|
КОХАНОВСКИЙ, Ян
(1530 - 1584)
КОХАНОВСКИЙ, Ян - творчество писателя
КОХАНОВСКИЙ, Ян (Kochanowski, Jan - 24.06.1530, Сицин - 22.08. 1584, Люблин) - польский поэт.
Ян Кохановский родился в 1530 г. в селе Сицин, неподалеку от городка Радомя. Точной даты его рождения не установлена, но предполагают, что это было 24 июня. Отец Кохановского был зажиточным дворянином, владельцем пяти сел, и занимал должность радомского коморника (судебный исполнитель), а впоследствии - сандомирского судьи; мать Анна из рода Бялочевських, была образованной женщиной, имела талант к литературе, который передался и ее детям. В семье было 12 детей (7 сыновей и 5 дочерей), многие из них в той или иной степени проявили себя в литературе.
Про детские и школьные годы Кохановского почти ничего не известно, кроме того, что в 14 лет он окончил школу и поступил в 1544 г. в Краковскую академию. Здесь, как полагают, он впервые приобщился к гуманистическим идеям, познакомился с произведениями античных авторов, современной ему польской поэзией и с протестантской идеологией, которую активно пропагандировали в стенах академии. И хотя Кохановский, в отличие от М. Рея, не стал ее сторонником, но во многом симпатизировал ее идеям.
Период с 1547 по 1551 гг. в жизни Кохановского остается невыясненным. Как полагают, в это время он учился в одном из немецких университетов, или же находился при каком-то из магнатских дворов. С 1551 по 1552 гг. Кохановский учился в Кенигсбергского университете - одном из центров европейской протестантской мысли. Как полагают, здесь Кохановский познакомился с князем Альбрехтом Прусским, в лице которого нашел щедрого и влиятельного мецената. В середине 1552 г., очевидно, на средства мецената, Кохановский отправился в Италию, где поступил в Падуанский университет. Здесь Кохановский изучил древнегреческий язык, литературу итальянского Возрождения и сам написал латинскую цикл поэтических посланий, од, фрашек, любовных песен и элегий, значительная часть которых посвящена теме любви к Лидии, которой, как полагают, на самом деле не существовало и которая была специально придумана Кохановским как объект для поэтического воспевания.
В своих первых поэтических произведениях Кохановский подражал античных поэтов, включая и тематику. В нескольких элегиях Кохановского отражены злободневные тогдашние проблемы и высказанные симпатии к протестантского движения. В Италии Кохановский пробыл, с небольшими перерывами, до конца 1558 или начале 1559 pp. Возвращаясь в Польшу, он ненадолго остановился в Париже, где встретился с одним из крупнейших французских поэтов того времени - П. Ронсаром, главой поэтической школы «Плеяда». Поэты этой школы стремились поднять авторитет национальной культуры и с этой целью писали свои сочинения не на латыни, а на родном языке. Под их влиянием Кохановский создал свой первый стих на польском языке «Гимн Богу», который сразу сделал его популярным в Польше. С этого времени латина отошла в его поэтическом творчестве на второй план, и свои произведения он начал писать преимущественно на польском языке.
На родину Кохановский вернулся около мая 1559 г. С тех пор в его жизни начался новый, т.н. «придворный» период жизни и творчества. После приезда на родину Кохановский оказался в довольно затруднительном материальном положении, что заставило его искать службу при магнатских дворах. Некоторое время поэт находился при дворе люблинского воеводы Яна Фирлея, а потом пошел на службу к королю Зигмунта II Августа, у которого стал секретарем. В начале 1570 г. Кохановский оставил службу при дворе и поселился в своем имении Чорнолісі.
Первым из значительных произведений Кохановского, написанных в «придворный» период, была поэма «Сусанна» («Zuzanna»,1562), которая была интерпретацией одного из библейских сюжетов. К основным произведениям этого периода относятся поэмы «Шахматы» («Szachy», 1562; опубл. 1566), «Согласие» («Zgoda», 1564), «Сатир, или Дикий человек» («Satyr albo Dziki maz», 1564), «Муза» («Muza», между 1567-1570) и «Флаг, или Прусская присяга» («Proporzec albo Holdpruski», 1569).
В поэме «Согласие» писатель коснулся различных аспектов экономического, политического, религиоВНОго и культурной жизни Польши тех времен и выдвинул ряд актуальных вопросов, в частности, о создании национальной церкви, об охране государственных границ, о социальные противоречия в жизни польского общества, а также об упадке морали в шляхетских и духовных кругах. Поэма «Сатир, или Дикий человек» была написана в 1563 году, а опубликована в 1564 г. Центральный персонаж поэмы - цапоногий Сатир, который якобы поселился в польских лесах и, наблюдая оттуда за жизнью поляков, критикует общественные недостатки через сопоставление их с идеализированным прошлым. Эта поэма в значительной степени была адресована королю Зиґмунту Августу, в котором Кохановский хотел видеть идеального правителя.
Поэма «Шахматы» вышла в 1585 году в Кракове. Непосредственным толчком к ее написанию стала поэма итальянского гуманиста Марка Веды (1480-1560) «Игра в шахматы», с которой К ознакомился во время пребывания в Италии. Из поэмы Веды Кохановский позаимствовал сюжетную схему, а ее героический пафос переделал на шуточный лад и наполнил оригинальным содержанием. Сюжет поэмы составляет рассказ о том, как два рыцари датского королевского двора в шахматном поединке соревнуются за руку и сердце дочери короля Тарсеса, красавицы Анны. Поэму Кохановского «Муза» считают первым в польской литературе проявлением «поэтического индивидуализма», поскольку здесь противопоставляются поэт и общество, которое не оценивает должным образом его усилий, направленных на общественное благо. Одновременно в «Музе» Кохановский выразил убежденность, что в будущем его старания не забудут и оценят должным образом.
Поэма «Флаг, или Прусская присяга» стала откликом на принесенную польскому королю его вассалом, герцогом прусским Альбрехтом клятву верности. В поэме Кохановский обратился к истории трагических отношений между Польшей и Тевтонским орденом. Он напоминает эту историю читателю, описывая изображены на флаге, под которым присягал герцог, картины с историческими эпизодами. Этим приемом Кохановский последовал знаменитый описание щита Ахилла из гомеровской «Илиады». Заканчивается поэма похвальным словом в честь короля и подписанного тогда польско-литовской унии.
В 1572 г., после смерти короля Зигмунта II, польский престол занял французский принц Г. Валуа, который, однако вскоре в связи с увольнением французского престола, покинул Польшу. Его придворный поэт - Ф. Депорт написал стихотворение «Прощай, Польша», в котором возводил клевету на Польшу, ее историю и народ.
Возмущен Кохановский написал произведение под названием «Ответ французу или петуху, который кукарекает « («Gallo crocitanti amoibh»), в котором прославил родную страну и приговорил клевета Депорта. В 1576 г. польским королем стал Стефан Баторий. Кохановский поддерживал дружеские отношения с его канцлером Яном Замойским, что нашло выражение в целом ряде поэтических произведений, посвященных Замойскому как меценату, покровителю науки, искусства и литературы.
В «чернолесский» период Кохановский много и плодотворно работает. Именно тогда он создал свои лучшие произведения. Кохановский постоянно живет в своем имении и очень редко выезжает за его пределы. Умер поэт во время одной из таких поездок 22 августа 1584 г. в Люблине, куда он приехал по семейным делам.
До основных произведений «чернолесской» периода творчества Кохановского относят циклы его фрашек и песен, «псалтырь Давида», «Свєнтоянську песню о собутку», «Трени «и драму «Ответ греческим послам».
Значительное место в творчестве Кохановского занимают произведения «малого» жанра, в частности, фрашки. Фрашки («fraszki» - буквально: «шутка», «ерунда») - это стихотворные миниатюры от 2 до 20 строк. Из трехсот фрашек, написанных Кохановским, около 50-ти является вольным переводом или переделкой произведений античных и западноевропейских поэтов. Тематика фрашек Кохановского самая раВНОобразная. В них, как в зеркале, отражена жизнь поэта и его друзей и знакомых, его мысли, чувства, переживания. Большинство фрашек посвящена теме дружбы, без которой, по мнению Кохановского, жизнь теряет всякую ценность. Много фрашек непосредственно адресованные друзьям и знакомым. Адресатами фрашек поэта выступают политические и государственные деятели, к которым Кохановский обращается с призывами подчинять свою деятельность интересам государства. Много фрашек Кохановским посвящено женщинам. Отдельную группу фрашек составляют произведения, посвященные знаменитой чернолесской липе, под которой любил отдыхать поэт.
Значительным вкладом в религиозную и светскую поэзию XIV-XV вв. стали лирические песни Кохановского. Лучшим образцом песенного жанра поэта считают его литературные переработки псалмов Давида. Сборник «псалтырь Давида» («Psalterz Dawidow»), куда вошло 150 псалмов, была издана в 1580 г.
Традиции предыдущей светской песенной лирики нашли свое продолжение в сборниках Кохановского «Песни» (2 тома в 1586 г.) и «Фрагменты» (1590). Они являются своеобразными вариациями тех мыслей и чувств, которые встречались и в фрашках Кохановского. Ведущее место в этом цикле стихов занимает любовная, а также гражданская тематика. Особое место в лирике Кохановского занимают его поэмы «Свєнтоянська песня о собутку» и «Трени» (1580).
«Свєнтоянська песня о собутку» («Piesn swietojanska в Sobotce») основала в польской литературе жанр т. н. «деревенской идиллии».
Собутка - это народный обычай зажигать костры во время праздника святого Яна (Ивана Купалы), в ночь с 23 на 24 июня. Поэма построена в форме цикла из введения и 12 объединенных общей тематикой - деревенской жизни и преданий, связанных с купальскими праздниками, - песен, каждую из которых по очереди выполняют двенадцать девушек, которые собрались вокруг купальского костра.
«Трени» Кохановского часто называют лебединой песней поэта. Тему и сюжет «Тренів» обусловили трагические обстоятельства последних лет жизни поэта. Избегая отношений с шумным, полным интриг и закулисной политической борьбы придворным миром, Кохановский пытается найти покой и утраченное душевное равновесие в своем уютном поместье Чорнолісі - в кругу родных и близких, между великолепной природы. Однако жизненная идиллия поэта продолжалась недолго. Еще в 1577 г. умер его брат Каспер, но самое страшное испытание ждало Кохановского в 1579 г., когда неожиданно умерла его любимая трехлетняя дочь Уршуля. Под влиянием чрезвычайно глубоких душевных переживаний, вызванных его смертью, Кохановский и написал свои «Трени».
По своей структуре поэма является циклом с 19 элегий. Сюжет поэмы - это своеобразный поступательное движение очерченного в начале произведения психологического чувства горя через все состояния его эволюции - от взрыва отчаяния к поискам утешения, за которыми наступает постепенное притупление боли, признание высшей справедливости законов природы и смирение с трагичностью человеческой жизни.
Не менее значительное место в творческом наследии Кохановского занимает его драматическое произведение «Ответ греческим послам» («Odprawa poslow greckich», опубл. в 1578 г.). Это - написанная белым стихом трагедия, в основу которой положено содержание одной из песен гомеровской «Илиады», а именно - сцену прибытия в Трою греческих посланцев, которые требуют от Париса вернуть похищенную им Елену. «Ответ...» стала одним из первых польских образцов светской драмы в польской литературе.
Кохановский, как никто из его современников повлиял на развитие польской поэзии, обогатил ее содержание и форму. На традиции Кохановского опираются все известные поэты XVIII-XX вв. Он смог преподнести форму польской народной песни до уровня лучших образцов античной поэзии, совместить народно и античные поэтические традиции.
Отдельные стихи Кохановского перевели Д. Белоус, П. Тимочко, В. Коптилов.
В. Назарец
|
|
|