ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КОЛЛАР, Ян

(1793 - 1852)

КОЛЛАР, Ян - творчество писателя

КОЛЛАР, Ян (Kollar Jan) (29.07.1793, с. Мошовці - 24.01.1852, Вена) - чешский и словацкий поэт.

Коллар родился в семье зажиточного крестьянина в с. Мошовці (Средняя Словакия). Отец не поддержал его стремления к образованию, решив отдать сына учеником к мяснику. В 15 лет Коллара за непослушание отец выгнал из дома, но, благодаря одному из учителей, подросток поступил в гимназию в Банской Быстрице, после окончания которой в 1817 г. стал студентом Ієнського университета, где проучился до 1819 г. В 1818 p. Коллар предложили работу домашнего учителя в семье ієнського протестантского священника Шмидта. Здесь он встретил и влюбился в старшую дочь Шмидта - Фредерику. В 1819 г., после смерти Шмидта, освободившееся место священника предложили Коллару, но он отказался из патриотических соображений, мечтая проповедовать на родине. Мать Фредерики была против брака дочери, и влюбленная пара вынуждена была расстаться. Только через 16 лет Фредерика и Коллар смогли обвенчаться. В 1819 p. Коллар получил протестантскую приход в Пеште (ныне левобережная часть Будапешта), где проповеди среди прихожан перемежал с лекциями просветительского характера. Литературную деятельность Коллар начал еще в годы учебы. Это были переводы, а также первые поэтические попытки. Коллар дебютировал поэтическим сборником «Стихи Яна Коллара» «Basne Jana Kollara», которая вышла в 1821 г. в Праге при содействии и под редакцией И. Юнґмана. Сборник пронизана мотивами любви, размышлениями над современной жизнью и смыслом творчества, но главное место в ней занимают национально-патриотические чувства. Патриотическая направленность его поэзии была настолько острой, что многие стихи не пропустила цензура, а отдельные не решился дать в печать сам Юнгман. В сборнике также звучит, хотя еще не четко, мотив единства славянских народов, который в дальнейшем станет для Коллара магистральным. Сборник состоит из четырех разделов - «Сонеты», «Элегии», «РаВНОе», «Афоризмы». Из них самым значительным считают первый раздел, куда вошло 86 сонетов.

Выдающимся произведением Коллар стала поэма «Дочь Славы» («Slavy dcera»). Она впервые вышла в свет в 1824 г. Основу поэмы в этой ее редакции составили 86 сонетов, которые входили в первый поэтический сборник Коллара. Поэма состоит из вступления, трех песен - «Зал», «Лаба», «Дунай» (по названиям рек, которые протекают землями славян), а также сонета-эпилога, в котором поэт посвящал свое произведение всем славянам. В поэме Коллар идеализирует и превоВНОсит историческое прошлое славянских народов, одновременно противопоставляя его трагической судьбе современных понімечених славян, и выражает уверенность в будущем возрождении угнетенных славянских народов. Круг этих патриотических идей сконцентрировано вокруг центрального образа - дочери Славы. Жизненным прототипом Славы была любимая Коллара - Мина, воспетая в сонетах его первого поэтического сборника (Мина - это второе, сокращенное имя Фредерики Вильгельмины Шмидт). Но в самой поэме этот образ приобретает аллегорического значения. Мена в поэме - это дочь богини Славы и бога любви Мілека, которая призвана, чтобы «искупить страдания славян». В этом образе органично соединились и образ возлюбленной поэта, и образ родины, и даже шире - Славии в целом.

Поэма «Дочь Славы» привела к широкому общественному резонансу. Она в свое время была одним из самых популярных в Чехии произведений и воспринимался как образцовый национально-патриотическое произведение.

Коллар и в дальнейшем продолжал работать над поэмой. В 1832 г. он издал новый вариант, дополнив еще двумя частями - «Лета» и «Ахерон». Количество сонетов теперь возросло до 615. Одновременно частично были переработаны первые три части поэмы. В новой редакции их фабулу составляет путешествие Мілека и дочери Славы землями славян, в связи с этим поэт вспоминает самые выдающиеся события славянской истории, подавая в многочисленных авторских отступлениях эмоциональный комментарий к ним. Четвертая часть («Ахерон») рисует картины славянского рая, а пятая («Лета») - картины ада, в котором Коллар разместил врагов славян.

В 1845 г., Коллар сделал третью редакцию поэмы, которая состояла уже из 622 сонетов, что, однако, не вносило кардинальных изменений в само произведение.

Начиная с 20-х г., Коллар занимался также сбором фольклорных материалов. Первый сборник словацких народных песен вместе с П. Шкаф-рыком он издал в 1823 г. В 1834 p. Коллар начал печать объемного и уникального по характеру материала двухтомника «Народные песни». Значительное место в литературном творчестве Коллара занимают также его проповеди, опубликованные в 2-х томах в 30-40-х pp.

Последние годы жизни, начиная с 1849 г., Коллар провел в Вене, где возглавлял в университете кафедру славянской археологии. Умер Коллар 24 января 1852 г. в Вене. На его надмогильной плите выбиты такие слова:

При жизни он в сердце носил

весь свой народ,

А по смерти живет он в сердце

народа всего.

Коллар был лично знаком и переписывался с Я. Головацким. Его идеи гуманизма и славянского единения высоко ценил Т. Шевченко (послание «И мертвым, и живым...», 1845). О влиянии этих идей на «отца галицко-русского национального возрождения» М. Шашкевича указывал в 1901 г. И. Франко в статье «К истории чешско-русских отношений». В 1893 г. И. Франко посвятил Коллару два специальных исследования. И. Вагилевич в 1832-1835 гг. перевел 8 сонетов из поэмы «Дочь Славы» (опубл. 1906); первые фрагменты из поэмы появились в 1853 г. во львовской газете «Заря галицкая» в переводе Б. Дидицких. Отдельные сонеты Коллара перевели П. Грабовский, Д. Павлычко, Г. Кочур, Г. Лубкивский, Г. Гуцаленко.



В. Назарец