|
КОЛЛИНЗ, Уильям Уилки
(1824 - 1889)
КОЛЛИНЗ, Уильям Уилки - творчество писателя
КОЛЛИНЗ, Уильям Уилки (Collins, William Wilkie - 08.01.1824, Лондон - 23.09. 1889, там же) - английский писатель.
Коллинз - автор широко известных романов «Женщина в белом» («The Woman in White, 1860) и «Лунный камень» («The Moon Stone», 1867), изложил свои требования к роману в сжатой, но легко запам'ятовуваній форме: «заставить их [читателей] смеяться, плакать, ждать». Все три компонента стали признаковыми для новой школы - сенсационной, рассчитанной на то, чтобы совмещать любопытство, напряженную интригу с определенным мелодраматизмом и чувственностью, что апеллирует к нравственности.
Жизнь Коллинза также скрывает немало сенсационного и необычного. Он был старшим сыном известного английского пейзажиста Уильяма Коллинза, который достиг успеха неимоверным трудом. Имя Уилки принадлежит крестному отцу и другу отца сэру Дэвиду Уилки. Дед будущего писателя был также причастен к живописи: он работал реставратором и оценщиком картин, но судьба ему не улыбнулась, и он умер в нищете. Уильям получил замечательную школьное образование, но... взялся торговать чаем, впоследствии пробовал учиться юриспруденции, но никогда не практиковал. Настоящим открытием мира для него стала поездка с отцом в Италию в 1836 - 1838 гг. Именно это путешествие к истокам европейской цивилизации оказала огромное влияние на развитие его романтического воображения, отложила в памяти незабываемые картины античной культуры. Впоследствии Коллинз напишет роман «Антонима, или Падение Рима» («Antonina, or the Fall of Rome», 1850), роман епігонський, похожий на произведение его соотечественника Е. Булвера-Литтона «Последние дни Помпеи».
Разочаровавшись в коммерции, Коллинз в 1848 г. издал свою первую книгу - биографию отца, затем сотрудничал с журналами, которые выдавал Ч. Диккенс. Началась дружба двух людей, связанных общими творческими планами и почти одинаковыми актерскими амбициями. Но настоящий талант Коллинза проявился в романе «Базиль» («Basil», 1852) - талант мастера тайны, напряженной интриги и преступления. Лучшие произведения писателя - «Без имени» («No Name», 1862), «Женщина в белом», «Армадель» («Armadale», 1866) и «Лунный камень « - были созданы в 60-х pp. в новом жанре сенсационного романа, который связал две эпохи: эпоху некогда модного готического и эпоху детективного романов, который только что возник в Англии, но имел уже своих читателей. Сенсационный роман Коллинза оказался той необходимой литературой, которая буквально заразила английскую викторианскую публику, что желала развлекаться, плакать и ждать. Коллинз умело использовал устаревшую форму готического романа, оставив только некоторые его элементы, которые усиливали драматизм повествования, но поместил необычную, таинственную, полную нераскрытых, загадочных случаев и преступлений повествование в новую, змодельовану им самим форму сенсации. Между 1870 и 1889 гг. Коллинз написал более 15 романов, в частности «Желтую маску» («The Yellow Mask»), «Отель с привидениями» («The Haunted Hotel»), «Деньги миледи» («My lady's Monay»). Эти произведения разные по своей художественной стоимостью, но Коллинз никогда не терял славы сенсационного писателя.
Коллинз не был женат, но находился в гражданском браке с Каролиной Ґрейвз, которая послужила ему прототипом главной героини «Женщины в белом», и имел трех внебрачных детей от второй женщины, Марты Советов, которую удерживал, но никогда не считал нужным связать себя какими-либо обязательствами.
В 1873-1874 гг. Коллинз отправился в Соединенные Штаты для чтения лекций. Однако его привлекала актерская карьера и громкий успех, который он разделил со своим другом Ч. Диккенсом. Уже в 1851 p. Коллинз сыграл роль слуги в комедии Булвера-Литтона, а в 1874 г. оба исполнили две главные роли в пьесе Коллинза «Замерзшая глубина» («The Frozen Deep»). Среди публики был герцог Девонширський и главный судья. Успех был потрясающий, и пьесу исполнили повторно в присутствии королевы Виктории и принца-консорта. Творческое содружество Диккенса и Коллинза была плодотворной для обоих. Влияние Коллинза ощутимый в романах Диккенса 60-х годов, особенно в «Нашем общем друге», «Больших надеждах» и «Тайны Эдвина Друда». Таинственные, загадочные исчеВНОвения героев, появление их под другими именами, использование новой ситуации для объяснения загадки, расследования преступлений, выявления настоящих благотворителей, невыясненные заветы и непредсказуемые концовки - все это признаки сенсационного романа. Но не только занимательность сюжета, напряженность интриги и мастерство повествовательной линии делали сенсационный роман конкурентоспособным рядом с детективом и психологическим боевиком.
У Коллинза огромное раВНОобразие удивительных типов. Как запоминается нам, например, грязный, никогда не вмиваний, нелепый старый Шэрон с моськой на коленях, который почитывает французские романы, сосет трубку и поразительно легко решает загадку с исчеВНОвением денег миледи, или трогательный дядя Сары Лізон из романа «Смертельная тайна» («The Dead Secret»), который вечно наслаждается мелодиями В. А. Моцарта, что несутся из музыкальной шкатулки, с которой он никогда не расстается. В драматургической структуре Коллинз часто использует прием монтажа, повествовательная линия разрывается новым местом действия и новым методом исследования тайны, оригинальным способом ее рассмотрения «сбоку», вне персонажем.
Мастерство Коллинза-рассказчика определяется двумя важнейшими факторами - богатой романтическим воображением, которая диктовала ему необычные ситуации, экстраординарные явления, необычных персонажей, часто с какими-то физическими недостатками, и искусством импровизации, стимульованим какой-нибудь интересным событием. Характеры и обстоятельства вступают в своеобразные отношения. О них сам писатель так говорит в предисловии к роману «Лунный камень»: «В некоторых моих предыдущих романах главной задачей было показать влияние обстоятельств на характер. Здесь сделано противоположную попытку - показать влияние характера на обстоятельства. Поведение молодой девушки в крайне необычных условиях обеспечивает основу действия этой книги. Тот же предмет имеется в виду при обрисовке других персонажей, которые появляются на этих страницах. Ход их действий и мыслей при определенных обстоятельствах показан иногда в правильном, иногда в неправильном свете. Правильно или неправильно, в любом случае их поведение одинаково направлена на те части развития сюжета, в которых они действуют».
Психологический эксперимент занимает большое место в каждом романе К Вид предмета, с которым связаны тайна или преступление, должно влиять на поведение персонажа таким образом, чтобы отдельные детали его разговора, позы, движения, манера говорить, представленные в произведении почти незаметно, мимоходом, постепенно подготовили читателя к поискам правильного решения. Однако часто автор подсказывает читателю обманчивый ход, тем самым интрига усиливается, нагнетается драматизм, нарастает потребность ожидания чего-то важного и страшного, необычного и непредсказуемого.
Коллинз удается удерживать фантастическую равновесие между романом и романом характера. Его произведения вполне соответствуют требованиям детективного жанра, но хитросплетения детективного сюжета совсем не упрощают характеров: они возникают преимущественно из тщательного наблюдения и измышления.
Технически романы и повести Коллинза последовательно подчинены его строгом и в высшей степени логическом замысла. Характер должен быть представлен разными гранями, он должен быть показан, а не рассказанный, причем показан драматическими средствами. Вот почему в произведениях Коллинза так много сопутствующих тайнам и секретам обстоятельств, наблюдателей, неожиданных свидетелей, которые подслушивают и угадывают. Как в добротной современной пьесе, в романах Коллинза нет второстепенных и главных персонажей. Главный может стать второстепенным, а второстепенное выдвинуться на первый план. Например, дворецкий или служанка Розанна Спірман в романе «Лунный камень». Это, опять же, способствует созданию атмосферы вероятности, возможности, правдоподобности, хотя не являются исключением и участие автора - режиссера спектакля, который призывает зрителя принять участие в соревновании на наблюдательных, изобретательных и остроумных. Коллинз-драматург и Коллинз-романист сливаются водно. Неслучайно Коллинз находился под сильным влиянием А. Дюма, Сулье и др. французских писателей, авторов остросюжетных романов.
H. Соловьева
|
|
|