|
КЛОПШТОК, Фридрих Готлиб
(1724 - 1803)
КЛОПШТОК, Фридрих Готлиб - творчество писателя
КЛОПШТОК, Фридрих Готлиб (Klopstock, Friedrich Gottlib - 2.07.1724, Кведлинбург - 14.03.1803, Гамбург) - немецкий поэт и драматург.
Родился в семье адвоката, воспитывался в религиоВНОм духе, сначала в теологической школе Шульпфорта, где освоил латинский и греческий языки и стал «поклонником Гомера, Вергилия, Горация, затем на богословском факультете Энского и Лейпцигского университетов. Первые стихи написал между 1739 и 1745 гг. В Лейпциге Клопшток входил в круг поэтов, объединившихся вокруг журнала «Бременские издание, на страницах которого в 1748 г. были опубликованы первые три песни его эпической поэмы «Месіада» («Мессия» - «Der Messias»). Это сделало молодого поэта широкоизвестным.
Над «Месіадою», раскидистой (двадцать песен) эпической поэмой, написанной античным гекзаметром (впервые в немецкой литературе) на библейский сюжет, Клопшток работал в течение многих лет. В 1773 г. поэму опубликовали полностью. Сначала горячо встречена современниками, которые высоко оценили ее новаторство и эмоциональность, поэма вскоре стала достоянием исключительно историков литературы. Новаторский характер поэмы заключается не только в гуманизме, просветительском оптимизме, противостоянии рационалистической литературе И.К. Готшедата его последователей, но и в создании стиха без рифмы, в элементах лиризма и музыкальности. Образцом для Клопштока служила поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай» и традиции античной литературы. Однако поэма получилась громоздкой, композиция довольно вялой, а абстрактные значительной степени характеры - непонятные современникам. Внимание сконцентрировано на душевном состоянии героев, поэтому Иисус Христос (Мессия), грешный ангел Аббадона и другие герои выглядят пассивными, а сама поэма - статичной.
В 1771 г. были опубликованы оды Клопштока - самая известная и найвартісніша часть его творчества, которая является важным вкладом в немецкую поэзию. Оды выражали непосредственные чувства и переживания человека, изображали картины природы. Своей эмоциональностью и связью с фольклором лирика Клопштока противостояла сухой риторичности готшедівського классицизма. Оды Клопштока оказали влияние на поэзию И.В. Гете и других штюрмерів, на Ф. Гельдерлина. Хоть и религиоВНО окрашенные, многие из од Клопштока воспевали идеи гуманизма и патриотизма, выражали протест против феодального гнета.
Самыми выдающимися являются: «Весенний праздник» («Friih-lingsfeier», 1759), которой увлекался гетівський Вертер, «Ранние гробницы» («Die frtthen Graber», 1768), «Моя родина» («Mein Vaterland», 1768), «Пророчество» («Weissagung», 1773) и др. В программной оде «Холм и роща» («Der Hilgel und der Hain», 1767) Клопшток выступил против подражания древнегреческих поэтов, утверждая, что барды ближе от них к природе. В патриотических стихов принадлежит и его эстетический произведение «Немецкая республика ученых» («Die deutsche Gelehrten-republik», 1774). Некоторые оды были, по сути, римованими трактатами о задачах поэзии, о развитии немецкого языка. Такими являются «Наша речь» («Unsere Sprache», 1767), «Немецкая Библия» («Die deutsche Bibel», 1784).
Драматургия Клопштока включает трагедии на библейские сюжеты: «Смерть Адама» («Der Tod des Adams», 1757), «Соломон» (1764), «Давид» (1772), основная идея которых - необходимость смирения, и трилогию на мотивы героического прошлого Германии: «Битва Германа» («Hermanns Schlacht», 1769), «Герман и князья» («Hermanns und die Ftirsten», 1784), «Смерть Германа» («Hermanns Tod», 1787). Пьесы этой трилогии Клопшток называл «бардитами» (у Тацита - это боевая песня или клич, мелодиями которых германцы определяли исход боя). Драмы Клопштока - своеобразные оратории с хорами, прозаическими диалогами; они малосценічні. И. К. Ф. Шиллер не считал возможным ставить их на сцене Веймарского театра. Прекрасные хоры бардов, однако, были положены на музыку К.В. Глюком (трилогия «Бардита»).
Клопшток весьма сочувственно встретил начало Великой французской буржуаВНОй революции, которой посвятил ряд политических стихотворений, написанных в жанре оды: «Они, а не мы» («Sie, und nicht wir», 1790), «Познайте себя» («Kennet euch selbst», 1789), «Освободительная война» («Der Freiheitskrieg», 1792) и др. По решению Национального конвента (26.08.1792) Клопштоку было присвоено звание почетного гражданина Французской республики. Позже Клопшток отошел от революции, не приняв политики террора, о чем идет речь в оде «Моя ошибка» («Mein Irrtum», 1793).
Л. Вдовиченко
|
|
|