ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КОРТАСАР, Хулио

(1914 - 1984)

КОРТАСАР, Хулио - творчество писателя

КОРТАСАР, Хулио (Cortazar, Julio - 26.08.1914, Брюссель - 12.07.1984, Париж) - аргентинский писатель.

Родился в Брюсселе в семье дипломата, родители по национальности - аргентинцы. В 1916 г. после оккупации Брюсселя немецкими войсками семья переехала в Швейцарию, где оставалась до конца Первой мировой войны, а в 1918 г. вернулась в Аргентину. Детство Кортасара прошло в Банфілді, пригородной зоне Буэнос-Айреса. Отец покинул семью. Хулио жил с матерью, тетей и младшей сестрой Офелией, часто болел, впоследствии у него развилась астма. В 1928 г. Кортасар поступил в педагогическое училище, а в 1932 г. получил диплом преподавателя средней школы. Тогда же под впечатлением книги Же. Кокто «Опий» открыл для себя мир сюрреализма. В 1935 p. Кортасар поступил на факультет философии и филологии столичного университета, но через год оставил учебу из-за нехватки средств. В конце 30-х гг. работал школьным учителем в Боліварі - городке в провинции Буэнос-Айрес, увлекся джазовой музыкой, писал рассказы, которые нигде не публиковал, а с 1944 г. преподавал французскую литературу в университете г. Куйо.

В 1946 p. Кортасар вернулся в Буэнос-Айрес, где устроился в Аргентинскую книжную палату. В 1948 г. экстерном за девять месяцев закончил трехлетние курсы переводчиков с английского и французского языков, а в 1951 p., получив стипендию французского правительства, отправился в Париж с намерением остаться в Европе. Работал переводчиком в ЮНЕСКО. В 50-х гг. по делам ЮНЕСКО много путешествовал: Италия (1954), Куба (1961), Аргентина, Перу, Эквадор, Чили (1970-1973). В 1974 г. участвовал в работе «трибунала Рассела» (заседание в Риме, посвященное нарушению прав человека в странах Латинской Америки). В 1975 г. совершил поездку в США и Мексику, где читал лекции о латиноамериканскую литературу и о собственном творчестве, участвовал в работе Международной комиссии по изучению преступлений военной хунты в Чили. В 1976 г. Кортасар тайно уехал в Никарагуа, где после отмены конституции начались массовые политические репрессии. У1981 г. Кортасар получил французское подданство. В том же году врачи обнаружили у писателя лейкемией. В 1983-1984 гг. K. совершил еще ряд поездок по странам Латинской Америки (Куба, Аргентина, Никарагуа), а 12 июля 1984 г. он умер.

Хотя первые литературные попытки Кортасара приходятся еще на его отрочество, до середины 30-х годов слишком требователен писатель не решался на публикацию своих произведений. Его первый поэтический сборник «Присутствие» («Fresencia») вышла в свет в 1938 г.. Более удачным оказался прозаический дебют, который состоялся в 1946 г. Им стала публикация в периодике рассказ «Захваченный дом», написанного в духе «магического реализма» и одобренного X. Л. Борхесом. Первой книгой Кортасара стала драматическая поэма в прозе «Короли» («Los reyes», 1949). «Короли» были вольной интерпретацией древнегреческого мифа о борьбе Тесея с Минотавром.

Фантастическая стихия, причудливо переплетается с реальностью, которая, в свою очередь, объединяет социально-критические мотивы и философскую обобщенность притчи, доминирует и в последующих произведениях Кортасара - сборниках рассказов «Бестиарий» («Bestiario», 1951), «Конец игры» («Final de Juego», 1956), «Секретное оружие» («Las армас secretas», 1959), «Все огни - огонь» («Todos los fuegos el fuego», 1966), «Кто там ходит... « («Alguien anda por ahi», 1977), «Некий Лукас»(«Untal Lucas», 1979) и пр.

До своих самых значительных достижений в жанре малой прозы сам Кортасар относил цикл шуточных сказок-притч «История хронопів и слав» («Historias de Cronopios в de Famas», 1962). Хронопи, славы, а еще - фамы и наденьки - это вымышленные фантастические существа, которые олицетворяют определенные человеческие типы и общественные верстви. их физический облик писатель почти не конкретизирует: хронопи обозначенные как «зеленые, настовбурчені и влажные» существа, а наденьки ассоциированные с микробами-светлячками. Зато их общественные функции и социальный статус вполне определенный: все они живут в Буэнос-Айресе, в реальной человеческой среде, взаимодействуют с ним и между собой. Фамы - это те, кто занимают руководящие должности и заботятся о своей репутации; они самоуверенны и практические. Наденьки - беспомощные, не приспособленные к жизни существа, равнодушные ко всему, что их лично не касается. Симпатии автора целиком на стороне хронопів, которые олицетворяют дон-кіхотівський тип человеческого характера. Они - мечтатели и романтики, внутренне раскрепощенные личности, которые часто находятся в конфликте со средой.

Параллельно с малой прозой с конца 50-х pp. Кортасар обратился и к жанру романа. Уже первый из них - «Выигрыши» («Los pvemios», 1960) принес ему большой успех. Герои романа - пассажиры парохода «Малькоґольм». Здесь собрались люди различных профессий, раВНОго возраста и раВНОго социального статуса, которые в совокупности представляют срез аргентинского общества. На пароходе царит таинственная атмосфера, а впоследствии устанавливается карантин, якобы из-за заболевания членов экипажа тифом. Пассажиры же придерживаются иного мнения, а именно: корабль используется для перевозки какого-то контрабандного груза. Группа пассажиров устраивает «мятеж», сообщает о все «большую землю», но полиция, которая прибыла вскоре, перешла на сторону экипажа. Что на самом деле происходило на пароходе, так и остается тайной. Критика склонна была усматривать в бесцельному плавании «Малькґольма», в абсурдности порядков, установленных на корабле, в отчаянных попытках героических одиночек сопротивляться отчужденной и обезличенной атмосфере существования аллегорический образ Аргентины 50-х годов, пригнічуваної диктаторским режимом.

Навизначнішим произведением Кортасара, что снискал ему мировую известность, стал роман «Игра в классики» («Rayuela», 1963). Роман построен в подчеркнуто авангардистській манере. Он состоит из двух относительно автономных частей. Первая часть может быть прочитана обычным способом, то есть путем линейного движения от предыдущего раздела к следующему, включая и дополнительную часть, которая в целом не является обязательным для прочтения и которую читатель может проигнорировать. Но лучше всего, по авторскому замыслу, читать роман, двигаясь своеобразными зигзагами, наподобие того, как это делают дети, играя в «классики». С этой целью Кортасар разработал для читателя специальный цифровой код - маршрут очередности прочтения разделов его книги.

В центре изображения обязательной для прочтения части романа - судьба сорокалетнего аргентинца Орасио Оливейры, который жил сначала в Париже, а затем - в Буэнос-Айресе и является своеобразным интеллектуальным «хиппи». Роман «Игра в классики» был расценен критикой как «первый выдающийся латиноамериканский роман». В русле определенной романом «Игра в классики» проблематики, связанной с поиском мировоззренческих основ новой, духовно возрожденного человека, были написаны и последующие романы Кортасара, пронизаны духом авангардистского экспериментаторства: «Вокруг дня на 80 мирах» («La vueta al dia en 80 mundos», 1967), «Модель 62 для сбора» («62 - Modelo para armar», 1968), «Последний раунд» («El ultimo round», 1970), «Книга Мануэля» («Libro de Manuel», 1973); сборники рассказов «Памеос и меопас» (1971), «Восьмигранник» («;Octaedro», 1974), «Кто рядом с нами» («Alguienandaporahi», 1977), «Мы так любим Гленду» («Qurernos tanto a Glenda», 1980), «Вне времени»(«Deshoras», 1982), «Избранные рассказы» (1985), поэтический сборник « Только сумерки»(1984), книги очерков «Никарагуа: безжалостно нежный край» (1983), «Аргентина за колючей проволокой» (1984). После смерти Кортасара в 1986 г. были опубликованы еще два романа Кортасара «Дивертисмент» («Divertimento») и «Экзамен» («El Examen»).

Украинский язык отдельные произведения Кортасара перевели Ю. Покальчук, А. Перепада, А. Буценко, С. Борщевский, В. Бургардт.



В. Назарец