|
КОЛЕТТ, Габриель Сидони
(1873 - 1954)
КОЛЕТТ, Габриель Сидони - творчество писателя
КОЛЕТТ, Габриель Сидони (Colette, Gabrielle Sidonie - 28.01.1873, Сен-Совер-ан-Пюизе - 03.08.1954, Париж) - французская писательница.
Родилась в Бургундии в семье военного. Особую роль в воспитании дочери сыграла мать, с которой читатель неоднократно встречался в книгах Колетт. Детство и юность Колетт провела в провинции и считала это время самым счастливым в жизни. В 1893 г. вышла замуж за известного «бульварного писателя» и парижского денди А.Готьє-Віллара (литературный псевдоним - Вилли). Он случайно открыл литературное дарование своей жены, и в 1900 г. появился их первый роман «Клодіна в школе» («Claudine а Гесоїе»). Книга имела огромный успех благодаря неожиданным сюжетным ходам, свежести языка и организованной Вилле рекламе. Колетт удалось создать особый литературный тип, которому впоследствии сама писательница нашла определение - «развращенная невинность» («ingenue libertine»).
Героиней романа Колетт стала школьница, которая естественно и непринужденно рассуждает о превратностях любви. Взаимоотношения Клодіни со взрослыми всегда двусмысленны, но девочка делает вид, что не замечает этого. Вместе с тем, автор придерживается всех необходимых пределов приличия - книга не пошлая. Колетт стала знаменитостью. Благодаря связям мужа и скандальной книге она познакомилась с литературной элитой Франции: А. Франсом, Же. Ренаром, М. Пруста, Ф. Жаммом. Впоследствии серия о Клодіну была с успехом продолжена: «Клодіна в Париже» («Claudine a Paris», 1901), «Клодіна замужем» («Claudine en menage», 1902), «Клодіна идет» («Claudine s'en va», 1903).
Как самостоятельный автор, Колетт выступила с книгой «Диалоги животных» («Dialogues de betes», 1904), предисловие к которой написал Ф. Жамм. Он отметил наблюдательность автора, его удивление доходчивый стиль. Здесь Колетт открыто опирается на подсознание, в его творчестве получила полную реабилитацию. Писательница была уверена, что забвение этой стороны человеческой психологии приводит к непоправимым расходов.
Неудачной личной жизни заставило Колетт изменить образ жизни, стать актрисой, не оставляя, однако, литературы. 1906-1907 гг. стали временем ее выступлений в мим-театре и появления ее «театральных» романов. У них Колетт пыталась понять причины собственных сентиментальных неудач и разочарований. Наиболее популярным стал роман «Неприкаянная» («La Vagabonde», 1910), в котором достаточно ощутимый автобиографический элемент. Героиня романа - Рене Нере словно повторила путь художника. Эта книга также имела успех в театре и на экране.
В 1912 г. Колетт вторично вышла замуж, что кардинально изменило ее жизнь. Брак с известным аристократом и дипломатом А. де Жувенелем принес Колетт материальное благосостояние и материнство. Она активно занялась журналистикой и литературной критикой. В конце Первой мировой войны появилось продолжение «Диалогов животных» - «Мир среди животных» («La Paix chez les betes», 1916), в котором писательница попыталась показать абсурдность войны и человеческую жестокость на фоне гармоничной эволюции мира природы.
Успех пришел к Колетт в 1920 г. после выхода в свет романа «Шери» («Cheri»). Колетт получила официальное признание. «Шери» - это удивительная история взаимоотношений кокотки Леи и молодого повесы Шери. Между героями происходят «психологические дуэли», которые заставляют вспомнить опыт М. Пруста и свидетельствуют о несомненной психологическое мастерство автора.
Изучение человеческой души продолжается и в романе «Ранние всходы» («Le Ble en herbe», 1923). Это история любви двух подростков, которому грозит мир взрослых хищников. Колетт продолжает здесь свою любимую тему детства, начатое уже в «Клодіні в школе».
Книга «Шери» имела продолжение в 1926 г. появился роман «Конец Шери» («La Fin de Cheri») - один из самых ярких во Франции произведений о «потерянном поколении».
Главной книгой писательницы стал роман «Рождение дня» («La Naissance du jour», 1928), который синтезировал любимую тематику и проблематику Колетт. Это образец автопсихологічного романа XX в., в котором автор как бы рассказывает историю собственной жизни. Однако наивно отождествлять лирического «я», которое организует повествование, с личностью художника. Тот факт, что автор помещает себя внутрь мира, который отражает, диктует свои приемы повествования, свой тип романной формы. Сокращается дистанция между рассказчиком и автором, но никогда не происходит их слияние. Отсутствует финал в его традиционном понимании: он обязательно открытый. Такой роман предполагает и особый тип сюжетотворення. Сюжет наполняется «инородными» элементами и заметно «тормозит», но при этом увеличивается психологическая глубина произведения. Автопсихологічний роман предполагает и особый тип героя, поведение которого строится на психологических парадоксах и полной реабилитации подсознания. Такому роману также свойственно стремление к синестезии искусств и циклизации. Роман «Рождение дня» доказал также, что за счет ограничения социальных характеристик значительно расширяется психологическое время и пространство.
В последние годы жизни Колетт отдала предпочтение лирической прозе. Дневники «Змого окна» («De ma fenetre», 1942), «Вечерняя звезда» («L'Ltoile Vesper», 1942), «Блакитнийліхтар» («Le Fanal bleu», 1949) - это исповедь писательницы о встрече и разлуке, о потери и лишения, о литературных увлечениях и находки.
C. Фомин
|
|
|