ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КОРНЕЛЬ, Пьер

(1606 - 1684)

КОРНЕЛЬ, Пьер - творчество писателя

КОРНЕЛЬ, Пьер (Corneille, Pierre - 06.06.1606, Руан - 01.10.1684, Париж) - французский драматург.

Родился в семье провинциального адвоката, получил образование в иезуитской школе. Первые произведения - галантные стихи в духе модной тогда преціоВНОсті (изысканно-искусственный стиль жизни аристократических салонов Франции). Раннее творчество Корнеля не отличалась глубиной, поскольку была ориентирована на вкусы посетителей парижских салонов, куда стремился попасть молодой автор. Его заметил кардинал Ришелье и включил в число пяти приближенных к нему драматургов, из которых первый министр Франции хотел проводить свою политику в области театра. Но Корнель вскоре вышел из кружка драматургов. В 1636 г. Корнель написал трагикомедию «Сид» («Cid»), которая стала первым выдающимся произведением классицизма. «Сид» был поставлен на сцене театра «Маре» (то есть «Болото» - театр получил название от окраинного квартала Парижа, где обитали нищие и воры). На спектакль «Сид» сюда съезжалась вся парижская знать. Сохранилось описание этих спектаклей, оставленный директором театра Маре: «На скамейках лож сидели такие господа, которых обычно видели не иначе, как в дворцовых залах на стульях из цветов. Толпа у нас был такой большой, что закоулки театра, которые обычно служили местами для лакеев, были бесплатными местами для господ с голубыми лентами, а сцена вся была ограждена ногами знатных кавалеров». Найвельможніші зрители сидели прямо на сцене. В таких условиях невозможно часто менять декорации, на сцене почти ничего не было, и кресла выносили только для актеров, которые изображали королей. Театральных помещений обычно не строили специально, а переделывали из залов для игры в мяч - длинных и узких. Зал освещали свечами, поэтому в театре царили сумерки, и актер, если он хотел, чтобы его хорошо видели зрители, должен был все время находиться на авансцене и стоять (иначе его плохо различат среди зрителей, которые сидят на сцене). Это одна из причин, объясняющая, почему в произведениях Корнеля, в частности в «Сиди», так мало и так много слов. Но если нет действия, то какими же прекрасными должны быть слова, чтобы увлечь зрителя! И вот «Сид» стал первым произведением для сцены, в котором зрители были поражены красотой, величественностью, гибкостью стиха. Вскоре Парижем распространилось новое пословица: «Это так же прекрасно, как «Сид»!»

«Сид» в переводе с арабского означает «господин». Это прозвище знаменитого испанского полководца XI в. Родриго Диаса, о котором говорится в «Песни о моем Сида», поэме «Родриго» и многочисленных средневековых испанских романсах. Около 1618 г. в Испании появилась драматическая дилогия о молодежи летом этого героя - «Юность Сида». ее автором был известный драматург, соперник Л. де Веґа, автор более 400 пьес Г. де Кастро. «Юность Сида» - основной источник «Сида» Корнеля. Сюжет переделывался в соответствии с классицистической наставления: он был значительно упрощен, отстраненные персонажи, которые не участвуют в главной действия (к примеру, братья Родриго). Две пьесы, входившие в дилогии, превратились в одну. События были предельно сконцентрированы.

На этом материале Корнель раскрывает новый конфликт - борьбу между долгом и чувством - через систему более конкретных конфликтов. Первый из них - конфликт между личными стремлениями и чувствами героев и долгом перед феодальной семьей или семейным долгом. Второй - конфликт между чувствами героя и долгом перед государством, перед своим королем. Третий - конфликт семейного долга и обязанности перед государством. Эти конфликты раскрываются в определенной последовательности: сначала через образы Родриго и его возлюбленной Химены - первый, затем через образ инфанты (дочери короля), которая укрощает свою любовь к Родриго во имя государственных интересов, - второй и, наконец, через образ короля Испании Фернандо - третий. На основе раскрытия системы конфликтов строится сюжет.

Юный Родриго и Химена любят друг друга. Но между их семьями вспыхивает ссора. Отец Химены - дон Гомес и отец Родриго - дон Диего поспорили о том, кто из них имеет больше прав стать воспитателем наследника престола. В разгаре ссоры дон Гомес дает донові Диего подзатыльник. Это страшная обида, которую испанские феодалы могли смыть только кровью. Но дон Диего - старый, он не сможет победить в поединке младшего и сильного дона Гомеса. И дон ДИЕГО просит отомстить за себя своего сына Родриго.

Так возникает конфликт между чувствами и феодальным долгом в душе Родриго. Он любит Химену, но должен отомстить ее отцу за оскорбление своего отца. Чтобы особенно подчеркнуть это противоречие, Корнель принимает смелое художественное решение: он вводит монолог Родриго (обычно, герои раскрывают свои мысли не в монологах наедине, а в разговоре с персонажами-«выполнить»; есть несколько таких персонажей-«слушателей» и «Сиди»). Монолог выделяется еще и тем, что написан не александрийским стихом, а в форме стансів со сложным построением и римуванням строф.

Стансы Сида - выдающийся поэтическое произведение. И сегодня каждый француз еще в школе учит их наизусть. Корнель раскрыл в них не только сам конфликт, а его решение: необходимо всегда ставить долг выше чувства. Стансами Сида заканчивается первое действие.

Сид убивает дона Гомеса на дуэли. Это событие не показывается. (Изображать на сцене смерть считалось неприличным. Вспомним также об условиях представления). О ней рассказывают, как и про большинство других событий. Таким образом, в трагедии значительное место занимает эпический элемент. Теперь Химена оказывается в той же ситуации, в которой только что был Родриго: она тоже должна выбрать между чувством любви к Родриго и долгом перед семьей, погибшим отцом. Химена, как и Родриго, ставит долг выше чувства. Она требует смерти Родриго.

Необходима третья сила, которая стоит выше Родриго и Химену, чтобы решить трагическое противоборство влюбленных. Такой силой должен стать король Кастилии Фернандо. Но перед ним встает особенно сложная проблема. Пренебрегая правдоподобием, Корнель в 30 часов сюжетного времени вместил события нескольких месяцев: пока король размышляет над требованием Химены, пока инфанта кастильская донья Уррака признается своей воспитательнице Леонор в любви к Родриго, который стоит ниже нее с рождения, Сид успевает спасти страну от вторжения мавров и с победой вернуться домой. Теперь король должен решить, чему отдать предпочтение: семейной долга - и тогда Родриго должны казнить, или государственным интересам - и тогда Родриго должен быть прославлен как спаситель отечества.

Король не может дать ответа. Необходима новая сила, которая стоит более королем. И герои прибегают к «Божьего суда» - обычное для Средневековья способа разрешения споров с помощью силы. Химена объявляет: тот, кто победит в поединке с Родриго, станет ее мужем. На стороне Химены выступает кастильский дворянин дон Санчо, который давно и безнадежно любит ее. Родриго побеждает дона Санчо. Итак, согласно представлениям героев, Бог на стороне Родриго. Король Фернандо радостно объявляет о браке Родриго и Химены. Последовательная верность долгу позволила влюбленным героям соединить свои судьбы.

Корнель создает характеры иначе, чем в искусстве ренессансного реализма и барокко. им не свойственна раВНОсторонность, вопиющая конфликтность внутреннего мира, противоречивость в поведении. Характеры в «Сиди «не индивидуализированы. Не случайно выбран такой сюжет, в котором одна и та же проблема встает перед несколькими персонажами, при этом все они решают ее одинаково. Для классицизма было свойственно под характером понимать какую-то одну черту, которая как бы приглушает все остальные. У Корнеля в «Сиди», этом раннем произведении классицизма, характер - это что-то еще уже. Характером наделены те персонажи, кто может свои личные чувства подчинить велению долга. Создавая такие характеры, как Родриго, Химена, Фернандо, инфанта, Корнель предоставляет им величавости, героизма. В этих двух характеров следует добавить и двух родителей - дона Гомеса и дона Диего, которые в своем споре стремились отстоять честь собственных феодальных семей, то есть руководствовались семейным долгом.

Величество характеров, их гражданственность особым образом окрашивают самое личное чувство, которое они испытывают, - чувство любви. Корнель отрицает отношение к любви как к темной, губительной страсти или к галантной, легкомысленного развлечения. Он борется с преціозним представлениям о любви, внося рационализм в эту область, освещая любовь глубоким гуманизмом. Любовь возможна лишь тогда, когда влюбленные уважают друг в друге благородную личность, поэтому любовь становится добродетелью наряду с высокими гражданскими чувствами.

Произведение Корнеля сразу приняли зрители. Но у него нашлись и критики, которые утверждали, что драматург не знает правил, по которым следует писать трагедии. Действительно, в «Сиди» немало отступлений от правил: сюжет взят из легенд средневековой Испании, а не из истории древней Греции или Рима. Не соблюден принцип «чистоты жанра»: трагический конфликт находит счастлив развязок, что выразилось и в определении жанра пьесы, данном Корнелю - «трагикомедия». Драматург на несколько часов превысил «единство времени». «Единство места» он понимает слишком широко, развернув события «Сида» в разных дворцах, а не в одном.

Возбуждено «единство действия»: образ инфанты не связан с главным действием. Не соблюдена и еще одна единство - стихотворения: включение «стансів Сида» разрушает постоянство александрийского стиха, которым следовало писать трагедии. Самый сильный упрек критиков заключался в следующем: Химена в день гибели отца становится женой его убийцы. Итак, героиня устрашающе аморальна, а все произведение посвящено прославлению греха.

По настоянию кардинала Ришелье в спор вмешалась Французская Академия. До недавнего времени считалось, что Ришелье был вдохновителем травли Корнеля. Лишь в 1936 г. французский ученый Л.Батіфоль убедительно доказал, что Ришелье высоко ценил Корнеля, увлекался «Сидом». Легенда о неприязни Ришелье относительно Корнеля возникла после смерти кардинала в кругах его противников и продержалась почти триста лет. И все-таки нельзя не заметить, что вариант отклика Академии о «Сида», который удовлетворил Ришелье, несмотря на весьма вежливый и поштиву форму, повторил главные обвинения врагов Корнеля: неудачный выбор сюжета, аморальность Химены и т.д. Очевидно, главной, но невисловленою причиной академической критики «Сида» была непоследовательность Корнеля в проведении абсолютистской линии: ведь в пьесе только «Божий суд», а не люди, в состоянии утвердить права обязанности перед государством относительно семейного обязанности феодалов. Через четыре десятилетия, когда политическую подоплеку спора будет уже неактуальным, классицисты признают «Сида» образцовым произведением, сам Н. Буало напишет про героиню К, которую обвиняли в безнравственности: «Весь Париж смотрит на Химену глазами Родриго».

После критики «Сида», устроенной Академией, Корнель уехал в родной Руан и несколько лет не выступал с новыми произведениями. Но это были годы плодотворного творческого труда. Корнель был свидетелем большого крестьянского восстания «босоногих» (1639) и его подавление. Мысли, возникшие под влиянием этих событий, нашедших отражение в «римских трагедиях». С ними французы ознакомились в 1640 г., когда Корнель вернулся в Париж.

Сюжеты «римских трагедий» взяты из истории Древнего Рима, а не со времен Средневековья, как в «Сиди». Корнель стремился учесть и другие замечания, сделанные академиками в адрес «Сида». Но ощутимо, что соблюдение норм классицизма дается драматургу через силу.

В «римских трагедий» принадлежат «Гораций» («Horace», 1640), «Цинна, или Милосердие Августа» («Cinna, ou la Clemence d'Auguste», 1640). Через три года появилась еще одна трагедия «Смерть Помпея»(«La Mort de Pompee», 1643).

В трагедии «Гораций» Корнель изображает героя, который так же, как Сид, оказывается в ситуации, когда долг перед государством противоречит чувствам, а также обязанности перед семьей.

Таким образом, Древний Рим - лишь декорация для постановки современных Корнеля общественных проблем. Конфликт предельно заострен, а ситуация максимально упрощена за счет симметричности в системе образов. События относятся к тому времени, когда Рим еще не был центром античного мира, а был городом-государством, которым управляли цари. Один из таких царей, Тулле, выведен в трагедии как мудрый правитель. В борьбе за первенство среди итальянских городов Рим имел могущественного соперника - город Альба Лонгу. Для того, чтобы не лить понапрасну кровь, старейшины решили, что каждое из этих двух городов выставит по три бойца, в схватке которых решится, которое город победит в длительном споре за первенство. В Риме жребий падает на трех братьев Горациев, а в Альбе Лонзі - на трех братьев Куріаціїв. Но все дело в том, что братья дружат и, более того, являются родственниками: сестра Куріаціїв пошлюблена со старшим Горацием, а сестра Горациев вскоре должна стать женой старшего Куріація. Такая симметричность выдумана самим Корнелем. В «Римской истории» Тита Ливия, откуда писатель взял сюжет, нет Сабины, жены Горация, дружба семей не подчеркивается. Корнель меняет факты для того, чтобы еще больше усилить звучание главного классицистического конфликта между чувством и долгом. И снова персонажи не настолько индивидуализированы, что перед всеми ними одна и та же проблема: чему отдать предпочтение - долга или чувством. Почти все герои сразу выбирают обязанность, но делают это по-раВНОму. Старший Куріацій называет этот долг «унылым»; он выступает на бой, сохраняя до Горациев дружеские чувства. Старший Гораций, напротив, их полностью игнорирует.

Главные события не показаны на сцене, о них рассказывают свидетели. Не изображен и бой друзей, которые стали врагами из повеления долга. Но становится известно, что Гораций, который потерял братьев, бежал с поля боя от раненых Куріаціїв. Безмерное горе отца, но не потому, что погибли двое сыновей, а потому, что старший сын опозорил его седину. И оказывается, что бегство Горация была только военной хитростью: бросившись за ним, Куріації растянулись; тот, кто был ранен сильнее, отстал от того, кто потерял меньше крови, и Гораций легко расправился с каждым из противников в одиночку.

Триумф Горация, который одержал победу для родины, помраченный страданиями его сестры Камилы, которая потеряла жениха. Когда Гораций говорит ей о долге перед Римом, она проиВНОсит слова проклятия городу, которое отобрало у нее любимого. Разгневанный Гораций убивает сестру. На суде отец защищает сына, который убил свою сестру мечом, потому что «не стерпел на отчий край хулы». Царь Тулле прощает Горация, потому что он герой, который своим подвигом на поле боя вивищив родной Рим.

Нельзя не заметить сходства финалов «Сида «и «Горация»: как там, так и здесь герой награждается за свою доблесть, ему прощают все преступления, относящихся к узкой, семейной сферы. Но в «Горации» мысль о необходимости подчинить все свои чувства служению своей отчизне и государю проводится более решительно. При этом служение не потрактовується исключительно как послушание. Гораций, его отец, Сабина - не подданные царя, а прежде всего патриоты, как и Куріацій, которого восхваляет за героизм и патриотизм Тулле. Вот почему трагедия Корнеля имела большой успех в годы Великой французской революции. Царь Тулле заменялся консулом, и этого оказывалось достаточно, чтобы трагедия Корнеля уславлювала республику, ведь о какой верноподданности, покорность королю в пьесе не говорится.

В трагедии «Цинна, или Милосердие Августа» Корнель пересматривает концепцию героического. Если в «Горации» высшим проявлением героизма считалось обузданию своих человеческих чувств ради долга, то в «Ценные» героизм и государственный ум проявляются в милосердии.

Римский император Август узнает о заговоре против императорской власти, в которой принимает участие его приближенный Ценна. Сначала Август хочет уничтожить всех заговорщиков. Но потом по совету мудрой жены меняет решение. Разоблачив заговор, он проявляет милосердие, после чего заговорщики становятся его верными друзьями. Милосердие оказалось более надежным средством, чем жестокость, в исполнении долга перед государством - такая идея трагедии.

Что заставило Корнеля изменить свою позицию от «Горация» к «Цинны»? Можно предположить, что в этом проявилось влияние самой жизни. Разгром восстания «босоногих», отличался крайней жестокостью, должен был убедить Корнеля в том, что необходимо связать идею государственности с представлением о гуманности. Но в этом случае пьеса становилась оппозиционной. Поэтому и «римские трагедии» были довольно холодно приняты Французской Академией, которая выражала точку зрения власти.

Произведения Корнеля, написанные в 1636-1643 pp., принято относить к «первой манеры». Среди них - «Сид», «Гораций», «Цинна», «Смерть Помпея», еще некоторые произведения, в том числе и «Лжец» («Le men-teur», 1643) - первая французская поучительная комедия, написанная по мотивам комедии испанского драматурга П.А. де Аларкона «Сомнительная правда».

Исследователи этих произведений выделяют следующие черты «первой манеры» Корнеля: воспевание гражданского героизма и величия; прославление идеальной, разумной государственной власти, изображение борьбы долга со страстями и укрощение их умом; сочувственное изображение организующей роли монархии; предоставление политической тематике ораторского формы; доходчивость, динамизм, графическая выразительность сюжета; особое внимание к слову, стихотворение, в котором чувствуется определенное влияние барочной преціоВНОсті.

В период «первой манеры» Корнель разработал новое понимание категории трагического. Аристотель, который был большим авторитетом для класицистів, связывал трагическое с катарсисом (катарсис - слово, которое дословно трудно перевести, обычно под ним понимают «очищение через страх и сострадание»). Корнель в основу трагического положил не чувство страха и сострадания, а чувство восхищения, которое охватывает зрителя при виде благородных идеализированных героев, которые всегда умеют подчинить свои страсти требованиям долга, государственной необходимости. И действительно, Родіґо, Химена, Гораций, Куріацій, Август, вдова Помпея - Корнелия и Юлий Цезарь (трагедия «Смерть Помпея») захватывают зрителя силой своего ума, благородством души, способностью, презрев личное, подчинить свою жизнь общественным интересам. Создание величественных характеров, описание их возвышенных мотивов - главное достижение Корнеля периода «первой манеры».

Пьесы Корнеля, написанные после 1643 г., принято относить к т.н. «второй манеры». 1643 г. весьма важный для истории Франции. В декабре 1642 г. умер кардинал Ришелье. Всего на полгода пережил своего первого министра король Людовик XIII. В условиях абсолютной монархии Ришелье был наделен неограниченной властью. Ему удалось подавить сопротивление феодальной оппозиции. Смерть Ришелье возродила надежды крупных феодалов вернуть себе независимость от королевской воли. Начинается полоса смут, восстаний, приближается Фронда. Корнель, который посвятил свое творчество идеи единой и сильной державы, основанной на мудрых законах и подчинении личных стремлений каждого гражданина общественному долгу, как никто другой ясно осознал, что этот идеал государства становится все более невыполнимой в современной писателю Франции. И если трагедии Корнеля «первой манеры» заканчивались оптимистично, то во «второй манере» взгляд на действительность становится все мрачнее. Привычной темой новых трагедий становится борьба за престол. Герои теряют благородство, они вызывают не восхищение, а ужас. Такой является сирийская царица Клеопатра с первой трагедии «второй манеры» Корнеля «Родогуна, парфійська царевна» («Rodogune, princesse des Parthes», 1644). Она уничтожает своего мужа в борьбе за престол, убивает собственного сына, хочет отравить и второго, но его невеста - Родогуна, которая тоже участвует в борьбе за престол, заставляет Клеопатру выпить отравленное вино. Клеопатра умирает, посылая проклятия тем, кто остался в живых.

В трагедиях Корнель все более ощутимое влияние эстетики барокко. Сюжет теряет прозрачность, становится запутанным. В стиле все больше становится ощутимым влияние преціоВНОї литературы. Среди поздних трагедий Корнеля лишь одну причисляют к выдающимся. Это - «Никомед» («Nicomede», 1651) - самый «народный произведение Корнеля» (Г. Роллан). Образ Нікомеда связан с традициями Возрождения. Это сильная и оптимистичная личность. Когда злой царь Пузий решает погубить героя, Никомед поднимает народное восстание. Но «Никомед» одиноко возвышается среди поздних произведений Корнеля. Эпоха изменилась, она потребовала нового подхода к изображению действительности. Корнель не смог перестроиться, для этого ему пришлось бы отказаться от себя. Он прожил долгую жизнь и был свидетелем заката своей славы («третья манера» - произведения 1659 - 1674 гг.). Его имя затмил новый гений трагической поэзии - Жан Расин.

Трагикомедия «Сид» была в репертуаре польской труппы Ленкавского, что выступала в Киеве в i четверти XIX в. Постановке «Сида» (в переводе м. рыльского) осуществили Полтавский областной музыкально-драматический театр (1954), Тернопольский областной музыкально-драматический театр (1972). Отдельные стихи Корнеля перевел М. Терещенко.



В. Луков