ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КОЛРИДЖ, Сэмюэл Тейлор

(1772 - 1834)

КОЛРИДЖ, Сэмюэл Тейлор - творчество писателя

КОЛРИДЖ, Сэмюэл Тейлор (Coleridge, Samuel Taylor - 21.10.1772, м. Оттері-Сент-Мэри, Девоншир - 25.07. 1834, Лондон) - английский поэт-романтик.

Был младшим из 14 детей Джона Колріджа, священника и директора местной грамматической школы. Именно в этой школе, которую возглавлял его отец, будущий поэт получил начальное образование. Благодаря своей начитанности, он очень быстро стал одним из лучших учеников. Круг авторов, к которым обращался Колридж в детские годы, было чрезвычайно широким, но сначала наибольший интерес у него вызвали арабские сказки и истории про невероятные фантастические события. В 1781 г., после смерти отца, Колріджа отправили в Лондон в школу при Христовом приюте. Здесь своей эрудированностью и красноречием ему удалось завоевать сердца новых друзей, среди которых было несколько будущих литераторов, как, к примеру, Ли Хант и Чарлз Лэм. Уже в этот период проявилась определенная неуравновешенность характера Колріджа. Совершенно неожиданно он решил посвятить себя медицине и начал усиленно изучать специальную литературу (впрочем, любовь к медицинской литературы он сохранил до самой смерти). Впоследствии, после нескольких посещений больницы, он отказался от карьеры врача, осознавая, что слишком болезненно реагирует на физические страдания других людей.

После окончания школы в 1791 г. поступил в Кембридж, где значительное внимание уделял математике и античным авторам. За легкомысленное отношение к деньгам влез в долги и, не имея возможности рассчитаться, поехал в Лондон, где под вымышленной фамилией завербовался в драгунский полк. Вскоре выяснилось, что до военной службы Колридж непригоден. Он постоянно падал с лошади, и научиться ездить верхом ему так и не удалось. Несмотря на это, в своих сослуживцев он пользовался большой симпатией, и они искренне пытались помочь освоить премудрость солдатской службы, а он, в свою очередь, писал вместо них любовные письма. В конце концов, командир полка, поняв, что Колридж никогда не стать настоящим кавалеристом, отправил его работать в полковой госпиталь. Со временем и сам поэт начал осознавать всю нелепость собственного поступка. Он написал письмо братьям, в котором признался во всех грехах. Братья приехали в Лондон и сумели добиться освобождения Сэмюэла от военной службы, объявив его душевнобольным. Потом были уплачены долги, и поэт смог вернуться в университет.

В 1794 p. Колридж совершил пешее путешествие в Оксфорд, где познакомился с поэтом начинающим Робертом Саути. Между молодыми людьми завязалась дружба. Саути поделился с Колріджом своей мечтой основать в Америке общину «Пантісократія» (власть). По замыслу Саути, община должна была стать идеальной мікродержавою мыслителей и поэтов, основанной на демократических принципах и полном отсутствии частной собственности. Колридж сразу же увлекся идеей Пантісократії и стал ее горячим сторонником. Саути, который в это время ухаживал за одной из сестер семьи Фрикеров, посоветовал Колріджу взять в жены старшую сестру, чтобы отправиться в Америку уже будучи женатым. После некоторых колебаний Колридж решил воспользоваться советом и женился с Сарой Фрікер. Чтобы собрать средства на переезд, покупку земли, строительство поселения, Колридж и Саути стали читать публичные лекции и даже совместно написали поэтическую драму «Падение Робеспьера» («The Fall of Robespierre», 1794). Но денег оказалось слишком мало, к тому же, между бывшими единомышленниками все чаще стали вспыхивать ссоры из-за политических раВНОгласий, и поэтому от плана основания общины пришлось отказаться.

В 1795 г. Колридж вместе с женой поселился в Кліведоні, где пытался организовать издание журнала «Часовой» («The Watchman»). Ему удалось выпустить десять номеров, после чего журнал прекратил свое существование. Примерно в это же время Колридж и опубликовал свой первый поэтический сборник «Стихи нарезные темы»(«Poems on Various Subjects», 1796), в которую вошли такие произведения, как «Монодия на смерть Чаттертона» («Monody on the Death of Chatterton»), «Еолова арфа»(«The Eolian Harp»).

В июне 1797 г. Колридж познакомился с В. Вордсвортом. Дружбе этих поэтов суждено было стать одной из самых плодотворных с творческой точки зрения авторских союзов. Колридж перебрался в Нетер Стоуї и поселился неподалеку от Вордсворта. Оба они немало времени проводили вместе, обсуждая поэтические события, литературные новинки и собственные творческие замыслы. В этот период Колридж создал целый ряд поэтических произведений, в которых использовал белый стих и которые получили название «разговорных». К ним относят стихотворения «Соловей», «Полуночный мороз» и др. Почти одновременно с ними были написаны и три самые известные произведения Колріджа - «Поэма о старом Мореходе» («The Rhyme of the Ancient Mariner»), «Крістабель» («Christabel», опубл. 1816) и «Кубла Хан». Очевидно, все они, по замыслу Колріджа, должны были войти в их совместной с Вордсвортом сборника - «Лирические баллады» («Lyrical Ballads», первое изд. 1798). По договоренности с Вордсвортом Колридж должен был написать для этого сборника несколько стихотворений, посвященных событиям необычным и фантастическим. «Было решено, что я возьмусь за персонажи и характеры сверхъестественные или, во всяком случае, романтические, с таким, однако, расчетом, чтобы эти тени, возражении воображением, вызывали в душе живой интерес, а некое подобие реальности на какое-то мгновение зроджувала в нас желание поверить в них...», - объяснял впоследствии сам поэт в «Литературной биографии» («Biographia Literaria», 1817). Но Вордсворт согласился включить в первое издание «Лирических баллад» только «Поэму о старом Мореходе».

«Поэма о старом Мореходе» начинается с повествования о свадебный пир, на который спешат трое парней. Одного из них останавливает старый и заставляет выслушать историю из своей жизни. Корабль, на котором он когда-то отправился в плавание, отнесло штормом к Южному полюсу. Сквозь туман и льды на корабль прилетает Альбатрос, и команда воспринимает его прилет как добрый знак. Совершенно неожиданно и без видимых причин мореплаватель убивает Альбатроса. За это убийство над кораблем и командой довлеет проклятие. Корабль плывет к экватору, а затем застывает без движения под палящим солнцем. Члены команды как наказание вешают убитого птицы мореплавателю на шею. Появляется корабль-призрак, на борту которого Смерть и Жизнь-в-Смерти разыгрывают в кости судьбе мореплавателя. Выигрывает Жизни-в-Смерти, спутники мореплавателя умирают, и он остается один. Восхищенный красотой морских змеев, которые играют в лунном свете, герой благословляет их, и чары спадают с корабля. Мореплаватель счастливо достигает того места, откуда началось его плавание, но ради искупления своего греха он вынужден постоянно рассказывать людям о том, что ему пришлось пережить.

Существует немало интерпретаций этой поэмы. Нередко исследователи проводят параллели между «Поэме о старом Мореходе» и ветхозаветной историей Каина, первого убийцы в человеческом роде. Очень часто отмечают близость между образом старого мореплавателя и Агасфером, который по образу Христа был обречен на блуждание мирами до дня Страшного суда. Основанием для подобных сравнений служит наличие сильно выраженного притчевого первоистока в произведении. «Поэму о старом Мореходе» можно рассматривать как попытку исследования сложной человеческой природы, которое поэт проводит, опираясь на опыт новой романтической эпохи. Именно с этой целью он прибегает к весьма традиционного для английской литературы приема - вырывает героя из монотонного круга повседневного бытия и отправляет в путешествие. Смена обстановки и экстремальная ситуация заставляют героя с большим вниманием присмотреться и прислушаться к самому себе и к окружающему миру. Путешествие в «Поэме о старом Мореходе» - это не только плавание героя до таинственных южных широт, но и его символическое путешествие к не менее таинственного и экзотического мира собственного «я». Убийство Альбатроса разрушает тот органический живую связь, которая существует между человеком и природой. Лишь пройдя через страдания и одиночество, мореплаватель начинает понимать мудрость божественного плана, который лежит в основе мироздания, осознает необходимость любви ко всему живому:

Прощай! Все то, чтобы не праздный

Оставалось - поверь:

Святое все, что живет и растет, -

Человек, птица или зверь.

Молится уметь - то уметь любит

Своих братьев малых:

Господь-ибо все живое создал

И любит нас всех!..

(Пер. М. Крыши)

Действие поэмы «Крістабель» перенесена в Средневековье и тоже связана с событиями фантастическими и сверхъестественными. Злая волшебница Джеральдина с помощью обмана проникает в замок, где живет со своим отцом юная Крістабель. Вскоре Крістабель начинает догадываться, что их гостья - волшебница, но чары Джеральдіни не позволяют ей сообщить правду отцу. Поэма осталась недописаною. Колріджу удалось чрезвычайно талантливо играть в «Крістабелі» таинственную, лячну атмосферу готического романа.

Несколько особняком в творчестве Колріджа стоит небольшой поэтический фрагмент «Кубла Хан». Считают, что поэт написал его, находясь под действием опиума, и его состояние вызвал необычный характер стихотворения. Причиной притворство Колріджа к опиуму была простуда, полученная им в детстве, которая впоследствии переросла в хронический ревматизм, сопровождавшийся острыми приступами боли. Опиум во времена Колріджа был, по сути, единственным обезболивающим средством, и употреблять его он начал еще в университете. В предисловии к «Кубла Хана» автор повествует о том, как после принятия опиума он приступил к чтению книги «Путешествия Перчеса». Дойдя до эпизода, где речь шла о приказе Хана Кубли выстроить дворец, сад и огородить их стеной, поэт впал в транс, а очнувшись, вдруг понял, что составил во время этого забвения поэму. Он принялся записывать ее, но труд прервал приход гостя. Когда же через некоторое время Колридж попытался продолжить начатое, то обнаружил, что остальные содержания он безвозвратно забыл. Сюжет как таковой в «Кубла Хане» отсутствует, фрагмент состоит из ряда поэтических образов, символически связанных с такими темами, как вечное и временное, искусство и поэтическая фантазия. Позже неоднократно высказывались предположения, что история, изложенная Колріджом в предисловии, - всего лишь мистификация; несмотря на кажущуюся бессвяВНОсть изображенных в отрывке поэтических картин, в нем присутствует продуманный план и чувствуется серьезная проработка автором содержания произведения.

Разочаровавшись во Французской революции, с которой Колридж, как и много романтиков, связывал надежды на обновление западноевропейского общества, поэт обратил свое внимание на Германию. В 1798 г. вместе с Вордсвортом он отправился в эту страну, где занялся серьезным изучением языка, немецкой философии и естественных наук. После возвращения на родину Колридж перевел стихотворную драму Й.К.Ф. Шиллера «Валленштайн».

В 1800 p. Колридж вместе с Вордсвортом поселился в той части Англии, которую обычно называли Озерным краем. Здесь поэт познакомился с Сарой Хатчинсон, будущей свояченицей Вордсворта, и влюбился в нее. ей он посвятил стихотворение «Любовь» (1799). Зависимость Колріджа от опиума в эти годы стала настолько сильной, что превратила его почти в инвалида. Резко ухудшились его отношения с женой. О своих жизненных неурядицах, о невозможности счастливой любви с Сарой Хатчинсон поэт размышляет в оде «Уныние» (1802). В 1807 г. Колридж развелся с женой, а в 1810 г. после нескольких значительных ссор произошел его разрыв с Вордсвортом. На протяжении последующих лет поэт пережил жесточайший кризис и был на грани самоубийства. Только после 1814 г. ему удалось преодолеть этот кризис и вернуться к литературному творчеству. Он создал поэтическую драму «Заполья» («Zapolya», 1817) и ряд работ, в которых обратился к философским проблемам и вопросам литературной теории. Самыми выдающимися произведениями Колріджа, посвященными литературной теории, стали его лекции о В. Шекспира, опубликованные впоследствии как серия статей, и «Литературная биография».

Главное внимание в своих трудах Колридж уделяет проблеме восприятия литературного текста, а самому творческому процессу. Он принимает одну из ведущих принципов эстетики Аристотеля, согласно которой искусство является подражанием природе. В то же время искусство для английского поэта - не только подражания, но и «посредник и примиритель природы и человека». Художник наполняет краску, форму, движение и звук, которыми наделена природа, человеческими мыслями и страстями.

Основными понятиями в эстетике Колріджа становятся «фантазия» и «воображение». По мнению Колріджа, фантазия не имеет решающего значения для творческих способностей автора. ее функция сводится к организации уже готового материала, и она скорее является раВНОвидностью пассивной памяти, чем источником творческой энергии. «Фантазия... имеет дело только с предметами определенными и устоявшимися. Фактически, фантазия - это не что иное, как вид памяти, освобожденный от законов времени и пространства... как и обычная память, фантазия должна получать материал в готовом виде согласно закону ассоциативного мышления».

Воображение Колріджа разделяет на «первичную» и «вторичную». «Первичную» он трактует как неосознаваемую способность, лежащая в основе самого процесса восприятия, которая присуща всем людям:»...это живая сила, главный фактор всей человеческой способности восприятия, она отражается в конечном уме, как копия вечного творения в бесконечном «я». «Вторичная» воображение в большей степени определяет творческий процесс и более тесно связана с ним. Она является своеобразным «отголоском первой», но уже зависит от сознательной воли и отличается от «первой» «степенью и способом действия». «Она растворяет, раскладывает и розчленовує явления действительности», а затем заново создает их. Если же этот процесс по каким-то причинам невозможен, то «вторичная» воображение стремится «объединить и идеализировать» явления действительности. Колридж обозначает «вторичную» воображение как силу, «полный жизни» (vital), что в какой-то степени противостоит внешним материальным объектам», «мертвые и неподвижные».

Новым этапом в оценке и подходе к литературному наследию великого английского драматурга стали «шекспировские лекции» Колріджа. В своих взглядах на творчество Шекспира он уже заметно отличался от предшественников, критиков XVIII в., которые оценивали драматургию Шекспира из основ классицистической эстетики. Они восхищались характерами Шекспира, которые рассматривали как проявления разных граней неизменной универсальной человеческой природы, но упрекали за нарушение «трех единств» - единства времени, единства места и единства действия. Зато Колридж видел в Шекспире прежде всего автора, который наделен чрезвычайно богатым воображением и умеет придать своим героям, которых он создает с помощью воображения, жизненной убедительности.

В Украине отдельные произведения Колріджа перевели М. Стриха, Д. Павлычко и П. Онишко.



В. Ганин