ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

КОЛДУЭЛЛ, Эрскин Престон

(1903 - 1987)

КОЛДУЭЛЛ, Эрскин Престон - творчество писателя

КОЛДУЭЛЛ, Эрскин Престон (Caldwell, Erskine Preston - 17.12. 1903, Морленд, шт. Джорджия - 11.04.1987, Парадайс-Валли, шт. Аризона) - американский писатель.

Выходец из семьи пресвитерианского священника, детство и юность прошли в штате Джорджия, на «глубоком» Юге, в одном из глухих провинциальных уголков Америки. Впоследствии в очерке «Краткая история Джорджии» Колдуэлл воссоздал старинную гравюру, изображающую упряжку мулов, тянущих огромную бочку с табачным листом. Со временем табаководство, основное занятие жителей штата, начало вытеснять хлопок. Почва истощалась, многие фермеры разорялись, становились испольщики. В Джорджии долго сохранялись элементы старой плантаційної системы. Эти невеселые впечатления детства надолго остались в памяти писателя, а Джорджия стала местом действия многих его произведений, настоящей «страной Колдуэлла»

С 12 лет будущий писатель начал работать на ферме, а по ночам - еще и на маслозаводе; с тех пор он хорошо знал, что такое тяжелый физический труд. Впоследствии он признавался: «Моя жизнь не была безоблачной, в нем хватало мрачного, поэтому я и пишу о мрачные стороны. Людей, которые живут плохо, значительно больше, чем тех, чья жизнь полна радостью». В 17 лет Колдуэлл ушел из дома и сменил много профессий; был пастухом, каменщиком, рабочим на бавовноочисній фабрике, рабочим сцены, репортером, официантом и т.д. Это обогатило его неоценимым запасом жизненных наблюдений.

Одновременно с 1922 г. он учился в университете штата Вирджиния, особенно интересуясь социологией и экономикой. В свободное время много читал, усваивая уроки писательского мастерства. Оставив в 1926 г. университет, он занялся разным, иногда случайным литературным заработком: писал газетные заметки, рецензии, хронику, очерки; кроме того, рассылал по редакциям свои опусы, но долгое время получал отказы. Так продолжалось около пяти лет.

Как и многие из его соотечественников, таких, как Марк Твен, В. Уитмен, С. Крейн, Т. Драйзер, Д. Лондон, Э. Хемингуэй и др., он входил в литературу, пройдя школу газетчика и журналиста, привчившись к точности, конкретности и наблюдательности. Он с благодарностью вспоминает одного из своих первых редакторов из «Атлантик джорнэл», который «начинал читать рукопись с мягким карандашом в руках, с трехсот-четырехсот слов о пожар, ограбление или дорожную катастрофу оставалась какая-то дюжина строк». Наконец, в 1930 г. первые рассказы Колдуэлла увидели свет в журналах, а через год появилась его новелістична сборник «Американская Земля» («American Earth», 1931); за ней следом идет еще несколько: «Мы живы» («We Are the Living», 1933), «на Колени перед солнцем восходит» («Kneel to the Rising Sun», 1935) и др. Они, как и романы, получили Колдуеллу широкое признание и выдвинули в ряд ведущих американских писателей «красных 30-х».

Десятилетия, что наступило после жестокого экономического кризиса 1929 p., оказалось счастливой и плодотворной порой на длинном творческом пути Колдуэлла. И хотя в США новелла справедливо считается «национальным жанром», представлена крупными мастерами и огромным раВНОобразием раВНОвидностей, Колдуэлл проявил себя в этой малой форме оригинальным мастером со своим художественным письмом. В его произведениях этих лет обрисован образ Америки Колдуэллом - страны табачных и хлопковых плантаций, истощенной земли, полунищих хижин, населенных «белыми бедняками», испольщики, неграми, затурканными, погрязшими в невежестве и нужде. Для Колдуэлла характерны жесткая, внешне беспристрастна (здесь, возможно, сказалось влияние Хемингуэя), манера, лаконизм, точное описание быта «южных» обычаев, изображение жестокости и насилия, натуралистические детали, оживленные грубоватым юмором, иронией, склонность к гротесковых, а иногда и фарсовых ситуаций.

Немало новелл Колдуэлла справедливо считаются хрестоматийными. В умышленно холодной манере изображает он бессмысленное линчевание негра как нечто обыденное, привычное («Субботний день»); показывает духовное одичание провинциальных обывателей («полным-Полно шведов «); горькую судьбу безработных («Медленная смерть»); застойную упрямство фермеров-хуторян («Весенняя пожар»). Но Колдуэлл описывает не только людей презренных, которые ведут практически биологическое существование; в ряде новелл появляются те, кто протестует против расового гнета и издевательств. Такие негр Клемм, который не подчиняется своему хозяину, садисту Арчу Гуннарду, и погибает от рук лінчувальників («Перед восходом солнца»); Кристи Текер, который защищает ценой собственной жизни свое достоинство («Конец Кристи Текера»); Кэнди Бичем из одноименного рассказа, юный, сильный, проворный, который представляется неким фольклорным персонажем, что подчеркивается своеобраВНОй сказочной интонацией повествования.

В 1932 г. вышел в свет знаменитый роман Колдуэлла «Табачная дорога» («Tobacco Road»), в котором трагическое, горькое причудливо сочетается со смешным, почти фарсовым. В центре - судьба навспільника с Джорджи Джітера Лестера и его обедневшей голодной семьи, которая состоит из больной женщины Ады, матери, слабоумного 16-рич-ного сына Дьюда и дочери Элли Мэй с заячьей губой. Неподалеку от них живет рабочий-желеВНОдорожник Лов Бенсон, который женился на младшей дочерью Джітера, 12-летней Перл, расплатившись за нее галоном бензина и охапкой старых покрывал. Когда деду Джітера принадлежали хорошие земли в округе. Теперь в Джітера нет ни удобрений, ни семян, подержанный автомобиль стал совсем неисправным, его невозможно продать. Большинство детей Джітера ушли из дома. Лестери обеднели, живут примитивной жизнью, чисто биологическими инстинктами. В романе много трагических ситуаций. 50-летняя проповедница Бесси заставляет до брака 16-летнего Дьюда, отправляется с ним покататься на автомобиле и убивает старую мать Джітера, которая задержалась на дороге, и негра фермера. Джітер и Ада погибают во время пожара в своей старой хижине. Поорана дождями, с глубокими выбоинами «табачная дорога», что проходит мимо Лестерів, становится в романе символом безрадостного, бессмысленного жизни бедняков.

Сюжет романа впоследствии использовал Д. Киркленд, который сделал инсценировку для Бродвея. Пьеса имела неслыханный коммерческий успех: шла несколько лет и выдержала рекордное количество спектаклей - 3182. При этом Юркленд с целью развлекательности видоизменил трактовка отдельных образов. Джітер Лестер превратился в какого-то шута, который никогда не умывается, боится воды, что смешило публику. Джітер и Ада во время пожара не гибли, а попадали в больницу. Такая трактовка Колдуэлл не одобрял, заявляя, что он пишет «не для того, чтобы смешить». Впоследствии было сделано также экранизацию этого романа, осуществленной выдающимся американским кинорежиссером Д. Фордом, который создал знаменитый фильм по роману Д. Стейнбека «Гроздья гнева». У Джорджи происходит действие второго раннего романа Колдуэлла - «Акр Господа Бога»(«god's Little Acre», 1933), также насыщенного гротескными и комическими сценами. В центре - семья фермера Тай Тай Волдена, одержимого навязчивой идеей найти золото: на протяжении пятнадцати лет он ищет его вместе с сыновьями на своем участке, зритій бесчисленными ямами, но все безуспешно.

В 30-х pp. Колдуэлл немало сил отдал публицистике, очерка, много ездил по хлопковых штатах описывая удручающую картину «другой Америки», «другой нации»: дети, которые стали чудовищами-за недоедания; плохо одетые женщины; люди, которые живут в лачугах. Такой была реальность Юга в пору депрессии, пока страна не стала в результате «Нового курса» Рузвельта оправляться от кризиса. Колдуэлл был одним из первых, кто в 30-х гг. обратился к новому жанру, «синтетического», сочетающий написанный им лаконичный публицистический текст с яркими наглядными фотографиями, выполненными фотокорреспондентом М. Борк Байт. В книге «Вы видели их лица» («You Have Seen their Faces», 1937) возникали мрачные образы американского Юга: молодые и старые лица, испещрены морщинами, с померхлими глазами, со следами тяжелого труда; ветхие жилища бедняков; поля, выжженные солнцем; узники в кандалах. В другой книге, «На север от Дуная» (1939), темой изображения стала Чехословакия, которая только что потерпела нацистской агрессии. Со 2-ой пол. 30-х годов Колдуэлл активно включился вместе с другими американскими писателями к антифашистскому движению. Осуждение расизма он продолжил в сборнике новелл «Южные обычаи»(1938) и повести «Случай в июне» (1940). Успех выпал на долю одного из лучших произведений Колдуэлла - повести «Мальчик с Джорджи» («Georgia Boy», 1943), в которой отчасти комическими, анекдотическими ситуациями, увиденными глазами 12-летнего подростка, открывается драма фермерской семьи Страупів.

За свою долгую жизнь Колдуэлл много путешествовал по миру. Во время одной из таких поездок в 1941 г. в СССР его застала Великая Отечественная война. Находясь в Москве летом 1941 г., Колдуэлл начал вести дважды в сутки радиопередачи для США, писал корреспонденции для газет и журнала «Лайф». В сентябре 1941 г. вместе с группой американских журналистов он выехал в район боев у Ельни. Свои впечатления о жизни Москвы в первые военные месяцы он отразил в книге «Смоленская дорога» («All-out on the Road to Smolensk», 1942). Тогда же Колдуэлл издал книгу, иллюстрированную фотографиями М. Борк Уайт, «Россия во время войны» («Russia of War», 1942).

В 1951 г. он опубликовал мемуары, в которых, в частности, рассуждает о писательский труд: «Назовите это опытом». Его девиз: «Учиться принятия».

Колдуэлл был писателем неровным. Иногда отходя от серьеВНОй проблематики, он писал ради кассового успеха (таковы его созданы в конце 40-х - 50-х гг. романы «Десница Господня» («The Sure Hand of God», 1947), «Любовь и деньги» («Love and Money», 1954), «Ґретта» («Gretta», 1955), сборник «Рассказы из Мексиканского побережья»). Впоследствии, в начале 60-х годов, по-своему откликаясь на подъем антирасистского движения в США, Колдуэлл пережил новый творческий взлет. Обращаясь к расовой проблемы, он усилил ее социальное звучание, а также показал, как у жертв дискриминации, у простых людей растет протест, проявляется чувство собственного достоинства (романы «Дженни» - «Jenny by Nature», 1961; «Ближе к дому» - «Close to Home», 1962). Много сил он и дальше отдавал документалистике, в частности дорожном очерка; путешествовал по стране, наблюдая изменения, происходящие в образе жизни и психологии людей (книги «Вдоль и поперек Америки», 1964; «В поисках Біско», 1968; «Глубокий Юг», 1968; «Полдень посреди Америки», 1976). В 70-х - 80-х гг. участвовал в движении писательской интеллигенции против угрозы термоядерной войны. Он верил, что в конце концов победит здравый смысл, начнется разоружение, а вместо военного министерства будет создано министерство мира. Незадолго до смерти Колдуэлл издал книгу мемуаров.

В Украине отдельные произведения Колдуэлла перевели В. Митрофанов, Л. Солонько, Ю. Лисняк, М. Пінчевський, А. Кадук.



Б. Гіленсон