и начал публиковаться. С 1891 г. - журналист, репортер нью-йоркских газет. Почти одновременно с газетной работой пробовал силы в беллетристике. С первых же шагов в литературе отталкивался от решающей роли жизненного опыта. Сторонник правды в искусстве, ориентировался на творчество Л. Толстого и таких своих коллег-современников, как В.Д. Ховеллс и X. Гарленд; противостоял охранной «традиции утонченности» (genteel tradition), которая господствовала в литературе США 70-90-х годов, и сторонники которой стремились избегать изображения «темных» сторон действительности, картин нищеты, социальных контрастов. Свое эстетическое кредо Крейна выразил так: «Человек приходит в этот мир зрячей, и она не отвечает за то, что она видит; но она ответственна за то, насколько безупречна его совесть». Эта мысль впоследствии получит развитие в Е. Хемингуэя, который высоко ценил Крейна. Последний так определял задачу писателя: «Настоящий художник - это человек, который оставила свидетельство о своем времени, такой, каким она его видит».

Крейн начинал как сторонник натурализма, который в условиях Америки излома веков был для писателей, которые разделяли его принципы (кроме Крейна также, X. Гарленд, Ф. Норрис, в определенной степени Дж. Лондон, Т. Драйзер), формой противостояния попыткам «лакировки» действительности. Дебютировал «Шкіцами из жизни» («Sketches from Life»), зарисовками фигур провинциалов, которые столкнулись со сложными проблемами большого индустриального города. От самого начала в творчестве Крейна доминируют три темы: жизнь городских трущоб, для выразительности оттененную роскошью верхов; трагедия войны; обездоленность детей. Широкая известность пришла к нему с публикацией повести «Мэгги, девушка с улицы» («Maggie: A Girl of the Streets», 1893), с подзаголовком «Нью-йоркская история» («A Story of New York»), которая стала литературной сенсацией, почти скандальной. В центре - история Мэгги Джонсон и ее брата Джимми, которые жили в нищете, в бедном квартале Бауері в семье отца, человека грубого, пьяницу, жестокого к детям. Мэгги, привлекательная, но малообразованный, лишена необходимого воспитания, следит за своей чистоты среди развращенного окружения. Она находит работу в мастерской по пошиву воротничков, увлекается приятелем Джима - буфетником Питом, «крутым» парнем, который ее соблазняет. Мать выгоняет Мэгги из дома. Некоторое время она живет с Питом, пока тот не бросает ее. Мать Мэгги после смерти мужа тоже начинает пить, опускается, становится частой гостьей полицейских участков. Мэгги в отчаянии становится проституткой; такое ремесло ее угнетает, и она, не в состоянии остановить своего падения, накладывает на себя руки. В финале мать Мэгги, узнав о ее смерти в компании собутыльников, великодушно «прощает» свое «очень плохое дитя».

Повесть с большой откровенностью изображала нищету и деградацию в среде бедняков и одновременно изобличал двуликость «порядочного» общества, которое отворачивалось от этих несчастных. В повести центральная героиня предстает как чистая, способная тонко чувствовать девушка, которую писатель уподобляет до прекрасного цветка, выросшего в гряВНОй канаве. Она - жертва обстоятельств, и вину за ее несчастливую судьбу Крейн возлагает на эти нечеловеческие условия. Написана в характерной для натурализма внешне холодной, безпристрасній манере, повесть полна внутреннего сочувствия к горькой судьбы презренных людей. Новаторский по своему характеру произведение Крейна вызвал нападки критиков консервативной ориентации, которые обвиняли писателя в изображении «грязи». Среди тех, кто поддержал Крейна, был Уильям Дин Ховелс - заметный писатель и авторитетный критик, который назвал повесть «выдающимся произведением».

В дальнейшем тема трущоб была продолжена в повести «Мать Джорджа» («george's Mother», 1896) и рассказах.

Вехой в истории литературы США стал роман Крейна «Алый знак доблести» («The Red Badge of Honour», 1895), имеет подзаголовок «Эпизод Американской Гражданской войны». Хотя Крейн не был ее участником, он опирался на мемуары, воспоминания участников, исторические труды: бой, воссозданный в романе, - это бой под Чанселорвілем весной 1863 г., выигранный південцями, возглавляемыми Робертом Ли. Посутнім для Крейна был опыт Л. Толстого-баталиста, исключительно популярного в те годы в США. Роман, ставший бестселлером, вышел в сокращенном виде; полный текст увидел свет лишь в 1982 г. Если обычно в книгах о войне главными действующими лицами были военачальники, командиры или героические личности, то новизна романа заключалась в том, что события воспринимались, оценивались с точки зрения рядового, обычного человека. Ею был новобранец юноша Генри Флеминг, который столкнулся с жестокой реальностью войны. Крейн тонко и психологически убедительно передал сложную гамму чувств своего героя: здесь и любопытство перед боем, и тревога перед неизвестностью, страх, слабость, бегство с поля боя, чувство острого стыда, обретение мужества. Он постепенно привыкает к войне, лишенной всякой героики и романтизма. Интересно подан в романе солдатский коллектив, «община», своеобразный живой организм, в котором, однако, не растворяются индивидуальности. Роман был полон антимілітаристського пафоса; герой убеждается, что «правительство втянул его в войну и теперь его безжалостно тянут на бойню».

Искусство Крейна-баталиста укрепилось в его репортажах, которые он посылал как корреспондент с греческо-турецкой (1897) и испано-американской (1898) войн. Писатель проявил себя мастером психологической новеллы, отразив жизни детей («Его новые варежки», «Стыд», «Смерть и ребенок»), драматизм провинциального существования («Чудовище»), дегероїзуючи войну («Военный эпизод»).

Для стиля Крейна свойственны полон напряжения лаконизм, использование внутреннего монолога, в импрессионистической манере окрашенные детали, лиризм. Оригинальный Крейн и как поэт, правда, он - автор всего лишь двух сборников стихов: Крейн отказывается от классических размеров и форм, приближаясь к «верлибра».

Чахотка рано оборвали жизненный путь Крейна, не позволили в полной мере проявиться его большому, многообещающему таланту. Все же он оказался писателем, стиль и манера которого опередили некоторые важные поиски американских прозаиков нового века. Среди них был Хемингуэй; в биографиях, в художественных интересами обеих обнаруживается немало общего: они начинали как журналисты, работали военными корреспондентами, проявляли особое внимание к проблеме насилия, смерти, к судьбе изгоев общества. Хемингуэй включил в свою антологию «Люди на войне» (1942) роман «Алый знак доблести», который охарактеризовал так:»...Он [Крейн] - описал представление взрослых мальчиков о войне, которое ближе к настоящей войне, чем то, что пришлось увидеть впоследствии на полях сражений самому автору «Алого знака доблести». Это одна из лучших книг в нашей литературе... За целостностью книга Крейна не уступает перед большими поэмами». Среди новелл Крейна он выделял «Шлюпку» и «Голубой отель».





Б. Пленсон